Искусство начинать

Сегодня каждый третий мечтает о предпринимательстве, каждый пятый – открывает свое дело, каждый пятидесятый ведет его большей года, но только единицы создают легендарный бизнес.

12 советов от человека, продвигавшего Apple

Сегодня каждый третий мечтает о предпринимательстве, каждый пятый – открывает свое дело, каждый пятидесятый ведет его большей года, но только единицы создают легендарный бизнес. Гай Кавасаки известный венчурный капиталист, один из первых сотрудников Apple (сначала занимался маркетингом Macintosh, позже – евангелизацией бренда Apple) дает 12 советов, которые сформировались благодаря как собственному опыту, так и сотрудничеству со Стивом Джобсом.

1. Создавай не бизнес, а новое значение

Если хочешь изменить мир, если хочешь стать действительно успешным предпринимателем, то лучшая причина, чтобы создать компанию – это желание создать в мире новое значение. И есть три способа это сделать:

1.1. улучшить качество жизни;

1.2. исправить неправильное;

1.3. предотвратить конец хорошего.

Если ты создаешь значение, ты автоматически зарабатываешь деньги. Если же ты с самого начала сфокусируешься только на деньгах, ты наверняка привлечешь в свою компанию неправильных сотрудников.

2. Создай мантру для своей организации

 Мантры – а не формулировки миссии. Например, наша мантра звучит так: «Обучение и мотивация в бизнесе» - сразу понятно, чем мы здесь занимаемся. А можно долго, нудно и безлико.

3. Начни заниматься реальными делами

Не надо проводить фокус-группы, маркетинговые исследования и т.п. Все эти действия только уводят тебя в сторону от реальных дел, замещают твою неуверенность и страх. Но благодаря им страх не рассеивается. Страх проходит, когда занимаешься реальным делом. Важно сосредоточить внимание на трех аспектах.

3.1. «Думай иначе!» Не делай то же самое, что делают другие, только чуть лучше. Не делай то же самое, но на 10-15% лучше. Делай в десять раз лучше!

3.2. Не бойся поляризовать людей. Классные продукты поляризуют людей. Если ты попытаешься создать продукт, который понравится всем – ты создашь посредственность. У твоего продукта должны быть как последователи, так и хейтеры.

3.3. Найди соратника – человека (людей), который будет тебе дополнять. У Стива Джобса был Стив Возняк, у Билла Гейтса – Стив Балмер.

4. Определи модель бизнеса:

4.1. модель должна быть конкретной. Вопрос, на который ты должен для себя ответить: Вот мой покупатель. Как я достану свои деньги из его кошелька?

4.2. модель бизнеса должна быть простой. Инновации стоит привносить в технологии, продукты или услуги, а не в модель бизнеса. Она должна выглядеть примерно так: себестоимость единицы продукта составляет 1 доллар, ты продаешь ее за 5 долларов, и твоя прибыль до уплаты налогов составляет 20%.

4.3. Советоваться о модели бизнеса следует с женщинами. У мужчин, есть один фундаментальный генетический изъян: «ген-убийца». В мужчинах есть желание убивать – убивать растения, убивать животных, убивать другие компании и их продукты. В большой мере это желание подавляется обществом. Но существуют такие области, в которых общество его приветствует. Одна из таких областей – предпринимательство.  В нашем обществе желание «раздавить конкурента» считается нормальным. Так что если вы скажете: «Я хочу открыть компанию, чтобы стереть с лица земли Oracle, Google или Microsoft», все мужчины, которые это услышат, ответят: «Да, это классная идея». У женщин нет этого фундаментального генетического изъяна. Так что идеи по поводу модели бизнеса лучше обсуждать с ними.

5. Обозначь вехи развития

5.1 Определи вехи. Вехи – это когда бизнес «заработал», а не «потратил». Покупка канцтоваров для работы – это не веха. Первая сделка – веха. Заключение контракта с новым партнером – веха.

5.2 Напиши свои гипотезы относительно работы компании. Сколько звонков клиентам вы сможете делать за день? Каким будет срок окупаемости инвестиций? Сколько будет стоить установка вашего программы или продукта для покупателя? Эти гипотезы будут менять твою модель бизнеса. Немногие начинающие компании добиваются успеха. Записывай рабочие гипотезы и тестируй их.

5.3 Поставь задачи. Задачи помогут либо достичь определенной вехи, либо проверить конкретную гипотезу. При этом приоритет всегда таков: сначала вехи, затем гипотезы, и только потом – задачи.

6. Определи собственную нишу на рынке.

Продукт, который вы производите (или услуга) должны быть уникальны, а также иметь высокую ценность для потребителя. Только такой бизнес будет успешен.

7. Создавай ценность

Не нужно конкурировать по цене. Цена — это далеко не все, что имеет значение. Что действительно важно — это ценность. А ценность формируется из обучения, поддержки и внутренней радости от использования лучшего инструмента (продукт, услуги) из всех доступных.

8. Нанимайте на работу людей, которые заражены вашими идеями.

8.1. игроки класса А берут в команду игроков более профессиональных, чем они сами. Однако, совершенно очевидно, что игроки класса B будут набирать игроков класса C, и так далее. Если вы начинаете набирать сотрудников уровня B, ожидайте, что в вашей компании случится «идиотографический взрыв». (bozo explosion — быстрый рост количества некомпетентных сотрудников).

8.2. учитывайте «зараженность» вашим продуктом при найме на работу. При собеседовании вы должны выяснять три вопроса: 1) образование/опыт 2) лидерские качества 3) отношение к вашему продукту. Отсеивайте тех, кто этим факторам не соответствует.

8.3. при первом взгляде на вашего потенциального сотрудника вы должны сказать про себя: «Черт, он мне нравится. Хочу работать с ним в одной команде». Если такой реакции не происходит – не берите его.

9. Разрушай барьеры между своим продуктом и покупателями:

9.1. Научиться использовать твой продукт должно быть просто.

9.2. Не проси людей делать то, что ты сам не захотел бы делать.

9.3. Найди своих евангелистов, тех людей, которые будут биться за твой продукт. Когда у тебя будет классный продукт, тебя понадобятся люди, которые понесут добрую весть об этом продукте другим. Ты должен им платить. Это те люди, которые хотят изменить мир при помощи твоего продукта или услуги. Найди этих людей, создай для них программы, приблизь к себе.

10. Продавай

10.1. Бери деньги. На старте своей компании ты встретишь людей, которые не входят в твою целевую аудиторию, но покупают твой продукт и используют его не так, как ты задумывал. У многих предпринимателей это вызывает тревогу: «Боже, неправильные покупатели скупают нашу продукцию в больших количествах: нужно срочно нанимать агентство и репозиционировать наш продукт». Не стоит паниковать – просто бери деньги.

10.2. Для того, чтобы продажи пошли, нужно, чтобы люди могли бесплатно тестировать твой продукт.

10.3. Найди людей, которые обладают действительным влиянием и предложи им свой продукт. Беслатно.

11. Одиннадцатый пункт – не давайте разным бозо («чувакам», «чмо») себя замучить

Существует два вида бозо. Первый – отвратительный, вонючий, озлобленный, покрытый перхотью неудачник. Когда такой бозо говорит тебе, что у тебя ничего не получится, его легко игнорировать. Ты смотришь на него и говоришь: «Почему я должен тебе верить? Ты – неудачник». Это – безопасный вид бозо. Опасный вид бозо – подтянутый мужчина в черном, ездит на немецкой машине, носит дорогие часы, играет в хоккей, использует Macintosh PowerBook… — это и есть опасный вид бозо. Ведь когда такой бозо говорит, что «ты не можешь добиться успеха», «у тебя не получится», «это никому не нужно», у тебя может возникнуть соблазн ему поверить.

12. Заставьте верить в ваш продукт

Если вы переходите на новые витки, спорите с экспертами, ставите большие задачи, одержимы дизайном и фокусируетесь на уникальной ценности, то чтобы ваш труд принес плоды, вам придется заставить людей поверить в то, что вы делаете. Не все поверят — это нормально. Но изменение мира начинается с изменений взглядов нескольких людей.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Маркетинг, реклама, PR