О конкурентном преимуществе

О конкурентном преимуществе

Каждая компания думает над вопросами собственных преимуществ. И здесь не технологии продаж, не реклама, а маркетинг начинает работать по полной. Если он, конечно, у вас есть.

Сейчас каждая компания, от крохотного ИП до большой корпорации, столкнувшись с конкурентным рынком и, что еще хуже, продолжительным падением спроса, который будет продолжаться весьма и весьма долго, денно и нощно думает над вопросами собственных преимуществ. В активных продажах и хитрых приёмах, позволяющих “продать больше” уже разочаровались даже те, кому не хватало здравомыслия ранее. Вопрос стоит по-другому — как продать вообще? И здесь не технологии продаж, не реклама, а маркетинг начинает работать по полной. Если он, конечно, у вас есть.

А он у вас есть наверняка, потому как маркетинг — это здравый смысл. Это умение встать на сторону потребителя, и работать эмпатически, сопереживая, вникая в потребности. Если ваш бизнес проработал года три и в планы не входит его закрытие, могу сказать что здравый смысл и эмпатия у вас присутствуют. Иначе всё бы случилось значительно раньше. Осталось лишь повысить их процентное содержание в принимаемых решениях, и тогда рынок предстанет совсем в другом свете.И здесь как раз и возникает вопрос по поводу конкурентных преимуществ. Чаще всего звучит он так: “что делать, если таких преимуществ у нас нет?”. Если вы не сотрудничаете с государством или ваш родственник не занимает ответственную позицию в компании, на долю которой в вашем обороте приходится более 50% — скорее всего они есть, просто вы о них не знаете. И это — нормальная ситуация.

Я очень часто встречаю компании, которые даже не подразумевают, какой конкурентной силой они обладают — потому как они смотрят изнутри своего бизнеса, а не глазами покупателя. Это как раз недостаток эмпатии, который надо восполнять. И это — хлеб стороннего специалиста, который может посмотреть на бизнес нелицеприятно.Если говорить о процессе, поиск недостатков, которые необходимо устранить и которого так боятся клиенты (вплоть до отказа сотрудничать) имеет очень серьезную оборотную сторону. Поиск нерелевантного рынку элемента в предложении компании может дать результат как со знаком “минус” (и это бывает), так и со знаком “плюс” (бывает всегда). Часто такой поиск заканчивается не изменением продуктового или ценностного предложения, а сменой аудитории. Собственно, для этого от компании не требуется серьезных вложений в изменение продукта — лишь, фактически, изменение коммуникаций. Те, кто занимаются продажами, учат продавать. Но они учат механике продаж, не задаваясь вопросами а то и тому ли мы продаём. И т.к. маркетологи приходят в компании уже после продажников (справедливо и для внутренних специалистов, и для проектно-приглашенных), именно им и предоставляется возможность найти те самые “конкурентные преимущества” в результате поиска. Значимые для потенциальных покупателей. Или пользователей. Или плательщиков. Или для тех и других и третьих… Одно уже такое разделение даёт совершенно иную картину продукта и рынка. И, как следствие, конкурентных преимуществ.Далее работа не должна прекращаться. Объяснить можно на примере коктейлей или рецептов блюд. Если вы одни и те же ингредиенты смешаете в разных пропорциях, да еще и обработаете по-разному, вы получите совершенно разные блюда или напитки со своим неповторимым и запоминающимся вкусом. Так и в маркетинге; в процессе разработки этих самых конкурентных преимуществ (которые сейчас модно называть “ценностным предложением”, а сам процесс — “дизайном”), важны не только сами составляющие, которые могут быть идентичны конкурентным, но и то, как они между собой связаны, чем объединены и на кого нацелены. Это наглядно демонстрирует, например, автомобильный рынок.

Найдется ли сейчас хоть одна компания, помимо Tesla, которая обладает чем-то реально уникальным, инновационным и прорывным, в корне меняющим опыт взаимодействия между человеком и его автомобилем? Но меняет ли это суть? Компании успешно конкурирует между собой и не только ценой, хотя никакой разницы между Mercedes, Audi и BMW нет. Более того, к ним стремительно подбираются типичные игроки более низких сегментов… Это случай “апельсинового сока”, который не может быть натуральнее чем на 100% вне зависимости от производителя.Но тем не менее на рынках есть разнообразие — благодаря дизайну, который уже давно стал значимым преимуществом, благодаря стереотипам вокруг бренда, благодаря сервису, благодаря финансам… Конкурентные преимущества, например, в скорости ответа на запрос — очень актуальны для Украины, где желаемость мгновенного сервиса крайне высока. Хотя на большинстве рынков и в особенности B2B вообще ответ на запрос по электронной почте зачастую редкость. Именно поэтому при создании подобного набор преимуществ очень важно отталкиваться в первую очередь не от того, что есть у вас, а от той практики, что сложилась на рынке. А подобный подход по моим наблюдениям — это редкость. “Мы лучше всех делаем…” — понятно. Но “на рынке все делают…” — данный анализ чаще всего пропускается. И напрасно.Нет, анализ скрытых возможностей внутри компании крайне важен, так же, как и поиск недостатков с последующим их устранением. Но эти процессы всё равно находятся в рамках продуктового мышления, выйти за которое бывает очень сложно. И, чаще всего, не очень комфортно. Хотя именно здесь, “с улицы” имеет смысл начинать поиск.Механика проста: оцениваем конкурентную среду, оцениваем собственный продукт и возможности его изменения, оцениваем аудитории… в общем, здесь нет ничего нового и… как ни парадоксально, ничего сложного.

Поиск конкурентных преимуществ — это не креатив, а рутина. Это анализ. И если вы создали работающий бизнес, то пройтись по нему с маркером не должно представлять труда. Надо только знать как. А для этого есть много источников вдохновения, причём весьма простых для освоения — от Портера до Остервальдера. Главное, не бросаться в “голубые океаны”, а пытаться сначала научиться плавать в своём красном, раз уж течение туда занесло.И вот создав подобный список возможных конкурентных преимуществ, вы приступаете к самому важному. Начинаете их ранжировать и сортировать. Методик масса — используйте любую. Результаты всё равно не будут отличаться сильно. В итоге вы, как правило, придете к трем группам — базовой, дополнительной и уникальной. Названия могут быть различными, но суть будет одна и та же: первая группа позволяет конкурировать на рынке и вроде как конкурентным преимуществом являться не должна. Но порой соблюдение норм и правил уже может преобразоваться в реальный мотив для покупки. На рынке конкурентном игнорирование базовых преимуществ не даёт легитимного повода для существования спроса и бизнеса в целом.

Дополнительные преимущества — существенно ограничивают круг предложений, рассматриваемых потребителями. Т.е. если “базовый набор” есть у всех 100 игроков, то особенные требования могут удовлетворить лишь десять из ста. Здесь мы уже включаем в наши маркетинговые расчеты целевую аудиторию как один из инструментов. И, наконец “уникальные преимущества”, которым все так обеспокоены. Как они работают? Всё очень просто. Уникальный набор ценностей, которые выражаются в УТП приводит к безальтернативности вашего предложения на рынке. Т.е. из ста игроков вашему (!) потребителю подходит только ваш продукт и никакой другой. А теперь вопрос — как часто на рынке может возникнуть подобная ситуация и что необходимо сделать для того, чтобы потребитель даже не смотрел в сторону конкурентных альтернатив и субститутов?Не похожа ли погоня за “тем самым уникальным конкурентным преимуществом” на бессмысленную борьбу с ветряной мельницей? Огромные ресурсы тратятся на то, чтобы выделить и сформулировать такую вот уникальную позицию, которую еще и надо закрепить в сознании потребителей с таким запасом времени, что без беспочвенных фантазий просто не обойтись. Что мы и имеем в сухом остатке — пустые, ни чем не подкрепленные и абстрактные “обещания брендов”, которые и выражают конкурентные преимущества продуктов и подчеркивают их “позиционирование”.Это как раз тот самый журавль в небе в ситуации, когда синицы прямо лезут в руки. Зачем? Потому как никому не хочется быть крепким и надежным “середнячком” даже там, где все призрачно и жидко. Это уже амбиции быть лучшим на рынке. Они похвальны, но счастье порой можно обрести, став просто стабильным и научившись вовремя и в полном объеме исполнять свои обязательства. И пусть “быть #1” станет вашей долгосрочной целью — чтобы её достичь, надо научиться сначала делать безупречно хорошо, включая мелочи. И это огромное конкурентное преимущество, сильно недооцененное на фоне маркетинговой демагогии об уникальности. При этом ни что не мешает к ней стремиться. Но надо усвоить одно простое правило — к собственной уникальности бизнеса приводит обладание уникальным ресурсом: знанием, навыком, ингредиентом, опытом, количеством времени или денег.

Вы уверены, что ваш ресурс прямо сейчас достаточно уникален, не копируем, не воспроизводим? Правдивый ответ на этот вопрос может многое изменить.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Маркетинг, реклама, PR Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток