Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Как применить новую версию стандарта ISO 9004:2009?

Как применить новую версию стандарта ISO 9004:2009?

Чем могут быть полезны организации рекомендации последней версии международного стандарта ISO 9004:2009

Стандарт ISO 9004 традиционно пересматривался параллельно с версией стандарта ISO 9001, как часть согласованной пары стандартов по системам менеджмента качества. Последнее 3-е издание ISO 9004:2009 от 30.10.2009г. отменяет и замещает вторую редакцию стандарта ISO 9004:2000, который был подвержен пересмотру техническим комитетом ISO/TC 176 (Quality management and quality assurance, Subcommittee SC 2, Quality Systems). Новая версия ISO 9004:2009 обращается к таким темам, как стратегия и политика организации, управление ресурсами (в т.ч. числе финансовыми и персоналом) и процессами, взаимоотношения с поставщиками и партнерами, проведение мониторинга, измерений и анализа.
Главное смещение акцента ISO 9004:2009, ведущее к значительным изменениям структуры и содержания стандарта, - управление с целью достижения устойчивого развития организации, а не только рекомендации по построению СМК. Настоящий международный стандарт содержит с точки зрения менеджмента качества руководство для поддержания устойчивого успеха организации в сложной и постоянно меняющейся среде, предъявляющей специфические требования. Стандарт предназначен для содействия достижению устойчивого развития любой организации, независимо от размера, типа или вида деятельности.
Устойчивый успех организации обеспечивается ее способностью удовлетворять потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон в долгосрочной перспективе и с соблюдение соответствующего баланса. Устойчивость развития может быть достигнута посредством результативного управления организацией через понимание среды, в которой действует организация, обучение и соответствующее применение улучшений и инноваций. Стандартом ISO 9004:2009 определено, что инновации могут применяться на всех уровнях через изменения в:

  • технологии или продукте;
  • процессах;
  • организации;
  • системе менеджмента организации.

Новый фокус менеджмента качества на поддержку устойчивого развития и создание конкуренции невозможен без инноваций. В свою очередь системы менеджмента могут помочь достичь инновационности через активное обучение и стратегическое партнерство.
Настоящий международный стандарт ISO 9004:2009 предполагает самооценку (Приложение А) как важный инструмент для определения уровня зрелости организации, включающего в себя оценку лидерства, стратегии, системы менеджмента, ресурсов и процессов, для определения сильных сторон и областей совершенствования, а также возможностей для улучшений, инноваций, либо того и другого одновременно.
ISO 9004 не является «стандартом требований», но он может быть эффективно использован для совершенствования возможностей менеджмента качества сверх требований изложенных в ISO 9001. Применение ISO 9001:2008 нацелено на «результативную» систему менеджмента качеством, тогда как использование ISO 9004:2009 нацелено на «эффективность» системы менеджмента. ISO 9004:2009 представляет более широкий взгляд на менеджмент качества, нежели ИСО 9001:2008. Он учитывает потребности и ожидания всех заинтересованных сторон и дает руководство по систематическому и непрерывному улучшению деятельности на основе процессного подхода.
Эти оба стандарта разработаны для совместного использования, но могут применяться также в качестве самостоятельных документов. ISO 9004:2009 предлагает руководство ко всем аспектам системы качества для улучшения совокупной производственной деятельности, в то время как ISO 9001:2008 рассматривает требования к системе качества организации для доказательства ее способности к выполнению запросов потребителей. ISO 9004:2009 не рассматривается как руководство по соблюдению требований ISO 9001:2008, он не предназначен для нормативного или договорного использования.
Организации, внедрившие систему качества по требованиям ISO 9001:2008, могут использовать ISO 9004:2009 на следующем этапе развития для совершенствования систем менеджмента и повышения потенциала всей деятельности организации за счет повышения производительности. Постоянные улучшения могут применяться как ко всей СМК, так и к любому из ее процессов и включают:

  • определение целей планируемого улучшения;
  • анализ существующего процесса или системы «как есть» и формирование входных данных;
  • идентификацию возможных решений и выбор наилучшего из них, которое устранит причину проблемы и предотвратит ее повторное возникновение;
  • внедрение улучшения;
  • верификацию и валидацию улучшенного процесса;
  • оценку достигнутого улучшения, включая извлеченные уроки.

Для организации, еще не начавшей процесс подготовки к регистрации по требованиям ISO 9001, альтернативой также может быть внедрение эффективно работающей системы менеджмента качества на основе рекомендаций стандарта ISO 9004, а затем учет требований ISO 9001 в целях регистрации.
Для специалистов полезными могут быть приведенные ниже стандарты по отдельным направлениям менеджмента и отраслевой принадлежности.
Стандарты поддержки:
ISO/TR 10013:2001 "Рекомендации по документированию систем менеджмента качества";
ISO 10005:2005 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по планам качества";
ISO 10006:2003 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по менеджменту качества в проектах";
ISO 10007:2003 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по управлению конфигурацией";
ISO 10002:2004 "Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по обращению с жалобами в организациях";
ISO 10001 "Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по кодексам поведения";
ISO 10003 "Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по разрешению спорных вопросов с внешними потребителями";
ISO/TR 10014:2005 "Рекомендации по управлению экономикой качества";
ISO 10015:1999 "Менеджмент качества. Рекомендации по подготовке кадров";
ISO/TR 10017:2003 "Рекомендации по статистическим методам применительно к ISO 9001:2000".
Особые (специальные) стандарты:
ISO/TS 16949:2002 "Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ISO 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части";
ISO 10012:2003 "Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерения и измерительному оборудованию";
ISO 13485:2003 "Изделия медицинские. Системы качества. Требования для включения в регламенты".
ISO/ТR 14969 "Системы качества. Изделия медицинские. Рекомендации по применению ISO 13485:2003";
ISO 22000:2005 "Системы менеджмента пищевой безопасности. Требования к любой организации в цепи создания пищевых продуктов";
ISO 22004 "Системы менеджмента пищевой безопасности. Рекомендации по применению стандарта ISO 22000:2005";
ISO 15189:2003 "Медицинские лаборатории. Особые требования к качеству и компетентности";
ISO/IEC 90003:2004 "Разработка программных продуктов. Рекомендации по применению стандарта ISO 9001:2000 при разработке компьютерных программных продуктов";
ISO/IWA2:2003 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по применению ISO 9001:2000 в сфере образования";
ISO/IWA1:2001 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению процессов в организациях здравоохранения";
ISO/IWA4 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по применению ISO 9001:2000 в органах власти и самоуправления";
ISO 15378 "Системы менеджмента качества. Основные упаковочные материалы для медицинских изделий. Особые требования по применению".
Отраслевые системы менеджмента качества:
ISO/TS 29001:2003 "Нефтяная, нефтехимическая и газодобывающая промышленность. Отраслевые системы менеджмента качества. Требования к организациям, поставляющим продукцию и предоставляющим услуги";
Две части стандарта для телекоммуникационной отрасли: TL 9000:2001, ч. 1: "Требования к системам качества" и TL 9000:2001, ч. 2: "Метрики системы качества";
AS 9100 (A):2001 "Требования к качеству основных поставщиков в области аэрокосмической промышленности";

Другие системы менеджмента:
OHSAS 18001 - система менеджмента охраны труда и здоровья персонала;
SA 8000 - система социальной ответственности (готовится стандарт ISO 26000);
КСО – 2006 – корпоративная социальная ответственность;
ISO 27001:2005 - менеджмент информационной безопасности;
FERMA - система управления рисками;
BS 25999-1:2006, BS 25999-2:2007 - система управления непрерывностью бизнеса;
IFS _- стандарт для поставщиков пищевых продуктов в торговые сети;
EUREPGAP - для производителей сельхозпродукции;
BRC - стандарт Британского консорциума розничных торговцев;
GAP - надлежащая сельскохозяйственная практика;
GDP - надлежащая дистрибьюторская практика;
GMP - надлежащая производственная практика;
GHP - надлежащая гигиеническая практика.

Компания: Прирост-академия, центр подготовки персонала (все статьи компании)

Комментарии

Тупкало В.Н. МКЦ | 20.04.2010, 11:10
Если вы говорите о новой версии стандарта, то сравнения текстов о новизне не свидетельствует.
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
"Духовность" - это самый унизительный "развод" людей в наше время!, Сварог
Умеем ли мы принимать Решение?, Сварог
Премії на підприємстві, Зарплатний блог Галини Казначей
Строк давності перевірок Держпраці, Зарплатний блог Галини Казначей
Поділ відпусток частинами, Зарплатний блог Галини Казначей
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».