Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Три составляющие успешной коммуникации

Три составляющие успешной коммуникации

Обычно общаясь, мы преследуем какую-либо цель. При деловой встрече, она приобретает первоочередное значение. Тогда речь заходит об эффективности общения. Для ее повышения существуют несколько простых методов. Из них и состоит успешная коммуникация.

Умение слушать или активное слушание

Чем помогает умение слушать? Получить больше информации, а, следовательно, лучше результат.

Начнем с первого — внешнего проявления. Внимательное слушание побуждает собеседника говорить больше, с энтузиазмом и расположенностью к слушателю, что способствует повышению эффективности общения. Поэтому, активное слушание — это не просто процесс получения информации, но и постоянная обратная связь. Каждое мгновение собеседник видит, как мы его слушаем. Такое умение проявляется в наклоне головы, поддакивании, кивании, а также в мини-вопросах, которые адресованы последнему слову или целой фразе говорящего. Участвуя, фактически в монологе, мы создаем полноценное двустороннее общение.

Второй момент — так называемый, внутренний. Это правильный подход к оперативному анализу получаемой информации. Если у вас, как говорят психологи, аудиальный канал восприятия не превалирует, усвоение через уши может быть не самым эффективным. К примеру, у многих развит визуальный, и, если вы относитесь к такому типу, необходимо задействовать именно его. Например, разговаривая с человеком, можно взять лист бумаги и записывать какие-то важные тезисы или рисовать схемы. Таким образом, мы переводим информацию в тот канал, который является для нас самым оптимальным. Это тоже умение слушать.

Подытоживая сказанное: во-первых, нужно внимательно слушать собеседника и уметь это показать. Во-вторых, если аудиальный канал у вас не ведущий, необходимо подключать дополнительные. Это поможет в анализе поступающей информации.

Безоценочное выражение мыслей

У каждого из нас существует своя система убеждений и ценностей, которая закладывается родителями, социальной средой и жизненным опытом. Поэтому, общаясь, люди не просто передают информацию, но также, насыщая слова эмоциональным тоном, выражают свое отношение к ней. Это называется оценочной передачей информации.

Какими могут быть последствия такого общения? Если в чем-либо система убеждений и ценностей собеседника не совпадает с нашей, разговор перейдет в плоскость защиты убеждений. Например, фраза «Ты как всегда пришел не вовремя», может вызвать желание оправдываться либо нападать. Особенно если у человека есть убеждение, что опаздывать плохо. В результате конструктивный разговор не получится.

Вот почему в деловом общении необходимо так строить предложения, чтобы они говорили только о фактах. При этом надо учитывать, что даже в безэмоциональной беседе выбор слов и построение фразы может выдать наше отношение. Например, мы можем назвать человека как «экономным», так и «жадным». Но, к счастью, наш язык богат синонимами…

И так, задача тех, кто хочет повысить персональную эффективность: во-первых, расширять синонимический запас, который позволит более четко подбирать нужные выражения, а во-вторых, излагать факты независимо от своих убеждений и настроения.

Поднятие значимости собеседника

Речь идет о комплиментах. Такой простой элемент общения позволяет нашему собеседнику почувствовать свою значимость. Комплименты бывают прямые и непрямые.

Прямые, это когда мы просто говорим о качествах или внешности человека. Но в этом случае могут быть подводные камни. Например, мы говорим: «У вас очень красивый галстук», и если на самом деле человеку галстук этот надоел, комплимент не создаст нужного эффекта.

Поэтому, имеет смысл делать комплименты непрямые, причем, максимально нейтральные и безоценочные. Примером может служить использование таких слов как: интересный, любопытный, оригинальный. Но комплименты — это только одна из составных частей процесса поднятия значимости человека. Если же говорить о психологическом подходе, есть такое понятие как экзистенциальная позиция человека, которая закладывается еще в детстве. Существует 4 варианта:

— Я «минус» — Ты «минус»
— Я «плюс» — Ты «минус»,
— Я «минус» — Ты «плюс»,
— Я «плюс» — Ты «плюс».
Если мое главное убеждение, что я не соответствую этому миру, т. е. все плохо и все в этом мире плохие, разговор будет строиться по принципу: Я «минус» — Ты «минус».

Если я считаю, что всегда прав, а окружающие — виноваты, то это позиция: Я «плюс» — Ты «минус». И здесь ни о каком поднятии значимости собеседника речь идти не может.

Вариант Я «минус» — Ты «плюс», на первый взгляд, поднимает значимость другого, но за счет принижения себя. Поэтому, часто в такой ситуации, либо мы себя чувствуем некомфортно, либо наш собеседник.

А вот принцип Я «плюс» — Ты «плюс» — залог конструктивного общения. Здесь собеседники являются равноправными партнерами. Находясь в такой позиции, мы поднимаем значимость, того с кем общаемся, причем увязываем ее с конкретными фактами. Например: «Мне очень понравилось, как вы использовали тот пассаж в вашем сочинении». Такие комплименты более глубокие, поскольку основаны на реальных событиях, а значит, мы можем четко объяснить человеку, что именно нам понравилось и в каком виде. В итоге получается не поверхностный комплимент, который может быть воспринят как лесть, а основанное на фактах повышение значимости собеседника.

Автор: Ляхович Николай
Компания: Smart Consulting (все статьи компании)

Комментарии

Татьяна Липовская, МС-проект | 02.03.2011, 23:04
Замечательно, Николай!
Спасибо. Четко структурировано, ясно написано и легко читается.
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Совершенство, но не перфекционизм, Красноречие, тренинговая компания Елены Почуевой
Константин Галюк на конференции «Алгоритмы успеха», Makers game group, академия игры
Как выбрать репетитора?, TRN.ua
Чем «грозит» компании оптимизация бизнес-процессов?, Группа финансовых решений
ГИД рекрутера, Softengi training center
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».