Конструктор «LEGO- себестоимость» или методы учета себестоимости продукции

Конструктор «LEGO- себестоимость»  или методы учета себестоимости продукции

Известно, что управлять затратами выгоднее, чем увеличивать объем продаж. Посему управление затратами - наиболее развивающаяся область как экономической практики предприятий, так и западных теоретических исследований последних десятилетий.

Понимание это уже наблюдается и в украинской практике, о чем свидетельствует интерес к теме формирования себестоимости и управления затратами на производственных предприятиях. Но это только с одной стороны. С другой – понятия «затраты» и «себестоимость как сумма затрат» в учете самые неопределенные. Без дополнительных пояснений каждый специалист может подразумевать под ними множество всевозможных значений.
Рассматривая в качестве себестоимости денежный эквивалент величины ресурсов, использованных для определенных целей, круг этих самых определенных целей лучше ограничить наиболее актуальной точкой отсчета – производством единицы продукции. Хотя и в этом варианте неопределенности не избежать. Понятие «единица продукции» может восприниматься и очень широко и ограниченно узко. Пример широкого подхода: производитель джинсов всё выпущенное рассматривает как единый объект затрат. В этом случае выделить разницу между ресурсами, используемыми при производстве разных моделей и размеров, невозможно. Другая крайность – каждая пара как отдельный объект отнесения затрат. Такой подход приведет к громоздкости и экономической неэффективности системы учета. Как правило, в различных отраслях к формированию понятия единицы продукции вырабатывается специфический подход. Это могут быть типоразмеры, модели, условные единицы (тысячи условных банок – в консервной промышленности) и т.д. Определившись с этим моментом, предприятия формулируют центральную «заготовку» конструктора «Собери себестоимость».
Составляющими элементами себестоимости изделия являются как материалы, так и работа с услугами. Обычно, в системе учета затрат, относимых на продукт, выделяют следующие категории: рис. 1
Конверсионные расходы – это сумма прямых затрат на рабочую силу и общепроизводственных расходов, то есть расходы по перенесению стоимости материалов на готовое изделие. По характеру своей взаимосвязи с продуктом они чаще всего носят косвенный характер, то есть не идентифицируются с единицей продукции. Конверсионный расход связан со всеми производимыми продуктами, и более всего это касается общепроизводственных затрат. По отношению к этому элементу затрат известны две концепции учета себестоимости продукции.
Калькуляция производственной себестоимости продукции может строиться на базе принципа полного учета затрат (Absorption Costing) и метода переменных затрат (Direct (Variable) Costing). Теоретическая основа калькуляции себестоимости с полным распределением затрат предполагает включение в себестоимость всех производственных затрат вне зависимости от того, постоянные они или переменные. В корне такой логики – понимание того факта, что без постоянных затрат выпуск продукции не возможен. Теоретическая база калькуляции себестоимости по переменным издержкам состоит в том, что постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно в отчет о финансовых результатах на тот период, когда они произошли. Данный метод отталкивается от отсутствия непосредственного отношения постоянных затрат к выпуску продукции: предприятия несут их в любом случае, независимо от того, производится что-то или нет.
Очевидно, что украинские стандарты бухгалтерского учета, регулируют учет производственной себестоимости продукции методом полного распределения (поглощения) затрат (кстати, как и законодательство большинства стран и международные стандарты бухгалтерского учета). Но это не мешает многим компаниям во всем мире вести свой внутренний учет в формате прямых переменных затрат. Откуда такая настырность?
Представим потенциально возможную ситуацию, случившуюся, скажем, на предприятии-производителе запасных частей для автомобилей. Рыночная цена за единицу равна 20 грн.. При плановом объеме производства в 1млн. единиц продукции, суммарная себестоимость реализованной продукции составит 15 000 000 грн. Из них 3 000 000 - постоянные производственные затраты. На предприятие обратились с заказом на 100 000 единиц продукции. Заказчик предложил установить договорную цену - 13 грн. Исходя из принципов полной себестоимости продукции, заказ не выгоден (15 000 000/1 000 000 = 15 грн на единицу продукции). Но при более тщательном рассмотрении видно, что 3 000 000 постоянных затрат никак не отреагируют на 10 процентное увеличение объема производства, их сумма останется той же. Это означает, что учитывать при принятии решений необходимо только переменные производственные затраты: 15 000 000 – 3 000 000 = 12 000 000; или затраты на единицу продукции: 12 000 000/1 000 000 = 12 грн. В таком ракурсе заказ уже вполне способен заинтересовать предприятие, так как дополнительная прибыль при его реализации составит 100 000 грн.: (13 - 12)* 100 000 = 100 000 грн.
Принятие таких решений, как и решение многих других управленческих задач, возможно лишь при разделении производственных затрат на постоянную и переменную части.
Система учета переменных затрат возникла в США в период Великой депрессии и получила широкое распространение в 50-х годах. Депрессия заставила предприятия с большим вниманием отнестись к той части затрат, которая находясь в составе нереализованной готовой продукции, лежала на складе, и значит давала искаженную информацию о сегодняшней прибыли предприятия. Практическое применение второго подхода привело к различию в терминологии, форматах отчетности предприятий, определении себестоимости реализованной продукции и оценке запасов и незавершенного производства, а также в исчислении прибыли.
С полным содержанием статьи можно ознакомится на нашем сайте


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Фінанси, кредит, банківська справа