Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Конструктор «LEGO- себестоимость» или методы учета себестоимости продукции

Конструктор «LEGO- себестоимость»  или методы учета себестоимости продукции

Известно, что управлять затратами выгоднее, чем увеличивать объем продаж. Посему управление затратами - наиболее развивающаяся область как экономической практики предприятий, так и западных теоретических исследований последних десятилетий.

Понимание это уже наблюдается и в украинской практике, о чем свидетельствует интерес к теме формирования себестоимости и управления затратами на производственных предприятиях. Но это только с одной стороны. С другой – понятия «затраты» и «себестоимость как сумма затрат» в учете самые неопределенные. Без дополнительных пояснений каждый специалист может подразумевать под ними множество всевозможных значений.
Рассматривая в качестве себестоимости денежный эквивалент величины ресурсов, использованных для определенных целей, круг этих самых определенных целей лучше ограничить наиболее актуальной точкой отсчета – производством единицы продукции. Хотя и в этом варианте неопределенности не избежать. Понятие «единица продукции» может восприниматься и очень широко и ограниченно узко. Пример широкого подхода: производитель джинсов всё выпущенное рассматривает как единый объект затрат. В этом случае выделить разницу между ресурсами, используемыми при производстве разных моделей и размеров, невозможно. Другая крайность – каждая пара как отдельный объект отнесения затрат. Такой подход приведет к громоздкости и экономической неэффективности системы учета. Как правило, в различных отраслях к формированию понятия единицы продукции вырабатывается специфический подход. Это могут быть типоразмеры, модели, условные единицы (тысячи условных банок – в консервной промышленности) и т.д. Определившись с этим моментом, предприятия формулируют центральную «заготовку» конструктора «Собери себестоимость».
Составляющими элементами себестоимости изделия являются как материалы, так и работа с услугами. Обычно, в системе учета затрат, относимых на продукт, выделяют следующие категории: рис. 1
Конверсионные расходы – это сумма прямых затрат на рабочую силу и общепроизводственных расходов, то есть расходы по перенесению стоимости материалов на готовое изделие. По характеру своей взаимосвязи с продуктом они чаще всего носят косвенный характер, то есть не идентифицируются с единицей продукции. Конверсионный расход связан со всеми производимыми продуктами, и более всего это касается общепроизводственных затрат. По отношению к этому элементу затрат известны две концепции учета себестоимости продукции.
Калькуляция производственной себестоимости продукции может строиться на базе принципа полного учета затрат (Absorption Costing) и метода переменных затрат (Direct (Variable) Costing). Теоретическая основа калькуляции себестоимости с полным распределением затрат предполагает включение в себестоимость всех производственных затрат вне зависимости от того, постоянные они или переменные. В корне такой логики – понимание того факта, что без постоянных затрат выпуск продукции не возможен. Теоретическая база калькуляции себестоимости по переменным издержкам состоит в том, что постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно в отчет о финансовых результатах на тот период, когда они произошли. Данный метод отталкивается от отсутствия непосредственного отношения постоянных затрат к выпуску продукции: предприятия несут их в любом случае, независимо от того, производится что-то или нет.
Очевидно, что украинские стандарты бухгалтерского учета, регулируют учет производственной себестоимости продукции методом полного распределения (поглощения) затрат (кстати, как и законодательство большинства стран и международные стандарты бухгалтерского учета). Но это не мешает многим компаниям во всем мире вести свой внутренний учет в формате прямых переменных затрат. Откуда такая настырность?
Представим потенциально возможную ситуацию, случившуюся, скажем, на предприятии-производителе запасных частей для автомобилей. Рыночная цена за единицу равна 20 грн.. При плановом объеме производства в 1млн. единиц продукции, суммарная себестоимость реализованной продукции составит 15 000 000 грн. Из них 3 000 000 - постоянные производственные затраты. На предприятие обратились с заказом на 100 000 единиц продукции. Заказчик предложил установить договорную цену - 13 грн. Исходя из принципов полной себестоимости продукции, заказ не выгоден (15 000 000/1 000 000 = 15 грн на единицу продукции). Но при более тщательном рассмотрении видно, что 3 000 000 постоянных затрат никак не отреагируют на 10 процентное увеличение объема производства, их сумма останется той же. Это означает, что учитывать при принятии решений необходимо только переменные производственные затраты: 15 000 000 – 3 000 000 = 12 000 000; или затраты на единицу продукции: 12 000 000/1 000 000 = 12 грн. В таком ракурсе заказ уже вполне способен заинтересовать предприятие, так как дополнительная прибыль при его реализации составит 100 000 грн.: (13 - 12)* 100 000 = 100 000 грн.
Принятие таких решений, как и решение многих других управленческих задач, возможно лишь при разделении производственных затрат на постоянную и переменную части.
Система учета переменных затрат возникла в США в период Великой депрессии и получила широкое распространение в 50-х годах. Депрессия заставила предприятия с большим вниманием отнестись к той части затрат, которая находясь в составе нереализованной готовой продукции, лежала на складе, и значит давала искаженную информацию о сегодняшней прибыли предприятия. Практическое применение второго подхода привело к различию в терминологии, форматах отчетности предприятий, определении себестоимости реализованной продукции и оценке запасов и незавершенного производства, а также в исчислении прибыли.
С полным содержанием статьи можно ознакомится на нашем сайте

Автор: Пестрецова-Блоцкая Ольга
Компания: ТОТ, центр бизнес-технологий (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Названы самые инновационные компании мира, IT Education Center
12 причин никогда не сдаваться, Школа лидерства, образовательный проект
Эффективное управление отделом продаж. Отдел продаж своими руками, Национальный, бизнес-центр
Управление продажами, основные тенденции, Национальный, бизнес-центр
Газета «Консультант Кадровика», № 2 (134) 2017, Професійні видання
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».