Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Зачем менеджерам проблемы

Зачем менеджерам проблемы

В современном толковании – менеджер – это человек, который может найти решение в сложной ситуации – чем сложнее эта ситуация, тем более высокой квалификации менеджер нужен, чтобы с ней справиться.

Английский глагол «to manage» означает суметь, справиться, одолеть, достичь, обеспечить, и т.п. – короче, сделать так, чтобы произошло то, что должно произойти («to make things happen») и что, скорее всего, само по себе не произойдет. Этимология существительного «manager» восходит к вознице дилижанса, который должен был доставить почту и пассажиров из пункта А в пункт В, несмотря на плохую дорогу, нрав лошадей, погоду, разбойников и капризы путешественников.

В современном толковании – менеджер – это человек, который может найти решение в сложной ситуации – чем сложнее эта ситуация, тем более высокой квалификации менеджер нужен, чтобы с ней справиться.

В частном случае – это может быть и задача управления какой либо организацией или подразделением (с тем чтобы справиться, достичь, обеспечить, и т.п.), но «управление» - это гораздо более узкое понятие (а английском ему соответствует control, governance или supervision). И дело здесь не просто в «трудностях перевода». «Manager» – совсем не обязательно управленец – он может заниматься, как менеджер, какими либо делами, и делать это очень хорошо, не имея никаких подчиненных и никем не управляя. Делать хорошо свои дела может и «technician» - специалист, выполняющий определенную работу. Какая же между ними разница? Технический специалист – это может быть и экономист, и юрист, и инженер-программист – делает то, что положено, и так, как предписано. Если к тому появляются какие-то препятствия – докладывает начальству и ждет указаний. Менеджер же – делает то, что надо, и так, как требуется в сложившейся ситуации. Он сам принимает решения и отвечает за результат своих действий. Собственно, способность получить результат в ситуации, когда есть причины, из-за которых просто техническому специалисту, даже очень квалифицированному, с делом не справиться – и есть отличительная черта менеджера. В этом и состоит его работа. Если никаких «уважительных причин», из-за которых нужный результат не может быть получен, нет – не нужен и менеджер. С делом справится технический специалист, который стоит на рынке труда много дешевле. В качестве технического специалиста может работать и «управленец» какого угодно уровня – иногда даже и очень большие начальники никаких решений сами не принимают, делают то, что им предписано и так, как положено, и, по существу, только технически обслуживают стоящих над ними менеджеров.

Итак, менеджмент – это не просто управление, это гораздо больше. Это способность решать проблемы, когда они есть. Когда их нет – не нужны и менеджеры. Поэтому «менеджер», который жалуется на какие-то проблемы (законы плохие, чиновники коррумпированные, подчиненные недисциплинированные, погода не такая, места мало, и т.д. и т.п.) – пилит сук, на котором сидит. Ведь если, не дай Бог, проблем не будет, то менеджеру придется увольняться. Да и сам бизнес окажется под угрозой – там где нет проблем – быстро находится много конкурентов – цены падают, ситуация ухудшается, проблемы, в конце концов появляются, и тогда выживает тот, кто умеет их решать, а не тот, кто умеет объяснять, по каким таким уважительным причинам все не так, как надо.

Профессиональный менеджер должен обладать целым рядом квалификационных характеристик, к которым относятся и специфические личностные качества, и общий уровень релевантного образования, и, что обычно важнее, навыки и умения, без которых решать реальные проблемы в реальных ситуациях он не сможет. Традиционные университетские программы и даже курсы MBA – если они хорошие – дело полезное, для общего развития. Менеджера они могут произвести на свет не с большим успехом, чем лекции по истории музыки могут создать музыканта, лекции по плаванию – пловца, а книжки по истории государства – породить талантливого политика. Менеджмент – это в любом случае не теоретическая дисциплина и не набор таких дисциплин. Поэтому принадлежность к этой профессии не может быть подтверждена никаким дипломом никакого «теоретического» учебного заведения. Принадлежность к этой профессии может быть подтверждена только на практике – как способность находить решения в ситуациях, когда просто технического специалиста не достаточно.

Как не странно это может показаться, но основная трудность на пути решения любых проблем – это достаточно глубокий анализ ситуации, позволяющий выйти не те ключевые факторы и обстоятельства, которыми следует заниматься, чтобы улучшить положение вещей в целом. Как показывает опыт и многие специальные исследования, руководители организаций часто тратят время и нервы, пытаясь изменить то, чего изменить они все равно не смогут, или «бьют по хвостам», с утра до вечера занимаясь «теми же самыми проблемами» (это обычно означает, что они занимаются лишь следствиями, а собственно проблемы продолжают здравствовать и отравлять жизнь дальше). В большинстве случаев – проблемы, пока они не установлены, не видимы. Видимы лишь следствия.

Поэтому диагностика проблем с использованием соответствующего инструментария позволяет значительно повысить эффективность управления – направляя усилия на то, что можно и нужно делать, для того, чтобы в максимально возможной степени контролировать ситуацию.
Во многих случаях – правильный диагноз проблемы выводит непосредственно на ее решение - когда понятно, в чем корень зла, может оказаться очевидным, что следует предпринять. Но не всегда. Может быть, что выхода из положения не видно, или наоборот, есть слишком много возможных вариантов действий и не понятно, какой из них лучше. Поэтому задача поиска альтернативных решений и выбора наиболее рационального из них – часто далеко не тривиальная. Обычно ошибки состоят в том, что выбирается стереотипное (привычное, найденное опытным путем) решение, хотя оно далеко на лучшее, или, не имея достаточной информации об альтернативах и способности их сравнить между собой – выбирается первый попавшийся вариант по принципу «надо же что-то делать», «все равно никто не знает, что будет» и т.п. Иногда за решение выдаются общие фразы или формулировки политики, самоцели выдаются за цели, а «гениальные» предложения оказываются абсолютно бесполезными, поскольку они не учитывают реальных условий и ограничений.

Выбор рациональных решений подразумевает способность находить именно тот реально осуществимый путь, который приводит к относительно лучшему результату, с наименьшим риском и наименьшими затратами. Это требует хорошего владения предметом, творческого подхода и, опять же, соответствующего инструментария.

Тренинг по диагностике проблем и принятию рациональных решений обычно требует 3 дня работы, проводится в группах не более 15 человек (лучше, когда от каждого предприятия или организации участвует хотя бы 2-3 человека, а еще лучше – если все участники из одной организации), основывается исключительно на анализе реальных ситуаций, которые представляют сами участники тренинга, и неизменно дает значимый практический результат. Как свидетельствуют клиенты – после тренинга проблем становится много меньше, и решаются они много лучше.

Автор: Арташес Газарян
Компания: Development Training & Consulting (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Названы самые инновационные компании мира, IT Education Center
12 причин никогда не сдаваться, Школа лидерства, образовательный проект
Эффективное управление отделом продаж. Отдел продаж своими руками, Национальный, бизнес-центр
Управление продажами, основные тенденции, Национальный, бизнес-центр
Газета «Консультант Кадровика», № 2 (134) 2017, Професійні видання
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».