Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Конфликт: война или дискуссия?

Конфликт: война или дискуссия?

Что такое «конфликт», где он начинается и чем заканчивается – каждый из нас понимает по-своему.

Кто-то может накричать на ближнего своего (на супруга, начальника, коллегу) и не считать, что конфликт имел место – так, просто поговорили эмоционально, - а для другого один многозначительный взгляд может означать кровную обиду и начало беспощадной битвы. Конфликтами мы одинаково называем вооруженные столкновения с массовыми людскими жертвами и немой спор с самим собой, мешающий спать. Казалось бы, столь различные проявления человеческого бытия – есть ли вообще что-то общее между ними, и если есть, то как научиться использовать это общее?

Сделаем небольшое, но полезное философское отступление: «война» и «беседа» - это всего лишь слова, которыми мы определяем некоторые события в нашей жизни. Есть люди, для которых война – это беседа (пусть при помощи автоматов и гранатометов, но все же не более, чем повседневная скучная беседа), и есть люди, для которых едва ли не любая беседа – это война, отнимающая последние силы, достойная любых жертв. Таким образом, для успешного ведения диалога (или боевых действий) нам стоило бы отказаться от всяких клише и принять единство всего происходящего с нами. Как бы мы ни назвали конфликтную ситуацию, законы в ней будут действовать одни и те же, с незначительными специфическими вариациями.

Нас пугают неожиданности и несоответствия, но они же могут нам помочь. Угодив в перебранку с коллегой, вы можете воспринять офис как поле боя и… победить. Уже представили себе, как вам приходится забрасывать гранатами стол сослуживца-«неприятеля» и танками прорывать его оборонительную цепь? В этом вовсе нет никакой необходимости! Просто в обычном споре вы не пользуетесь такими понятиями как «тактика», «стратегия», «наступление» и «оборона»… Вы ведь не воюете – вы спорите. И спор зачастую бывает бесплодным, потому что мы понятия не имеем, чем руководствуемся, на что опираемся и чего хотим достичь. Нами руководят эмоции, сиюминутные желания, мы используем те слова и мысли, которые приходят нам в голову. Если же таким образом вести войну – поражение обеспечено.

Зачастую война в нашем понимании – это, прежде всего, действия. Солдаты бегут в атаку, самолеты пикируют, корабли разворачивают орудия. Однако война (как и спор) – это прежде всего управление информацией. Кто из противников искусней использует данные разведки и контрразведки, дезинформацию и пропаганду – тот и выигрывает в конечном счете, порой даже уступая проигравшему в собственно военной мощи. Так и мы, не выходя за рамки мирного сосуществования, можем добиваться своих целей, вступая в противоборство с людьми, превосходящими нас в деньгах, власти, связях, полномочиях. Для этого в первую очередь необходимо перестать действовать «от сердца» (а говоря прямо – вслепую), и начать воспринимать и оценивать всю поступающую к нам во время конфликта информацию.

Какой же она, эта информация, может быть? Давайте для удобства опять возьмем военную терминологию. Что можно считать «данными разведки»? Конечно же, сведения о намерениях, предположениях, целях нашего оппонента. Казалось бы, очевидно? А между тем, мы очень часто вообще не интересуемся мыслями и намерениями собеседника. Мы сами догадываемся обо всех этих вещах, потому что полагаем, что и так достаточно хорошо знаем этого человека (а если и не знаем его лично, то превосходно разбираемся в людях), а его слова на тему «Я хочу, чтобы…» сразу же воспринимаем как дезинформацию. «Нет, уж я-то знаю, чего ты на самом деле добиваешься, не надо прятать свою истинную личину под красивыми словами!» Что имеет смысл предпринять? Спросить и послушать. Как бы ни душили эмоции – спросить и, сжав зубы, послушать. В этом простом ходе заключены две выгоды. Первая – собственно приобретение важной информации, которая, возможно, не даст нам пойти в неверном направлении (к минному полю, например). А вторая – вы даете себе возможность помолчать некоторое время и уберечь себя от того, чтобы «рубануть с плеча». Как много праведных идей и благородных целей погибли на первом же шаге к их исполнению и только потому, что шаг этот был сделан сгоряча!

Что же нам понимать под «сведениями контрразведки»? Развернем картинку наоборот: наш оппонент тоже что-то думает о нас, о наших планах и намерениях. И порой мы тоже отмахиваемся от этой информации. «Да разве и так не понятно, чего я хочу! Это же очевидно!» Конечно, нам-то, из нашей собственной головы, очевидно. А для нашего собеседника наши помыслы – темный лес. Он тоже основывается на знании нас конкретно или людей в целом. А мы ведь так не любим, когда нас сравнивают с другими и не предполагают в нас личных, уникальных особенностей! Так может быть, стоит рассказать о наших мыслях оппоненту, пока он сам не придумал их за нас?

Теперь о пропаганде. Пропаганда, конечно, ведется в собственном государстве с целью сплотить граждан вокруг какой-либо идеи, объединить их усилия, поднять боевой дух и стойкость. А разве нам во время спора это не нужно? Разве нам не нужна уверенность в своих идеалах, принципах, которые и побудили нас ввязаться в конфликт? Но едва начав спор, мы тут же отвлекаемся от истоков спора и сосредоточиваемся на произносимых и выслушиваемых сейчас фразах. Меж тем весьма действенным было бы не только напомнить себе о том, что «я убежден, что все сотрудники в компании имеют равные права», но и произнести это вслух. Во-первых, оппонент должен увидеть, что ваши основания спорить тверды и существенны. А во-вторых, может оказаться, что его идеалы ничуть не расходятся с вашими, и повод для конфликта вдруг превратится из невероятно значимого в крайне несущественный, и ваш дальнейший диалог пойдет совершенно в ином стиле, нежели вы предполагали изначально.

Есть еще такой прием информационной борьбы, как «дезинформация». Вполне понятная на войне, в мирное время она представляется нам нечестным, непорядочным приемом – мы попросту называем ее ложью. Нужно ли врать во время спора? Споры бывают разными, цели в них тоже различны, так что оставим этот вопрос без ответа – каждый из нас может надолго задуматься над ним. Но есть кое-что, что мы без сомнения могли бы использовать, и что однозначно может быть расценено как прекрасное и созидательное средство. Помните, как в фильмах о войне немцы кричат через громкоговорители нашим бойцам, попавшим в окружение: «Предлагаем вам горячий чай и наше гостеприимство!» И герои фильма, и мы, зрители, отлично знаем, что это не что иное, как дезинформация. Конечно же, никакого чая фашисты нашим солдатам не дадут – они их свяжут и отправят в концлагерь. Но ведь мы же не фашисты! Почему бы нам не превратить эту дезинформацию в Информацию? Почему бы нам и вправду не предложить радушие и понимание? Разве нас кто-то принуждает драться «до первой крови»? Быть может, ваш оппонент и ожидает от нас упорного сражения, так представьте себе его удивление, когда вы внезапно убираете оружие и протягиваете ему руку в знак примирения! Возможно, ваши изначальные цели в споре и не будут достигнуты, но, кто знает, быть может, достижение новой цели – установление мира – окажется куда более ценным для вас и для того, кто вдруг превратился из противника в друга?

Автор: Чуднявцев Сергей
Компания: Pucelik Consulting Group (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
«У тебя есть 100 евро на 10000 часов», или как научить подростка финансовой грамотности, Школа лидерства, образовательный проект
Интервью Майлза Дауни. Директором Лондонской школы коучинга, Equilibrium, тренинговый и коучинговый центр Жернового
Держбюджет-2018, Зарплатний блог Галини Казначей
Как сделать свою речь яркой и выразительной, Живое Cлово, учебно-психологический центр
Как и для чего важно правильно подбирать и обучать персонал отдела продаж фитнес-клуба, Smart Fitness Academy, обучение фитнес тренеров и менеджеров
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».