Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Единый налог: кто кому должен…

Введение в действие новых законодательных актов требует определенных организационных усилий со стороны государственных структур, обеспечивающих возможность их использования и контролирующих правильность их применения.

Похоже, что эта простая истина не распространяется на два очень важных объемных и непростых для понимания документа — НКУ и Закон о ЕВСС, вступивших в силу с 1 января 2011 года. Во всяком случае, такое впечатление складывается после прочтения писем Нацбанка от 15.02.2011 г. № 25-111/356-25114, ГНАУ от 14.02.2011 г. № 4019/7/15-01175 (далее — письмо ГНАУ) и совместного письма ПФУ и ГНАУ от 14.02.2011 г. № 2634/03-20, № 3986/7/19-0117/1656 (далее — совместное письмо).
Напомним, что плательщики единого налога с 1 января текущего года уплачивают его на счет соответствующего местного бюджета в размере части единого налога, подлежащего перечислению в бюджеты в соответствии с нормами Указа № 727 (кроме единого налога, который уплачивается в январе 2011 года за последний отчетный (налоговый) период 2010 года). Эта часть составляет 43% установленной ставки единого налога. То есть при ставке налога 200 грн. предприниматель уплачивает в бюджет 86 грн. за себя и доплату в размере 43 грн. за членов семьи и наемных работников (за каждое лицо). При этом в отличие от ранее действовавшего порядка дальнейшее распределение средств единого налога на общеобязательное государственное социальное страхование и/или в Пенсионный фонд Украи¬ны Госказначейством Украины не осуществляется. Остальная сумма — 57% начисленного единого налога зачисляется на счета органов Пенсионного фонда Украины как часть суммы единого взноса на социальное страхование (ЕВСС) в порядке, определенном Законом о ЕВСС7.
По логике для того, чтобы соответствующие нормы НКУ и Закона о ЕВСС заработали с 1 января 2011 года, Госказначейству Украины нужно было до этого времени открыть счета для зачисления средств единого налога и ЕВСС, а также проинформировать об этом плательщиков. Что из этого получилось — видно из упомянутых писем. В письме Нацбанка сообщается, что физлица — плательщики единого налога продолжают перечислять страховые взносы на счет Пенсионного фонда, который закрыт еще 5 января 2011 года. Еще хуже сложилась ситуация со счетами для зачисления единого налога в местные бюджеты. Согласно письму ГНАУ и совместному письму Госказначейство Украины открыло счета для зачисления единого налога в мест¬ные бюджеты только 7 февраля 2011 года. Эти счета открыты по кодам бюджетной классификации 18050300 для юридических лиц и 18050400 для физических лиц — плательщиков единого налога. Они предназначены для уплаты сумм единого налога, начисленных за отчетные периоды 2011 года в размере 43% общей начисленной суммы.
До момента открытия новых счетов плательщики единого налога вынуждены были уплачивать налог за отчетные периоды 2011 года на ранее открытые и действовавшие в прошлом году распределительные счета (по кодам 16050100 и 16050200). Все суммы, поступающие на эти счета, распределялись в соответствии с требованиями Указа № 727: 43% — в местные бюджеты, 57% — в фонды общеобязательного государственного социального страхования. У тех плательщиков, которые уплатили единый налог в полном объеме, возникла переплата по платежам в фонды общеобязательного государственного социального страхования. Если же до 07.02.2011 г. налогоплательщик осуществлял платежи в порядке, предусмотренном п.1 подраздела 8 раздела ХХ НКУ, — в размере 43% ставки единого налога, то после их распределения в местный бюджет попадало лишь 18,49% (43% х 43% : 100%). В письме ГНАУ это трактуется как недоплата налога, которую налогоплательщикам рекомендуется погасить самостоятельно, доплатив соответствующие суммы до уровня 43% единого налога на новые счета.
Налогоплательщики, имеющие по состоянию на 07.02.2011 г. задолженность по единому налогу, средства на погашение налогового долга должны уплачивать на новые распределительные счета по кодам 18050100 и 18050200. Данные счета по экономическому содержанию являются аналогами прошлогодних распределительных счетов (коды 16050100 и 16050200). Соответственно средства, зачисляемые на них, подлежат распределению по нормативно установленным пропорциям в местный бюджет и фонды общеобязательного государственного социального страхования, действовавшим в период возникновения этого долга. Смысл этого положения из письма ГНАУ уточняется в совместном письме, согласно которому распределение производится в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2011 года. Следовательно, в данном случае речь идет о долгах по единому налогу, сформировавшихся до этой даты, то есть о задолженности за 2010 год.
Неразбериха с порядком уплаты единого налога, обусловленная задержкой открытия счетов для его зачисления, серьезно усложнила учет уплаченных сумм. Поэтому совместное письмо обязывает налоговиков до 1 марта провести инвентаризацию начисленных и уплаченных сумм единого налога в разрезе плательщиков налогов и предоставить соответствующую информацию органам Пенсионного фонда Украины. Читайте далее в газете "Бухгалтерия" №9 от 28.02.2011 г.

1Опубликован: Бухгалтерия. — 2010. — № 50. — С.10—321 (прим. ред.).
2Опубликован: Бухгалтерия. — 2010. — № 38. — С.8—31 (прим. ред.).
3Опубликован: Единый налог: что должны знать плательщики и их партнеры: Сборник систематизированного законодательства. — 2010. — Вып.8. — С11—13 (прим. ред.).
4Опубликовано на с.63 данного номера (прим. ред.).
5Опубликовано на с.46 данного номера (прим. ред.).
6Опубликовано на с.47 данного номера (прим. ред.).
7См. также постановление КМУ от 16.03.2000 г. № 507 «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727». Текст постановления с изменениями, внесенными постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1196, опубликован: Бухгалтерия. — 2011. — № 1-2. — С.37 (прим. ред.).
8См.: Саливон С. Оплатите дважды // БИЗНЕС. — 2011. — № 8. — С.46 (прим. ред.).

Автор: Руденко Владимир
Компания: Бухгалтерия, учебный центр (все статьи компании)

Комментарии

Ирина | 17.03.2011, 23:28
Спасибо большое, очень полезная статья, и главное вовремя. Сейчас даже работники налоговой и пенсионного фонда не всегда могут дать грамотную консультацию по данному вопросу
Джаван | 22.04.2011, 21:07
Прошу обясните предприниматели обязаны платит на пенс.фонд 34.7% от минимальной зар.платы или это добровольно должно быть
Злой Бух | 11.07.2011, 13:42
а как быть, если все-таки возникла недоплата по единому налогу и налоговая "предлагает" штраф 50% за каждый месяц просрочки?! при недоимке в 570 грн, сумма штрафа довольно внушительная! кто-нибудь компетентный, отпишитесь!!!
очень злой бух | 18.11.2011, 15:11
дело в том, что штрафовать в период с 1 января по 30 июня 2011 года налоговики имеют право всего на 1 гривну согласно налогового кодекса 2011г.. поэтому обо всех штрафах грозятся в основном только устно
Злой Бух | 18.11.2011, 16:38
а фигушки! штраф в 1 грн. применим только к нормам, прописанным в Налговом Кодексе, а раздел про единый налог в НК не приняли, так что и льготный штраф тут не канает! это ответ моей областной налоговой консультации. почему же тогда согл. НК применим штраф 50% к налогу, которого нет в НК??;- спросите Вы и я. Ответ налоговиков:А ВОТ ПАТАМУШТА! Клянусь, подобной дури я не встречал за 10 лет работы бухгалтером!
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Чем «грозит» компании оптимизация бизнес-процессов?, Группа финансовых решений
ГИД рекрутера, Softengi training center
Чи передбачений законодавством обхідний листок при звільненні?, Професійні видання
Как выбрать репетитора?, TRN.ua
Верьте в своих детей!, Шалений Равлик, тренинговый центр
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».