Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Практика внедрения концепции неопределенности: применение модульного подхода в обучении специалистов испытательных и калибровочных лабораторий

В статье обсуждается применение модульного подхода в обучении специалистов испытательных и калибровочных лабораторий на основе поэтапного внедрения концепции неопределенности в практику работы лаборатории.

Рассмотрены 4 модуля и системный подход в распределении функциональной нагрузки модулей. Такой подход позволяет обучить специалистов лаборатории разной квалификации и включить в программы обучения практические аспекты работы испытательных и калибровочных лабораторий.
Основной характерной особенностью совре¬менного мира и важнейшей тенденцией в развитии мирового хозяйства, которая существенным образом влияет на все сферы челове¬ческой деятельности, в том числе, и на метрологическую деятельность, ставя перед ней новые задачи, является глобализация экономики и торговли.
С глобализацией экономики неизбежно связано создание глобальной системы измерений, которая предполагает гармонизацию нацио¬нального и международного технического зако¬нодательства по обеспечению единства изме¬рений. Преимущественное применение между¬народных технических нормативно-правовых актов, стандартов и рекомендаций, развитие и унификацию принципов оценки соответствия средств измерений и взаимное признание ее результатов. Элементом доверия к результатам испытаний/калибровки в глобальной системе измерений является аккредитация лабораторий на соответствие требованиям стандарту ISO/IЕC 17025. Одним из обязательных условий при аккредитации испытательных и калибровочных лабораторий на соответствие международному стандарту ISO/IEC 17025 является расчет «неопределенности измерений».
Применение концепции неопределенности в сферах деятельности, таких как, аналитическая химия, биология, социология, медицина потребовала нового подхода к оценке точности получаемых результатов измерений и качеству испытаний. И как следствие, потребовала нового подхода в оценке технической компетентности персонала лабораторий, в его подготовке и обучении. В этой связи необходимо проводить работы по дальнейшему широкому внедрению концепции неопределенности в метрологическую практику, в практику работ испытательных и калибровочных лабораторий, введению основных положений в нормативные документы и в учебные программы высших учебных заведений.
В данной статье предлагается к рассмот¬рению модульный подход в обучении спе¬циалистов испытательных и калибровочных лабораторий, на основе поэтапного внедрения концепции неопределенности в практику работы лаборатории.
Рабочие процедуры, которые выполняют специалисты лаборатории на своих рабочих местах - сложные по своей структуре и операциональному наполнению. При этом уровень сложности разный и соответственно, специалисты лаборатории по уровню техни¬ческой компетентности - разные. Следующим аспектом практики работы лаборатории является отраслевая и предметная область проведения испытаний. Соответственно, и расчет оценки неопределенности измерении, и процедура оценки неопределенности результата испытаний по моделям расчета разные, и по уровню сложности, тоже разные. Так, например, очевиден разный принцип моделирования расчетов при геометрических измерениях, физико-механических, химических и в аналитической химии. Также, сдует различать лаборатории, которые выполняют испытания только для своего предприятия, оценивают только свою продукцию, и лаборатории, которые выполняют испытания продукции разных заказчиков, выполняют арбитражную оценку продукции, участвуют в сертификатных испытаниях, и в ряде случаев, являются координаторами межлабораторныx сличений.
Исходя из вышесказанного, подготовка специалистов испытательных и калибровочных лабораторий по курсу расчета оценки неопределенности и применению основ концепции неопределенности в практике работы по структуре содержания курсов обучения должна делиться по уровню сложности. В таком случае рационально применять модульный подход с нарастающим усложнением содержания курса.
Международная школа технического законодательства и управления качеством разработала четыре модуля курса «Расчет оценки неопределенности испытательных и калибровочных лабораториях» для подготовки специалистов лаборатории в соответствие с требованиями к аккредитации лаборатории и международным стандартом ISO/IЕC 17025.
Первый модуль обучения «Специалист лаборатории в соответствии с требованиями стандарта ISO/IЕC 17025», длительностью 28 часов, разработан для специалистов всех испытательных и калибровочных лабораторий, вне зависимости от функциональной нагрузки лаборатории и отраслевой специализации. Курс предназначен для специалистов лабораторий, которые проводят измерения/испытания и должны уметь оцепить погрешность измерения/испытания, различить погрешность оборудования от погрешности измерения и от погрешности метода испытания. Курс представляет собой введение в систему подготовки к аккредитации и метрологического обеспечения испытательной лаборатории в соответствии с международным стандартом ISO/IЕC 17025 и является первым базовым модулем в обучении специалистов лаборатории.
Второй модуль обучения «Расчет оценки неопределенности в калибровочных и испытательных лабораториях», длительностью 38 часов, является вторым базовым модулем в обучении специалистов всех лабораторий и представляет собой методическое изложение теории неопределенности измерения в соответствие с требованиями «Руководства по выражению неопреде¬ленности измерений» (GUM: 1993) с практи¬ческими расчетными работами.
Третий модуль «Оценивание правильности, воспроизводимости и повторяемости методов испытаний и результа¬тов измерений согласно требований ISO 5725. Оценивание неопределенности воспороизводимости и правильности согласно требований ISO/TS 21748. Менеджмент неопределенности», длительностью 88 часов, рассчитан для специа¬листов лабораторий - координаторов межлабо¬раторных сличений и Центральных отраслевых лабораторий, которые выполняют испытания продукции от разных заказчиков, выполняют арбитражную оценку продукции, участвуют в сертифика¬ционных испытаниях. В программу курса включено рассмотрение и возможность практического применения требований стандарта ISO 5725, исключая рассмотрение 5 раздела «Альтернативные методы определения преци¬зионности стандартного метода измерений», т.е. в программе не рассматриваются неоднородные образцы испытаний и, соответственно, не рассматривается статистическая модель для неоднородного материала. Курс рассматривает оценку неопределенности повторяемости ре¬зультатов испытаний при внутрилабораторных сличениях и оценку неопределенности воспроиз¬водимости результатов испытаний при межлабораторных сличениях. Курс предназначен для специалистов, которые занимаются в лаборатории организацией и проведением внутрилаборатор¬ных сличений и принимают участие в межла¬бораторных сличениях лабораторий.
Четвертый модуль обучения представляет собой несколько специализированных курсов обучения по типам измерений и специализации лабораторий, т.е. отдельные специализированные курсы для лабораторий, которые проводят измерения геометрические и физико-механические, отдельно – электрические, и отдельно - для аналити¬ческой химии. Также, отдельно - курс для специалистов- метрологов.
Это курсы: «Оценка неопределенности в аналитической химии. ИСО ГОСТ 5725-5-2003»,
Такой подход в обучении специалистов позволяет, с одной стороны, охватить весь спектр квалификации специалистов лаборатории, с другой стороны - позволяет предметно рассмот¬реть практику внедрения концепции неопределенности в повседневную работу специалистов лаборатории.

Компания: ISTL, международная школа технического законодательства и управления качеством (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Совершенство, но не перфекционизм, Красноречие, тренинговая компания Елены Почуевой
Константин Галюк на конференции «Алгоритмы успеха», Makers game group, академия игры
Как выбрать репетитора?, TRN.ua
Чем «грозит» компании оптимизация бизнес-процессов?, Группа финансовых решений
ГИД рекрутера, Softengi training center
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».