Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Амортизация у предпринимателя: тест на фискальность…

Объектом налогообложения у физического лица — предпринимателя, находящегося на общей системе налогообложения (далее — предприниматель), согласно п.177.2 ст.177 НКУ является «чистый налогооблагаемый доход»

определяемый как «разность между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица — предпринимателя». В соответствии с п.177.4 ст.177 НКУ в «перечень расходов, непосредственно связанных с получением доходов», входят «документально подтвержденные расходы, включаемые в расходы производства (обращения)1» согласно разделу ІІІ НКУ. Следовательно, состав расходов и порядок их определения, установленные ст.138 раздела ІІІ НКУ, являются общими для предприятий и предпринимателей. К составу расходов относится, в частности, амортизация основных средств, нематериальных активов и других объектов амортизации, полный перечень которых приведен в ст.144 НКУ.
Амортизировать нельзя? А почему?..
Проблема амортизации основных средств, используемых в хозяйственной деятельности предпринимателей, имеет давнюю и непростую историю. Применявшаяся до вступления в силу НКУ Инструкция № 122 позволяла предпринимателям уменьшать полученный доход на суммы амортизационных отчислений, начисленных путем применения норм амортизации к балансовой стоимости групп основных фондов, только «в случае ведения бухгалтерского учета балансовой стоимости групп основных фондов» согласно Порядку, установленному МФУ. Поскольку Порядок так и не был разработан, а законодательство не обязывало предпринимателей вести бухгалтерский учет, они могли:
– либо вести бухгалтерский учет балансовой стоимости групп основных фондов, получив при этом право на начисление амортизации и соответствующее уменьшение налогооблагаемого дохода;
– либо отказаться от ведения бухгалтерского учета, лишившись права на начисление амортизации основных фондов, а значит, и на уменьшение налогооблагаемого дохода.
Возможность амортизации основных фондов предпринимателями представители государственной налоговой службы в разное время трактовали по-разному, в частности:
– в письме ГНАУ от 03.03.2006 г. № 1205/О/17-04153 утверждается, что предприниматели не имеют законодательных оснований для начисления амортизации, потому что нет законов, обязывающих их вести бухгалтерский учет;
– в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины» (2008, № 7, с.40), подтверждено право предпринимателей на включение сумм амортизации в расходы. При этом о необходимости ведения бухгалтерского учета в консультации речь не идет;
– в письме от 20.07.2009 г. № 15169/7/17-04174, посвященном администрированию НДФЛ при осуществлении предпринимательской деятельности, повторяется фискальный тезис о невозможности ведения предпринимателями бухучета.
В результате на практике в отношении «предпринимательской» амортизации преобладал фискальный подход, при котором даже ведение бухгалтерского учета балансовой стоимости основных фондов не спасало предпринимателей от штрафных санкций. В этом смысле показательным является постановление Окружного административного суда г.Киева от 29.11.2007 г. № 11/89 по иску предпринимателя к районной налоговой инспекции5, которая по результатам документальной проверки исключила из состава расходов предпринимателя сумму начисленной амортизации в размере 384672 грн. и пересмотрела в сторону увеличения сумму налогового обязательства по НДФЛ. Представленные предпринимателем материалы, свидетельствующие о ведении им бухгалтерского учета балансовой стоимости групп основных фондов, подлежащих амортизации, проверяющие проигнорировали. В отличие от налоговиков, суд, принимая решение, учел эти документы, удовлетворил иск предпринимателя и признал недействительным налоговое уведомление-решение ГНИ.
Что изменилось после вступления в силу Налогового кодекса? Если говорить о позиции налоговиков, то она осталась неизменной. Это следует из ответа главы налогового ведомства, опубликованного в газете «Частный предприниматель» (2011, № 3, с.33—34). Смысл ответа сводится к следующему: поскольку ведение бухгалтерского учета основных фондов и нематериальных активов, подлежащих амортизации, для физических лиц — предпринимателей не предусмотрено законодательством, они не могут включать суммы амортизации в состав налоговых расходов. Аналогичный по содержанию ответ размещен также в Единой базе налоговых знаний на официальном сайте ГНАУ6 (см. «Для справки» на с.73).
Бухучет амортизации не помеха
Таким образом, как до, так и после вступления в силу НКУ признать амортизацию одним из видов расходов предпринимателей налоговикам мешает… бухгалтерский учет, а точнее, якобы невозможность его ведения предпринимателями. Однако, во-первых, Закон о бухучете не обязывает предпринимателей вести бухучет, но и не запрещает им это делать. А во-вторых (и это — главное), НКУ (в отличие от действовавшей ранее Инструкции № 12) не требует для расчета амортизации вести бухгалтерский учет.
Перечисленные в начале статьи нормы НКУ свидетельствуют о праве предпринимателей на отражение в составе расходов сумм амортизации. Единственное исключение (которое, кстати, является серьезным аргументом, подтверждающим общее правило!) содержится в абзаце втором п.177.4 ст.177 НКУ. Согласно этой норме к расходам физического лица — предпринимателя не относится «стои¬мость приобретенного движимого и недвижимого имущества7, подлежащего государственной регистрации, в случае если такое имущество приобретено до государственной регистрации физического лица — субъектом предпринимательской деятельности и/или не используется в такой деятельности». Соответственно, если данное имущество приобретено после госрегистрации предпринимателя в качестве субъекта предпринимательской деятельности и используется им в этой деятельности, то расходы на его приобретение должны учитываться в расходах предпринимателя.
Понятно, что в данном случае речь идет не об одномоментном отнесении на расходы предпринимателя всей стоимости приобретенного движимого и недвижимого имущества, а о применении для этого механизма амортизации, которая в пп.14.1.3 ст.14 НКУ определена как «систематическое распределение амортизируемой стоимости основных средств, прочих необоротных и нематериальных активов в течение срока их полезного использования (эксплуатации)». Правила начисления амортизации детально описаны в ст.144—146 НКУ. Поэтому они являются правилами не бухгалтерского, а налогового учета, ведение которого обязательно для всех субъектов предпринимательской деятельности. Уже только это одно обстоятельство практически полностью нивелирует аргументацию налоговиков.
В тексте НКУ неоднократно подчеркивается обязательность наличия у налогоплательщиков учета доходов и расходов, ведущегося в целях налогообложения. Данные налогового учета и отчетности должны базироваться на соответствующих подтверждающих документах. Общий подход к такому учету изложен в ст.44 НКУ «Требования к подтверждению данных, определенных в налоговой отчетности». В абзаце первом п.44.1 ст.44 НКУ установлено, что для целей налогообложения налогоплательщики (независимо от системы налогообложения) «обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством». А абзацем вторым этого же пункта налогоплательщикам запрещается «формирование показателей налоговой отчетности… на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым этого пункта». Данные нормы не связывают процесс документирования налогового учета и отчетности с обязательным ведением бухгалтерского учета. Такое требование п.44.2 ст.44 НКУ устанавливает только для плательщиков налога на прибыль.
Применительно к расходам эти положения конкретизированы в ст.139 НКУ. Согласно пп.139.1.9 указанной статьи не подлежат включению в состав расходов «расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета и начисления налога». Требование документального подтверждения предпринимателями расходов, непосредственно связанных с получением доходов, содержится также в упомянутом ранее п.177.4 ст.177 НКУ.
Из содержания приведенных законодательных норм совершенно очевидно, что налоговики неправомерно ставят бухгалтерский «барьер» на пути включения амортизации в состав расходов предпринимателя. Предпринимателю действительно необязательно вести бухгалтерский учет. Вполне достаточно подтвердить суммы амортизации, включаемые в расходы, соответствующими первичными документами, данными учетных регистров и другими документами, которые позволят налоговикам проверить правильность расчета сумм амортизации и соответствие его методологическим принципам начисления амортизации, изложенным в ст.144—146 НКУ. Далее читайте в газете "Бухгалтерия" №21 от 23.05.2011 г.

Автор: Руденко Владимир
Компания: Бухгалтерия, учебный центр (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Стабильный выпуск СУБД MariaDB 10.2, IT Education Center
Одна із працівниць, що перебуває у відпустці в зв’язку з вагітністю та пологами, надала бухгалтерії підприємства виклик на екзаменаційну сесію у ВНЗ, Професійні видання
Советы желающему научиться быть внимательным, Красноречие, тренинговая компания Елены Почуевой
Как влиять на настроение окружающих, Красноречие, тренинговая компания Елены Почуевой
Опубликован пакетный менеджер GNU Guix 0.13 и дистрибутив GuixSD на его основе, IT Education Center
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».