Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Чего не хватает сегодняшней школе?

Четверть века мы строили новую школу! Мы строили, строили и, наконец, построили то, что назвать школой можно с большой натяжкой.

Четверть века мы строили новую школу! Мы строили, строили и, наконец, построили то, что назвать школой можно с большой натяжкой. Пичкали её всяческой техникой, поражали многочисленные проверяющие и контролирующие органы инновациями, экспериментировали с программами и учебниками, налаживали виртуальную связь между учителем и учеником.

Результат сей грандиозной стройки, сублимированный в сериале с одноимённым названием (я имею в виду сериал «Школа»), несколько месяцев кошмарил всю страну. Только вот всех почему-то жутко возмутили (напугали?) дети, то есть школьники-старшеклассники. Как возмущались на многочисленных ток-шоу, диспутах и круглых столах оскорблённые до глубины души учителя и доблестные работники всяческих РОНО, ГОРОНО, министерств и требовали: «Запретить!». Они-то точно испугались больше всех. Это же результат их труда!

А лично мне было обидно, больно и страшно за учителей. На месте директоров школ собрала бы весь педколлектив в актовом зале и заставила просмотреть весь фильм без всяческих перемен и перерывов на чаепития с печенюшками. Чтобы посмотрели на себя глазами детей, которых учат и воспитывают, или только что отучили и воспитали (как режиссёра нашумевшего сериала).

Да, дети жестоки, циничны, озлобленны! В то же время они одиноки, несчастны, потерянны. А это уже вина взрослых: родителей и учителей! Но дети не безнадёжны! Режиссёр посветила-таки в самом конце тоннеля слабеньким фонариком, оставила крошечную надежду на то, что эти несчастные, уставшие к своим 16-17 годам от взрослой жизни дети способны измениться. Плачет и совсем по-детски зовёт маму униженная, половозрелая и уже изрядно потрёпанная Будилова. Способен на любовь и заботу циничный Епифанов. Да и Ольга Сомова тоже совершает Поступок. Детский (так ведь ребёнок совсем!), ужасный, трагичный, но поступок!

А вот учителя так и остались серой массой! Жующей печенюшки, оставляющей повсюду после себя крошки (как невидимые паразиты определяются только по оставленным экскрементам) серой массой. И вот это действительно страшно. Ведь если даже один ученик видит их именно такими, значит, есть такие учителя. И это главная проблема и настоящая беда современной школы! Нет безнадёжных учеников и неуправляемых классов! Есть безразличные к этим ученикам и классам бездарные учителя! И, к великому сожалению, их с каждым годом всё больше.Для керівників, бізнес тренінги в Києві, та вірусний маркетинг, як він діє в наш час?

Какого учителя представляла нам литература и кинематография прошлого столетия (исключая истерию вседозволенности и гласности 90-х)? Доброго и чуткого, внимательного и терпеливого, талантливого и увлечённого, ищущего и сомневающегося: «Уроки французского» В. Астафьева, «Вам и не снилось» Г. Щербаковой, «Работа над ошибками» Ю. Полякова, «Доживём до понедельника», «Ключ без права передачи»). Учитель должен не только научить, дать знания, но и увлечь, зажечь, повести за собой, помочь.

Дистанция между ребёнком и учителем значительно меньше, чем между ребёнком и родителем, когда речь идёт о жизненном опыте, жизненной позиции. И это преимущество должно быть использовано настоящим учителем. Общение ребёнка и взрослых – очень важная составляющая становления личности. Какие взрослые окружают ребёнка? Родители и учителя! Значит, ответственность за ребёнка учитель несёт почти в равной степени с родителями. Многие ли из родителей могут похвастаться ежедневным 45-минутным общением со своим ребёнком? Чаще всего этот процесс сводится к вопросам: «Как дела в школе?», «Уроки сделал (или сделала)?».

В сумасшедшей гонке по осовремениванию системы образования совсем забыли про главную составляющую школы, забыли про учителя! А ведь ещё Розанов говорил, что «школа – это только и всецело учитель: учитель – во-первых, учитель – во-вторых, учитель – в-третьих, и только в-четвёртых, ещё что-нибудь…» Сегодня почти каждая даже очень сельская школа может похвастаться интерактивными досками, компьютерными классами и интернетом в каждом кабинете, авторскими программами и ещё много чем.

А не хватает нашей школе Учителя, который «за всё ответствует, …творит не только «урок», но – по всеобщему ожиданию и по своей справедливой и бескорыстной вере – творит и обязуется сотворить и «душу ученика», самое восприятие, самое усвоение. Это – страшно тонко, одухотворённо, заботливо … Труд учителя – умственный, нервный; он и воспитательный, он и учебно-учёный» (Розанов В. Собр. соч.: Русская государственность и общество. М., 2003. С. 209).

Вот этой самой главной составляющей нет в сегодняшней школе. Нет учителя-друга, учителя-собеседника, учителя-наставника, учителя-советчика, учителя-помощника. Учителя нет! Есть преподаватели, для которых важны результаты проверок и открытые уроки, отчёты и показательные выступления, звания и надбавки (и не надо их в этом обвинять!). Хороший учитель давно стал неудобен школе.

Для хорошего учителя важен ученик, важен учебный процесс. Хороший учитель не отдаёт своих часов на репетиции и прогоны, не разрешает забирать со своих уроков учащихся для участия во всевозможных свистоплясках. Хороший учитель понимает, что ребёнок в школе – это не материал, не инструмент, не наглядное пособие для демонстрации достижений педагогического коллектива или чиновничьего аппарата министерства образования с целью получить очередную галочку или очередной гранд.

Деятельность учителя более утончённая, деликатная, чем деятельность профессора или другого какого-либо учёного. Профессор не ответственен за то, как усвоится лекция. Его задача – указать направление для поиска и получения знаний, сориентировать слушателей и преподнести своё видение проблемы, темы, вопроса…

Учитель же должен научить ориентироваться, научить задаваться вопросом и находить ответ. Научить ! Мало того, учитель должен обучать, воспитывая (или обучая, воспитывать)! Вот оттого-то и умерла наша школа, что не осталось в ней таких учителей...

Автор: Козлов Николай Иванович
Компания: Национальный, бизнес-центр (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Совершенство, но не перфекционизм, Красноречие, тренинговая компания Елены Почуевой
Константин Галюк на конференции «Алгоритмы успеха», Makers game group, академия игры
Как выбрать репетитора?, TRN.ua
Чем «грозит» компании оптимизация бизнес-процессов?, Группа финансовых решений
ГИД рекрутера, Softengi training center
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».