Дресс-код на предприятии

Корпоративные стандарты разных компаний отличаются редкой индивидуальностью, которую можно сравнить разве что с индивидуальностью их руководства. Некоторые перенимают опыт западного или японского менеджмента, другие ищут свой "самостийный" путь

Корпоративные стандарты разных компаний отличаются редкой индивидуальностью, которую можно сравнить разве что с индивидуальностью их руководства. Некоторые перенимают опыт западного или японского менеджмента, другие ищут свой "самостийный" путь. Рядовой персонал сети супермаркетов "Пятерочка" начинает рабочий день c исполнения гимна фирмы за пять минут до открытия магазинов. В отделе кадров компании считают, что это усиливает командный дух. От работников многих крупных корпораций, таких как ЛУКОЙЛ, РАО "ЕЭС", "Норильский никель", СУАЛ, "Русал", требуют строго соблюдать деловой дресс-код. В одной из этих компаний даже измерили предельно допустимую в офисе длину юбки. Выяснилось, что она не может заканчиваться выше 10 см от колена. Сотрудникам головного офиса ЛУКОЙЛа категорически запрещено приходить на работу в джинсах.

Но из любых правил существуют исключения. Если босс на дух не переносит деловой стиль, персоналу тоже придется одеваться неформально. Украинские программисты, работающие в Германии, рассказывают об одной авторитетной немецкой ИТ-компании, консультирующей банки. Ее президент всегда ходит на работу в джинсах и свитере и просто свирепеет, когда видит подчиненного в костюме. В Oracle костюм и галстук обязательны лишь во время встреч и переговоров с клиентами. Менеджер по персоналу Oracle Ольга Кныш считает, что "негоже обращать внимание сотрудников с несколькими высшими образованиями и степенью MBA на длину юбки или цвет рубашки". Впрочем, на всякий случай в компании все равно проводится инструктаж по бизнес-этикету и тренинги по правилам хорошего тона в одежде.

К опозданиям на работу особенно придираются в банках, информагентствах и компьютерных компаниях, где есть повышенные требования к оперативности выполняемых заданий. Например, в Транскредитбанке за опоздание на 10 минут из зарплаты служащего удержат $100. В информагентстве РБК, по словам сотрудников, сумма штрафа составляет 3% от месячной зарплаты за три минуты опоздания. "Застуканным" же на курении придется отработать дополнительно 40 минут сверх установленного регламента. В универмаге "Московский" поступают не так строго: сотрудники магазина, ведущие здоровый образ жизни, поощряются двумя дополнительными днями оплачиваемого отпуска в год. Впрочем, нередко встречаются и работодатели, не ценящие "полночных бдений" своих сотрудников. Так, по словам служащих ЛУКОЙЛа, в некоторых подразделениях компании существуют штрафы за поздний уход из офиса.

В ряде фирм людей наказывают гривней за телефонные разговоры по личным вопросам с рабочего или мобильного телефона. Так, в головном офисе все того же ЛУКОЙЛа разговоры по "сотовым" вообще запрещены. По словам пресс-секретаря компании Владимира Симакова, сотрудники сдают свои мобильные телефоны охране и получают обратно при выходе. Тем самым компания борется с утечкой инсайдерской информации. Такие меры безопасности обязательны для всех российских эмитентов, акции которых торгуются на западных биржах.

Стоит заметить, что по Трудовому кодексу любые штрафы сотрудников незаконны. Согласно статье 192, в качестве меры взыскания могут применяться только замечание, выговор или увольнение. В то же время ТК не запрещает лишать нерадивых работников премии за опоздания, не вовремя сданный проект и другие провинности. Именно так, по словам директора по организационному развитию "Вымпелкома" Ольги Дайновской, поступают в ее компании с прогульщиками и бездельниками. В некоторых организациях структура оплаты труда такова, что ежемесячная премия во много раз превосходит по размеру официальную зарплату. Поэтому лишиться ее очень и очень болезненно.

О том, насколько оправданы такие жесткие меры, как штрафы и слежка за сотрудниками, мнения специалистов расходятся. Александр Кочнев, генеральный директор фирмы ITeam, специализирующейся на кадровом консалтинге, считает, что штрафы в качестве наказания абсолютно неэффективны. Они только настраивают человека против компании и подталкивают его к поиску другого места работы. С ним не согласен директор Института корпоративной культуры Евгений Соломин, который уверен, что система штрафов хорошо дисциплинирует нерадивых сотрудников.

Бунт на корабле
Сами работники по-разному оценивают методы, которыми компании пытаются культивировать в них чувство корпоративной солидарности. Самые независимые люди, не терпящие слежки, подсчета минут и распевания корпоративных гимнов, ищут себе место в небольшой организации, где в ходу либеральный стиль управления. Впрочем, находчивые российские менеджеры, даже работая в крупных и забюрократизированных холдингах, научились обходить пресловутые стандарты. Давно известно, что там, где существует правило записывать время прихода на работу на охране, коллеги это делают друг за друга. Там, где требуется после прихода на работу отправлять начальнику электронное письмо, устанавливают программы, позволяющие рассылать корпоративные письма с домашнего компьютера. Опасаясь штрафов за опоздание, некоторые сотрудники предпочитают в этот день вовсе не приходить на работу, сославшись на болезнь. Им проще купить в поликлинике больничный, чем платить солидный штраф. О возможной смене места работы сотрудники договариваются с хедхантерами лично, встречаясь на профессиональных тусовках. Все звонки по этому поводу они делают с личных телефонов за пределами фирмы, а резюме отправляют с бесплатных почтовых ящиков из дома.

Видеокамеры в офисах также далеко не всегда гарантируют безопасность. В краснодарском филиале одного из мобильных операторов "большой тройки" видеонаблюдение пришлось отменить после того, как сотрудницы жестоко подшутили над охраной. Женская половина персонала фирмы устроила в конце рабочего дня мини-стриптиз-шоу перед видеокамерами. Ошарашенные охранники не заметили, как неизвестный злоумышленник в это время стащил одну из камер видеонаблюдения. После этого случая руководство демонтировало дорогостоящее оборудование, предварительно оштрафовав начальника охраны. И данный акт "гражданского неповиновения" далеко не единственный. Из-за введения нелепых корпоративных правил сотрудники нередко устраивают настоящий бунт. Так, одна из крупных региональных промышленных компаний решила облачить своих офисных сотрудников в униформу. По единому стандарту им сшили жилетки, рубашки, юбки и брюки. Поглядев на труд портных, сотрудники решили, что форма должна быть более нарядной. Заказ отправили на доработку. Новую форму люди носить также отказались: она сидела на них вкривь и вкось. Через неделю после начала "эксперимента" куча форменной одежды мертвым грузом пылилась возле кабинета директора, так и не отказавшегося от идеи приведения подчиненных к "единообразному" виду, а на его столе лежало... несколько десятков заявлений об увольнении.



Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити
Коментар видалено.

Залишити коментар

Інші статті в категорії Діловодство, секретаріат, АГВ Маркетинг, реклама, PR Менеджмент, керування, KPI