Нужно ли тестировать товары на клиентах? Наш опыт

Нужно ли тестировать товары на клиентах? Наш опыт

Мы провели в нашей компании эксперимент — отдали новый обучающий курс на тестирование клиентам. Что из этого получилось? Читайте наши выводы.

Построение взаимоотношений с теми, для кого предназначен продукт – одна из главных задач любого бизнеса.


Необходимая часть этих отношений — это тестирование новых товаров и услуг. Компании, производящие продукты питания, набирают фокус-группы для дегустации вкусовых качеств своей продукции, привлекательности и удобства упаковки. Многие компании проводят опросы, чтобы лучше понять (или проверить свои предположения), чего хочет клиент, какие у него потребности по отношению к данному товару/услуге. Куда сложнее понять желания и ценности того клиента, которого вы никогда не увидите.

Сейчас многие начинают заниматься продажами через интернет, и при такой схеме работы бывает сложнее определить мотивацию и ценности своего покупателя, полноценно понять, что его привлекает, а что отталкивает в продукте.
И тут тестирование приобретает особое значение!

Некоторое время назад мы пригласили наших клиентов стать тестировщиками дистанционного практического курса «Управление деньгами».

Мы объявили набор в фокус-группу, выбрали участников, предоставили им курс на тестирование и подготовили подробную анкету по результатам прохождения курса.

Какие выводы мы сделали для себя по результатам этого тестирования?

О курсе «Управление деньгами»:

  • Проверили работу сайта, на котором проводилось обучение. Убедились, что серьезных проблем нет, благодаря клиентам нашли несколько мелких ошибок, которые сразу исправили.
  •  Убедились, что клиентам понятно, как пользоваться продуктом – например, переходить от пункта к пункту по видео.
  • Убедились, что продукт самодостаточен без постоянного личного общения с тренером. Это был для нас один из самых горячих вопросов! Участники тестирования писали нам, что у них возникло совсем немного вопросов по ходу обучения и в целом продукт полностью доступен для понимания и при самостоятельной работе.
  • Но вопросы все же были, и поэтому мы собрали идеи и продолжаем теперь дорабатывать формы обратной связи. В частности, большие изменения коснутся форума, чтобы он был удобен для общения и стал площадкой, где мы с вами будем общаться регулярно и обмениваться опытом и полезными мыслями.
  • Ко всем продуктам будем составлять вопросы-ответы, где соберем самые распространенные вопросы по теме уроков.

О самом формате тестирования мы также сделали следующие выводы:

  •  Людей для тестирования нужно больше. В этот раз у нас было 8 участников, думаем, что в следующий раз их будет как минимум вдвое больше.
  • Перед тем, как включить человека в фокус-группу, нужно получить от него однозначное подтверждение, что он понимает, что именно от него ожидают, и сейчас имеет возможность выделить на тестирование продукта достаточное количество времени.
  • Морально нужно быть готовыми к тому, что получить 100% качественных анкет почти невозможно. ;)

И хотя с первого раза мы не получили ответы на все поставленные вопросы, но продолжаем верить в то, что любой идее необходимо такое «испытание боем» и собираемся и дальше проводить тестирования для своих продуктов. Поэтому если вы хотите стать участником такого тестирования, следите за новостями на сайте и нашими рассылками. Совсем скоро мы будем собирать следующую фокус-группу!

Если же вы соберетесь внедрить подобный опыт в своей компании (а я надеюсь, что это так!), то вам пригодятся некоторые наши советы, как сделать клиентское тестирование максимально эффективным.

1.Четко определите цели тестирования – вы готовы вносить изменения в свой продукт прямо сейчас или учтете пожелания и замечания для разработки будущих товаров? 

2.Подготовьте товар и предоставьте его в наилучшем виде – то, что в данном случае он предназначен не для продажи, не значит, что люди должны получить второсортный сервис. Создайте для тестировщиков максимально реалистичные условия, похожие на те, в которых будут действовать ваши реальные покупатели.

3.Тщательно выберете участников тестирования. Это, пожалуй, самое сложное в рамках обсуждаемой задачи. Вам придется вооружиться социологическими и статистическими методами и постараться определить оптимальное количество людей для тестирования, а затем подобрать их так, чтобы в группе оказались люди разного пола, возраста, различных занятий и поведенческих привычек. Будет полезно, если в группе окажутся как совсем «холодные» к вам участники, так и приверженцы вашей компании, как те, кто уже знаком хорошо с товаром или услугой, так и те, кто узнали о нем чуть ли не впервые. Это даст максимально полное представление о восприятии товара потребителями.

4.Четко выпишите условия тестирования и предоставьте его потенциальным участникам. Что именно от них потребуется, какие действия, в какие сроки, в чем будет заключаться та обратная связь, которую вы от них ожидаете.

Важно! Тому сотруднику компании, который будет заниматься организацией тестирования, нужно будет максимально точно донести до тестировщиков понимание того, ради чего это все организовано. Чтобы они чувствовали себя соавторами продукта, а не случайно выбранными людьми, которым повезло получить товар даром. Только в таком случае вы получите качественные и полезные для будущего отзывы.

5.Составьте анкету, по которой вы будете общаться с участниками тестирования после того, как они опробуют ваш товар или услугу. Лучше, чтобы это были устные интервью (лично, по телефону, или скайпу – неважно!). Хуже если люди только письменно заполнят опросник. Составляя его, включите в него как простые вопросы, требующие ответа да/нет, так и более развернутые, требующие аргументов. Так больше шансов получить максимальное количество качественных ответов.

Какие свои товары или услуги вы бы хотели протестировать вместе с реальными клиентами? Возможно, вы уже проводили такое тестирование? Пишите нам о своем опыте и о своих планах! 

Оригинал статьи — в авторском блоге Татьяны и Екатерины Ковальчук


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI Продажі, кол центр, робота з клієнтами