Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Корпоративное обучение сотрудников - это лучшая мотивация

"Университет Би Лайн" не входит ни в один рейтинг. Его дипломы котируются лишь в одной компании. Тем не менее от желающих учиться отбоя нет: конкурс примерно три человека на место.

Чтобы стать студентами университета, сотрудники компании "ВымпелКом" (торговая марка "Би Лайн") должны успешно пройти собеседование и психологическое тестирование.
Нельзя сказать, что, создав этот университет, "ВымпелКом" открыл Америку: собственные корпоративные университеты есть и в других больших компаниях - Coca-Cola, General Electric, Motorola и др. Прецедент интересен тем, что это первый корпоративный университет, открытый отечественной компанией (в силу понятных причин в расчет не берутся учебные заведения, которые создавались при заводах в советские времена).
"Я не знаю российских компаний, которые имели бы корпоративные университеты и обучали в них своих сотрудников. У некоторых есть внутренние тренинг-менеджеры, отделы обучения персонала, но не университеты", - говорит Андрей Родионов, директор по обучению тренинговой компании Sales Training International. С ним согласен и Сергей Носов, директор департамента консультирования компании "Бизнес Консалтинг Груп" (БКГ): "Да, в западных компаниях корпоративные университеты существуют, но среди российских фирм помимо "ВымпелКома" я других примеров не знаю".
Сегодня в "Университете Би Лайн" учатся 45 из 1600 сотрудников "ВымпелКома". Они посещают лекции, сдают контрольные работы и экзамены, а в конце года их ждет защита дипломов и выпускной бал. "Почему мы отказались от идеи направить их в какую-нибудь бизнес-школу и получить МВА? - говорит Марина Олешек, директор по работе с персоналом компании "ВымпелКом". - Во-первых, потому, что на получение российского МВА в среднем уходит два года, а во-вторых, ни один МВА не даст возможности преломления образования на ситуацию в компании. В-третьих, [у нас] студенты учатся в удобное для них время". Причем экономятся не только время, но и деньги. "Нам это обходится примерно в пять раз дешевле, чем если бы сотрудники получали бизнес-образование на стороне", - добавляет она. В год "ВымпелКом" тратит на "Университет Би Лайн" примерно $50 000.
"Сейчас многие руководители жалуются на то, что деньги, затраченные на МВА, а также всевозможные внешние тренинги, не окупаются. Это происходит потому, что многие виды внешнего образования не коррелируют с задачами компании", - говорит Мария Макарушкина, консультант компании RHR Internaional/Экопси. В данном случае увязывание нужд компании с программой обучения стало ключевым принципом при формировании университета. Компания сформулировала для себя стратегические задачи, и для их решения готовит людей. "Появились новые требования к персоналу, и, как следствие, стало ясно, что нам не хватает грамотных менеджеров среднего звена, а на рынке квалифицированных менеджеров-сотовиков не так уж много", - говорит Олешек.
Идея создания корпоративного учебного заведения зародилась в 1998 г. Инициатива принадлежала Станиславу Шекшне, который в то время занимал должность первого заместителя генерального директора "ВымпелКома". Первые студенты, топ-менеджеры компании, восемь месяцев учились, повышая квалификацию в управленческой деятельности и смежных областях. С тех пор "Университет Би Лайн" довольно сильно изменился, стал больше походить на высшее учебное заведение. Студенты отбираются по конкурсу, у них есть зачетки, они сдают экзамены. Занятия проходят 2 - 3 раза в неделю в вечернее время прямо в офисе компании. Преподают педагоги из Финансовой академии, МИРБИСа, Института менеджмента Санкт-Петербурга и других российских бизнес-школ. Некоторые лекции читают руководители "ВымпелКома". Программа обучения включает лекции по финансам, менеджменту, маркетингу, управлению персоналом, коммуникациям и т. д.
Второй поток начал обучение в "Университете Би Лайн" в феврале этого года. Из примерно 130 кандидатов были отобраны лишь 45 сотрудников, которых поделили на две группы: на тех, кто имел хотя бы минимальный управленческий опыт, и тех, кто вовсе его не имел. Среди студентов оказались и начальники отделов, и секретари. По словам Марины Олешек, определяющие качества при отборе - это потенциал человека и его желание учиться. Кандидатуры предлагает дирекция по работе с персоналом, а также руководители служб, знающие способности своих подопечных.
"Нам удалось максимально приблизить образовательный процесс к нуждам компании. Все кейсы - это кейсы "ВымпелКома", деловые игры построены с учетом специфики компании. Дипломы, которые пишут студенты, узкоспецифичны. Каждый диплом - это актуальная тема для компании", - добавляет Олешек. Топ-менеджеры "ВымпелКома" руководят подготовкой дипломных работ. Причем студенты сами выбирают и темы дипломов, и кураторов.
"По себе я ощущаю, что мне это обучение очень полезно, - говорит Михаил Умаров, пресс-секретарь "ВымпелКома" и студент "Университета Би Лайн". - Например, финансовая отчетность в нашей компании очень сложная, а мне надо с ней работать и понимать ее. Раньше меня это приводило в шок, а сейчас - нет".
По словам Марины Олешек, преимущества такой формы обучения не ограничиваются повышением образовательного уровня сотрудников. В больших компаниях коммуникации между подразделениями - это всегда большая проблема. Благодаря тому, что в университете учатся сотрудники разных подразделений, проблема коммуникации отчасти решается. Перед началом обучения для будущих студентов был проведен психологический тренинг "на срабатываемость команды". Создавая университет, в "ВымпелКоме" не ставили целью таким образом влиять на текучесть кадров (в год лишь менее 1% сотрудников покидают компанию по собственной инициативе) , тем не менее университет позволяет удерживать нужных сотрудников. "У нас был случай, когда человек говорил, что хочет уволиться и останется в компании только в том случае, если будет учиться в университете", - говорит Олешек.
В начале следующего года в "ВымпелКоме" планируется очередной набор студентов в "Университет Би Лайн". "Динамика развития отрасли, в которой мы работаем, и конкурентная борьба заставляют нас не идти, а бежать. Для того чтобы человеку соответствовать задачам, поставленным перед компанией, нужно постоянно что-то добирать в профессии".

Хочем обратить ваше внимание, в следующих статьях, мы расскажем о мотивации персонала, про закон о земле, который планируют принять осенью, и как обучать персонал.

Компания: Национальный, бизнес-центр (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Совершенство, но не перфекционизм, Красноречие, тренинговая компания Елены Почуевой
Константин Галюк на конференции «Алгоритмы успеха», Makers game group, академия игры
Как выбрать репетитора?, TRN.ua
Чем «грозит» компании оптимизация бизнес-процессов?, Группа финансовых решений
ГИД рекрутера, Softengi training center
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».