Экспат в менеджменте

Зарубежным менеджерам у нас принято завидовать. У них, мол, большая зарплата, неслыханный соцпакет и всеобщее уважение. Но на практике все эти утверждения оказываются мифом

Зарубежным менеджерам у нас принято завидовать. У них, мол, большая зарплата, неслыханный соцпакет и всеобщее уважение. Но на практике все эти утверждения оказываются мифом.

В одном из столичных кафе на Таганке сидела колоритная пара: миловидная девушка в сопровождении спутника подчеркнуто западного вида. Оба они достаточно громко говорили по-русски, поэтому сидящим за соседними столиками не составляло никакого труда услышать следующую душещипательную историю. "А ты напрасно думаешь, что у нас, экспатов, все так уж хорошо, - рассказывал подчеркнуто западный молодой человек. - Взять хотя бы одну из моих прошлых компаний. Да, она оплачивала мне жилье, учебу, визиты на родину, полную страховку от всего, включая падения метеоритов, организованные Бен Ладеном, но в моем контракте было столько ограничений! Доходило до того, что по его условиям я не имел права выходить на улицу один после девяти часов вечера. Это же настоящая клетка: пусть золотая, но зато с толстыми прутьями". Разумеется, приведенная выше история является одним из крайних вариантов взаимоотношений компаний с выписанными из-за рубежа специалистами, однако от этого она не становится менее показательной. Говорить, что экспатам в Украине живется труднее всех, мы бы не стали, но и идеализировать этот статус тоже поостереглись бы. Сегодня отечественные компании смотрят на экспатов не как на всезнающих гуру, а как на один из инструментов бизнеса, эффективный только в случае правильного использования.

Гости из будущего
Мода на экспатов в Украине пошла с середины 1990-х. Тогда необходимость привлекать к развитию бизнеса зарубежных специалистов диктовалась вполне рациональными соображениями: в украинских менеджеров просто-напросто не было достаточного управленческого опыта. "В нашей стране формирование бизнеса как такового началось только в 1991 году, - замечает старший вице-президент SUN Interbrew по работе с персоналом Светлана Чекалова. - На Западе же накоплен существенно больший деловой опыт, а люди имплицитно обладают знаниями о работе компаний с многовековой историей и являются носителями неких бизнес-традиций". Иностранцев "выписывали" в Украину как местные подразделения международных компаний, так и отечественные предприниматели, раньше других осознавшие важность для их бизнеса квалифицированных кадров. "Поскольку "украинскому капитализму" всего 10 - 15 лет, неудивительно, что у нас не много специалистов, имеющих большой деловой опыт, - говорит председатель Национального союза кадровиков Софья Данилкина. - Среди экспатов крайне редко встречаются "романтики от бизнеса". Как правило, это люди без особых талантов, но с четкими представлениями о технологиях работы и менее зависимые от человеческого фактора, чем украинские менеджеры. Покупая западных специалистов, зачастую приобретают именно "носителей технологий". Причем на определенное время - с тем, чтобы эти технологии освоить и применять их уже самостоятельно, не переплачивая иностранцам". Справедливость этого замечания подтверждает тот факт, что сегодня, как и десять лет назад, многие компании требуют от экспатов за срок действия их контракта вырастить себе преемников. По мнению Сергея Ражева, генерального директора Penny Lane Consulting, "украинские компании нанимают экспатов только в тех случаях, когда найти на рынке отечественного менеджера соответствующего уровня не представляется возможным. Также по условиям контракта экспат к концу срока работы чаще всего обязан подготовить себе замену среди кого-то из российских менеджеров. Такая практика особенно распространена в нефтегазовой отрасли". Один из примеров массовой передачи иностранными специалистами сначала своего опыта, а потом и своих должностей россиянам приводит Софья Данилкина. "Известно, что когда компания
Oriflame выходила на российский рынок, все мало-мальски ответственные должности в ней занимали иностранцы. За несколько лет работы они подготовили "местный" кадровый резерв и заменили на россиян почти всех руководителей, кроме топов".

Несмотря на то что в последнее время деловые издания все чаще пишут об "исходе" экспатов из России, статистика этого не подтверждает. По информации рекрутингового агентства Ward Howell International, до 35% проектов, выполненных компанией в 2005 году, было связано с поиском иностранных топ-менеджеров. В RosExpert, в свою очередь, отметили в минувшем году рост числа заказов по поиску экспатов на 25 - 30% по сравнению с 2004 годом. Другими словами, иностранные специалисты в нашей стране востребованы, а Россия в их глазах выглядит вполне конкурентоспособным рынком труда.

 


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI