Особенности антикризисных коммуникаций в Интернете

Доке компьютерных наук и полному тезке киношного Штирлица - Вячеславу Тихонову - еще нет и 30-ти, а он уже основатель компании «Мониторикс» и авторитетный эксперт, в качестве которого и был приглашен выступить на конференции «ИМУ-2010».

Доке компьютерных наук и полному тезке киношного Штирлица - Вячеславу Тихонову - еще нет и 30-ти, а он уже основатель компании «Мониторикс» и авторитетный эксперт, в качестве которого и был приглашен выступить на конференции «ИМУ-2010». Вячеслав считает, что не человек должен искать информацию, а информация должна находить человека, поэтому он охотно поделился своими незаурядными мыслями с нашими читателями.

Современные электронные коммуникации условно можно разделить на три вида:

  • Web PR, включающий веб-конференции, веб-презентации, а также всевозможные интерактивные сайты, требующие обратной связи от пользователей.
  • Net PR, то есть, пресс-релизы, чаты и форумы, использующиеся для распространения информации.
  • Online PR, в рамках которого пользователи получают доступ в сети Интернет к офлайновым данным, например, сайты, предоставляющие информацию целевой (таргетированной) аудитории.

Следует отметить, что основными преимуществами электронных коммуникаций являются оперативность и быстрота распространения информации при минимальных затратах, что позволяет проводить даже небольшие PR-кампании с максимальным эффектом. Кроме того, исследования показывают большую степень доверия к электронным СМИ, чем к печатным (где вполне возможна цензура), что зачастую делает скрытую рекламу в Интернете более эффективной, чем в традиционных СМИ, при несравнимых финансовых вложениях.

Очень важен факт, что Интернет дает возможность найти «свою» целевую аудиторию, увеличив эффект от размещения собственных материалов, предоставляя информацию людям, которым она действительно может быть интересна. Скажем, акции мобильных операторов целесообразнее проводить на узкотематических порталах, посвященных мобильной связи, при этом эффект от такой кампании будет максимальным, с учетом заинтересованности аудитории таких сайтов в новых услугах и скидках. Кроме того, подобная кампания может быть запущена в разных странах (например, России и Украине), и, в случае, если подобный портал посещают граждане этих стран, такой подход позволит существенно сэкономить средства, затраченные на продвижение, если таргетированно показывать потенциальным клиентам информацию, которая актуальна только для их региона.

В отличие от традиционных СМИ (ТВ, радио и печати), в Интернете можно оценить не только охват аудитории, но и эффект от проведенных кампаний. Этим пользуются, например, Интернет-магазины, опрашивая покупателей и выявляя, как они попали на сайт. Кроме того, для оценки эффективности проведенных PR-кампаний обычно проводят мониторинг Интернет-пространства (чаще всего, электронных СМИ) по количеству публикаций и тональности освещения деятельности заказчика, что очень близко к традиционным Public Relations, с той лишь разницей, что в Интернете ведется активная перепечатка оригинальных материалов, что, зачастую, приводит к непрогнозируемым результатам.

Например, если некий сайт опубликовал важную информацию о новом товаре и услуге в негативном контексте, а остальные сайты перепечатали такое сообщение, то бороться с его дальнейшим распространением очень сложно, однако оценить потери от подобной волны негатива вполне можно, посчитав аудиторию всех подобных сайтов. С другой стороны, подобные методы можно использовать и себе во благо, если проявить креатив и разместить полезный и интересный материал - информация разойдется по сайтам безо всяких усилий.

Важно понимать, что в Интернете уже налажена связь с конечным потребителем, поэтому корректное восприятие им информации очень важно для продвижения товара или услуги. Например, если у ваших потенциальных клиентов или покупателей возникает множество вопросов, наиболее правильным решением было бы открытие интерактивного сайта, где можно оперативно размещать ответы на поставленные вопросы.

Интернет еще очень молод, поэтому пользователи, в большинстве своем, склонны верить информации, полученной из первых рук, чего никогда не следует забывать.

Основные требования к PR в онлайне

Основные задачи Public Relations в онлайне касаются формирования положительной репутации компании или продвигаемого бренда и их запоминаемости, а также полноты и правильности предоставления информации о продвигаемых товарах и услугах. Здесь большую роль играет эргономика сайта и удобство восприятия информации пользователем, без чего достичь поставленных целей очень сложно - иначе потенциальный клиент уйдет к конкуренту, у которого и сайт хорошо выглядит, и тексты понятны и доступны.

В последнее время в России и Украине начали активно развиваться и антикризисные коммуникации, в рамках которых специализированные PR-агентства, либо PR-отделы крупных компаний, проводят ряд мероприятий по формированию положительного имиджа в сети Интернет. Кроме этого, в рамках антикризисного PR немаловажны действия по защите деловой репутации компании в период кризисов, медиа-поддержке подобных антикризисных программ, и, что самое главное, эффективного реагирования на внешние раздражители, несущие негативное восприятие деятельности компании обычными людьми.

Антикризисные коммуникации

Антикризисные коммуникации позволяют сформировать как стратегию отражения PR-ударов, которые наносят конкуренты, так и выработать долгосрочную стратегию продвижения компании на рынке. Обычно, при отражении PR-атак используется опыт успешных действий других компаний, попавших в подобную ситуацию, при этом вырабатывается несколько моделей поведения, из которых, по ситуации, выбирается наиболее подходящий на данный момент вариант.

Следует отметить, что для эффективного реагирования во время кризисной ситуации необходимо непрерывно осуществлять оперативный мониторинг медиа-среды, отслеживая важную информацию и анализируя развитие ситуации. В большинстве случаев, промедление и замедленная реакция могут привести к непоправимым последствиям, особенно в тех случаях, когда от решения возникшей проблемы зависит будущее компании.

Оперативный мониторинг

В мониторинговом агентстве «Мониторикс» условно разделяют несколько этапов оперативного мониторинга, каждый из которых решает собственные задачи. Алерты, то есть жизненно важные сообщения, появляющиеся в течение дня, позволяют аналитикам компании всегда быть в курсе всех событий и оперативно реагировать на возможные угрозы, например, со стороны конкурентов. В начале и конце рабочего дня аналитики также получают так называемые алармы – дайджест из наиболее важных событий, произошедших за день, которые позволяют вырабатывать краткосрочные стратегии в случае появления кризиса.

Архивный мониторинг

Для формирования долгосрочной стратегии продвижения компании производится мониторинг всей доступной информации, после чего анализируются все тенденции рынка и прогнозируются дальнейшие направления его развития. На этом этапе очень важно располагать наиболее полной информацией, в противном случае принятое решение может быть ошибочным и принести огромный вред, вплоть до разорения компании. В этом случае на помощь приходит архивный мониторинг, который позволяет получить информацию за любой период времени и проанализировать, что уже сделано другими компаниями в данной области.

Для эффективной обработки данных обычно применяют контент-анализ, при котором рассчитываются количественные и качественные показатели анализируемых объектов (например, тональность сообщений). Этот этап очень важен и для конкурентной разведки, которая позволяет на основе открытой информации составить информационную картину о деятельности конкурентов.

Следует понимать, что конкуренты также могут собирать информацию о вас (и, скорее всего, это уже делают), поэтому нельзя исключать виртуальные военные действия, вплоть до развязывания против вас PR-войн. Обычно такие удары наносятся в наиболее уязвимые места компании. Например, на одном из сайтов, контролируемых конкурентом, появляется сообщение с негативным подтекстом, которое перепечатывается другими электронными изданиями, возможно, даже без ссылки на оригинал. В этом случае необходимо продумать ответ, составить собственное сообщение и разместить его текст на дружественных сайтах, имеющих не меньший авторитет, чем сайты, по которым пошла PR-атака противника. В результате нужно вызвать цепную реакцию, при которой информация самостоятельно распространится по остальным ресурсам, нейтрализуя негативное действие удара конкурента.

В настоящий момент, главным источником информации для любых новостных сайтов являются информагентства, поэтому размещать ответ следует прежде всего там. Если информация действительно «особой важности», ее, со ссылкой на информагентства, перепечатает множество электронных СМИ и ваша цель по нейтрализации последствий удара противника будет достигнута. Также, не следует забывать о возрастающем влиянии блогов и форумов как носителей индивидуального и общественного мнения. Зачастую, авторитетные блоггеры могут сделать больше, чем любое информагентство, просто разместив вашу информацию в своем блоге и подтвердив ее правдивость. Кроме того, в блогосфере информация распространяется намного быстрее, чем в электронных СМИ, что обычно связано с тем, что ее распространяют, почти не проверяя, что также можно использовать для мгновенного реагирования при появлении кризиса.

В некоторых случаях схема распространения PR-атаки позволяет выявить и ее заказчика. Обычно конкуренты работают с определенным кругом сайтов, которые размещают их информацию, поэтому по распространению данных внутри таких сайтов можно достоверно определить, против кого вам приходится сражаться.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії IT, програмування, розробка Project management, управління проектами Саморозвиток