Коучинг: главное путь, а не результат

Коучинг: главное путь, а не результат

Именно так легко и непринужденно, широкими мазками описала коучинг в двух словах коуч и тренер, учредитель и директор КГ «Живое Дело» Алла Заднепровская. О результатах второго модуля Школы Коучей, а также о важных факторах подготовки успешного коуча

О результатах второго модуля Школы Коучей, а также о важных факторах подготовки успешного коуча узнавала журналист портала Training.com.ua.

Выбор программ обучения коучингу сегодня очень широк. Стоит обычному человеку, не искушенному в этом вопросе, зайти в сеть Интернет — и он может просто затеряться в море предложений и рекламных объявлений от разных компаний. Чего тут только не встретишь: и 3-дневные «школы» коучинга, и длиннющие списки регалий тренеров и компаний, проводящих обучение, и гарантии стать профессиональным коучем сразу после окончания курса… К сожалению (или к счастью?), все эти предложения не выдерживают трезвого взгляда и мало—мальски критического подхода к выбору программы. Потому что нет системы, нет основательного подхода к обучению, отсутствуют серьезные основания доверить тому или иному «гуру» кусок своей жизни, чтобы под его руководством познавать премудрости коучинга.

Выгодно отличается от большинства предложений рынка Школа Коучей, которую проводит Алла Заднепровская. Об этом говорит ее внушительный опыт (7 лет на рынке коучинга), отзывы благодарных участников (более 300 участников открытых и корпоративных программ), успехи ведущих и выпускников (Школа Коучей «Живое Дело» стала прародительницей целого ряда коучинговых школ).

В чем же секрет подготовки успешного коуча?

Личность коуча

Отправной точкой этого расследования была страница тренера Аллы Заднепровской. Она пишет о себе: «С детства меня волнуют вопросы своего места в Мире. Именно они ведут меня по Жизни. Сегодня многие мечты воплотились. Я счастливая женщина. Занимаюсь любимым делом, вношу свой вклад в то, чтобы жизнь людей наполнялась смыслом, мечты сбывались, они чаще улыбались, становились счастливыми и успешными. Как? Сажаю семена будущего и помогаю росткам смело пробиваться к Свету… Марина Цветаева сказала замечательную фразу: „Успех значит успеть“. Для меня успех значит успеть жить. Жить на полную катушку, с любопытством, интересом ко всему, драйвом, заниматься любимым делом, ставить амбициозные цели и достигать высоких результатов. А если ты еще и женщина, любить и быть любимой…».

"Можно располагать огромным перечнем инструментов, но при этом не быть хорошим коучем. Потому что самое главное — это личность коуча"

Удивительно, но не каждый тренер может так искренне рассказать о себе. Такое интригующее начало привело меня на одно из мероприятий Аллы Заднепровской — на второй модуль Школы Коучей «Живое Дело». Стоит сразу же отметить, что с первых минут моего пребывания на тренинге я была поражена излучаемой ею открытостью, воодушевленностью и энтузиазмом, которые, казалось, распространяются на всю аудиторию и заражают участников каким-то странным и всепоглощающим чувством возвышенного трепета.

Что такое? Что происходит? — спрашивала я себя, недоумевая. Тренер не стоит на голове, не показывает фокусы, и, тем не менее, аудитория настолько вовлечена в процесс, что даже не сразу заметила присутствие постороннего человека — журналиста — на тренинге. Участники не боятся открыться, поделиться своими успехами и «откровениями» с тренером и с другими участниками. Кто-то хвастается тем, что нашел ответы на все свои вопросы, а кто-то говорит: «Наконец-то я поняла, что постоянно сама загоняла себя в рамки. Поэтому и надела сегодня это розовое платье, которое раньше не позволяла себе носить, хотя и очень хотела».

После тренинга, когда я спросила у Аллы Заднепровской, что самое главное в коучинге, она нарисовала на листе бумаги дерево (и мне сразу же вспомнился логотип «Живого Дела», который тоже напоминает дерево). «Коучинг можно схематически показать так. Ствол дерева — это личность коуча. Она растет из корневой системы — его ценностей, убеждений и взглядов. Дальше идут ветки первого яруса — философия, ветки второго яруса — коммуникация, ветки третьего яруса — инструменты. Можно располагать огромным перечнем инструментов, но при этом не быть хорошим коучем. Потому что самое главное — это ствол дерева, то есть личность коуча. Вот над чем необходимо работать в первую очередь», — пояснила Алла Заднепровская, а мой взгляд в это время остановился на небольшом серебристом кулоне в виде дерева у нее на шее.

Практика, практика и еще раз практика

Если говорить о программе курса, то она продумана более чем удачно. 13 дней курса, три модуля и сертификация, аудиторные занятия и самостоятельная работа, а еще — практика, практика, практика… Что бросилось в глаза, так это незамедлительная отработка каждого поданного ведущей инструмента в парах или тройках. При этом участники проводят самые настоящие коуч-сессии, когда один выступает клиентом, а второй — коучем. Потом меняются ролями и дают обратную связь. В тройках есть еще и наблюдатель, который получает специальное задание — тщательно наблюдать за коммуникацией, атмосферой, созданной коучем, и применением инструмента.

Обратную связь дает и ведущая, что очень важно. За один модуль она успевает послушать каждого участника в роли коуча, после чего — отмечает его сильные стороны, дает свои рекомендации по зонам развития, перечисляет вопросы, которые в конкретной ситуации можно было еще задать клиенту. Такая практика очень полезна, считает Алла Заднепровская, и подтверждает это тем, что из модуля в модуль она отмечает существенные успехи каждого участника в роли коуча. «Доходит до того, что после сессии они зачастую уже сами знают, где ошиблись, где начали давить на клиента, где под видом вопроса „продвинули“ свою идею, а где бросились решать его проблему, не прояснив, насколько она важна и что действительно для него актуально в данный момент, — радуется ведущая. — Ведь в коучинге главное путь, а не результат. И коуч должен вести клиента по этому пути, а не толкать к решению первого заявленного вопроса. Уже после первого модуля участники знают, что в коучинге люди выше результатов».

"Что бросилось в глаза, так это незамедлительная отработка каждого поданного ведущей инструмента в коуч-сессиях"

Кроме того, последний день каждого модуля полностью посвящен проведению коучинг-сессий, когда каждый участник проводит сессию с реальным клиентом в присутствии своих коллег и тренера. Эта технология называется «Калейдоскоп клиентов». Это и вправду похоже на «калейдоскоп», ведь клиенты, которых приглашают сами участники, распределяются между коучами случайным образом. Эта технология дает участникам возможность тренироваться в проведении реального коучинга, работать с разными типами клиентов, отработать полученное на модуле и получить обратную связь от ведущей в работе с реальным клиентом, а наблюдателям — учиться на чужих ошибках и успехах.

Кратко о Школе

«Самое важное в строительстве дома — качественно заложить фундамент», — считает Алла Заднепровская. Этому, образно говоря, и посвящен первый модуль Школы Коучей. Участники настраивают свой «понятийный аппарат» на философию коучинга, тренируют коммуникативные навыки, получают несколько базовых инструментов для проведения коучинг-сессий. И, конечно, проводят свои первые коуч-сесии, отрабатывают старт работы с клиентом.

Поскольку коучинг направлен не в последнюю очередь на достижение клиентом целей и его развитие, то именно об этом и идет речь на втором модуле. По словам ведущей, это самый «инструментальный» модуль, ведь в нем отрабатывается большинство инструментов программы. Также участники продолжают тренироваться в искусстве качественной коммуникации, наращивают свой личностный потенциал и совершенствуются в проведении коучинг-сессий.

По мнению Аллы Заднепровской, для определения своей специализации важно практиковать коучинг с разными типами клиентов из разных сфер деятельности (топ-менеджерами, предпринимателями, наемными работниками, творческих людей, а также коучинг в сфере продаж и коучинг команд). Этим участники занимаются во время третьего модуля Школы. А также — осваивают ряд инструментов для расширения осознанности и повышения мотивации клиента. Кроме того, на 3-м модуле приглашенный PR-специалист проводит мастер-класс для участников, дает практические рекомендации по продвижению услуг. Таким образом, выпускники прямо в рамках Школы разрабатывают планы действий для построения своей коучинговой практики.

А что на выходе?

Конечно, аудиторные занятия с другими участниками и тренером — это одно дело, а вот самостоятельная практика после окончания занятий — совсем другое. Но и тут участники не остаются наедине со своими трудностями. Дело в том, что ведущая Школы Алла Заднепровская создает все условия для того, чтобы участники ее программ действительно стали квалифицированными коучами не только в аудитории, но и в первую очередь — за ее пределами.

"В коучинге главное путь, а не результат. И коуч должен вести клиента по этому пути, а не толкать к какому-то результату"

Для этого после каждого модуля участники выполняют межмодульное домашнее задание, которое включает:

  • проведение определенного количества коуч-сессий с клиентом;
  • прохождение определенного количества коуч-сессий с личным коучем;
  • тренировка коучинговой коммуникации: сфокусированное и глобальное слушание, эффективные вопросы, качественное донесение речи, паузы, обратная связь и т. д.;
  • использование технологии «Коучинговая двойка»: обязательная поддержка друг друга участниками в парах, причем пары после каждого модуля меняются для развития большей гибкости;
  • чтение литературы по коучингу;
  • подготовка к тестированию по пройденному материалу;
  • подготовка и предоставление отчета по своей коучинговой практике с координатами клиентов.


После каждого модуля участники разрабатывают «Карту личного роста» с планом собственного развития и внедряют этот план в жизнь, поддерживая друг друга в «Коучинговых двойках».

На третьем модуле студенты Школы определяют свою целевую аудиторию, коучинговую специализацию, разрабатывают несколько продуктов и план действий на ближайшие 6–12 месяцев по ведению собственной коучинговой практики.

И, конечно, ничто так не организует как экзамен, ведь именно перед экзаменами мы мобилизуемся, готовимся и систематизируем. В Школе Коучей такой эффект дает сертификация. Она состоит из трех частей: журнал коучинговой практики (который участники ведут после первого модуля), письменный тест по всему материалу и сертификационная коуч-сессия с реальным клиентом, которая имеет самый большой удельный вес при оценивании. По словам участников, этот блок продвигает больше всего (помимо практики, конечно). Именно перед сертификацией выпускники «раскладывают материал по полочкам», вникают во все детали, куда руки раньше не доходили, докапываются до сути, максимально готовятся и практикуют, практикуют, практикуют…

Те участники, которые успешно проходят сертификацию, получают сертификат «Профессионального коуча». Те же, которые в силу каких-то причин не дотянули до проходного балла, получают сертификат «Об участии» с правом еще раз пройти сертификацию с выполнением всех необходимых заданий. Поскольку программа курса сертифицирована по стандартам профессионального коуча Международной Федерации Коучинга ICF, то у выпускников есть возможность получить сертификат профессионального коуча этой уважаемой федерации.

"Один день из каждого модуля посвящен проведению демонстрационных коуч-сессий, когда каждый участник проводит сессию с реальным клиентом"

В общем, как мне удалось выяснить, факторов успеха будущего коуча множество, но грамотно сложить все элементы мозаики, при этом не потеряв смысл, — вот это настоящее искусство. И Алле Заднепровской, похоже, удалось мастерски им овладеть и реализовать в своей Школе Коучей. Кстати, следующая Школа стартует 1 марта 2012 года. Если вы еще не определились с местом обучения коучингу, рекомендую постучаться в Школу Коучей «Живое Дело». Результатом вы точно будете довольны.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг