Антихедхантинг. Часть вторая

Антихедхантинг. Часть вторая

Первая часть этой статьи : - важности противодействия хедхантерам по переманиванию ваших сотрудников - важности системного подхода в антихедхантинге - определении «группы риска» - наиболее вероятных мишеней в вашей фирме для хедхантеров.

Сегодня мы перейдем от планов к действиям.

Поскольку именно бездействие может привести к кадровым потерям вашей компании и, следовательно, к потере конкурентноспосбности. Вы этого не хотите? Тогда вам следует знать основные рейдерские приемы рекрутеров. И знать, как их блокировать.

А если хватит смелости, использовать самим в борьбе конкурентамиJ

Знание, как говорится, - сила! И важнейшее условие антихедхантинговой стратегии. Знание каждым вашим сотрудников методов хедхантинга,

знание, как себя вести с рекрутером,

знание вашей программы противодействия кадровому рейдерству.

Однако учтите, что все ваши правила и этические нормы могут быть вашим конкурентам и рекрутерам совершенно «до лампочки»…Если вы уже ввязались в «войну за таланты», не удивляйтесь, что и методы могут быть почти военными. А многие внутренние рекрутеры настолько беспардонны и отчаянны в своих действиях, что вам и представить трудно…

Блокирование телефонных звонков.

Хорошие рекрутеры искусны в телефонных звонках и, по большому счету, с помощью телефона зарабатывают свои деньги. Так что даже самые жесткие меры по блокированию их звонков не дадут 100% защиты. Но 50-70% защиты дать могут.

Основной элемент антихедхантинговой стратегии в компании – идеологический, а не запретительный. Рабочая среда должна располагать к развитию и карьерному росту. Иначе людей не удержишь никакими запретами. Учитывая эту основную мысль, наемных сотрудников все-таки следует обучить элементарной тактике поведения при звонках от конкурентов или рекрутеров.

1. Корпоративная телефонная книга – источник знаний для хедхантеров.

Некоторые рекрутеры готовы заплатить немалые деньги за ваш внутренний телефонный справочник. Уничтожьте его печатные версии и поручите программисту сделать электронную версию невозможной для печати, копирования и пересылки.

 

2. Шпионские звонки рекрутеров. Могут быть самые разные. Например, в приемную звонит рекрутер и говорит, что ему только что звонил на мобильный некий господин из вашей фирмы, но он не расслышал, как его зовут, возможно, Андрей или Алексей.. «Я только помню, что он из отдела маркетинга и меня заинтересовало его предложение Могли бы вы помочь мне его найти?» Секретарь начинаем перечислять имена сотрудников отдела маркетинга или продаж. Когда она назовет уже достаточно имен, звонящий просто выражает сожаление, что не услышал знакомого имени и вешает трубку.

Через несколько часов он звонит снова (или звонит другой рекрутер) и приглашает к телефону конкретного человека из ранее названного секретарем списка. Конечно, ранее он уже узнал имя и самого секретаря, тем самым вызывая доверие.

Блокируйте такие звонки! Обучите секретарей и других сотрудников, на кого могут попасть такие разведчики, как себя вести: имена и телефоны своих сотрудников никому не выдавать!

Периодически в роли «таинственного покупателя» делайте подобные звонки и проверяйте сотрудников на болтливость.

 

3. Звонки бывших сотрудников. Многие думают, что если звонит бывший сотрудник, он просто хочет пообщаться со старыми друзьями. К сожалению, такие звонки тоже могут быть «рекрутинговыми», т.е с целью переманить ваших сотрудников. Менеджеры и руководители, недавно перешедшие на другую работу, часто очень заинтересованы, чтобы перетащить за собой свою команду. Чтобы выслужиться перед новым начальством. Чтобы работать на новом месте с проверенными кадрами. Блокируйте их!

Замечено, что 3 месяца после ухода какого-либо руководителя среднего звена являются наиболее вероятными для потери «его команды». Я бы посоветовал любого, кто покинул вашу компанию, объявлять персоной «нон-грата» в течение 3-х месяцев после его ухода.

Определите самых близких коллег уволившегося – потенциальных «мишеней», и индивидуально поговорите с каждым из них. Убедитесь (или убедите!), что у них нет явных причин для увольнения.

С другой стороны, если вы расстаетесь с бывшим сотрудником - потенциальным рейдером «по-хорошему», поговорите и с ним о неэтичности таких действий. Часто действует.

 

4. Просьбы о помощи. Один из любимых приемов многих рекрутеров. Простой и эффективный. Звонящий просит соединить его с определенным человеком (имя придумано). Секретарь отвечает, что мол, «такой сотрудник у нас не работает». Звонящий изображает удивление и разочарование и вопрошает что-н. типа «Мне срочно выслать вам счет \ провести платеж \ заключить договор и срочно надо уточнить некоторые детали…». И просит секретаря о помощи. Бедная девушка чаще всего перенаправляет рекрутера на руководителя отдела, который занимается такими вопросами.

Блокируйте их! Предупреждайте сотрудников о возможных звонках таких «заблудившихся» псевдо-партнеров. Безопасность компании важнее, чем естественное желание многих помочь человеку.

 

5. Аккуратнее с СМИ. Любая известная компания с сильным брендом и менеджментом привлекательна для СМИ. Имена ее руководителей фигурируют в многочисленных пресс-релизах, статьях и интервью. Следовательно, есть риск попасть под артиллерийский обстрел хедхантеров. Ваши источники информповодов всегда под прицелом конкурентов.

Как бороться? Лучше выделить одного человека изPR- илиHR-отдела, который будет являться фильтром и посредником между вашей компанией и СМИ. Он, как передаточное звено, будет транслировать информацию из компании во внешний мир и вовремя отсекать псевдожурналистов.

И не стоит писать телефоны имена первых лиц на корпоративных сайтах!

 

6. Используйте телефоны с АОН. Пользуйтесь функцией электронной блокировки нежелательных телефонных номеров с помощью таких аппаратов. Составьте список нежелательных номеров и постоянно его пополняйте. Пусть для кадровых рейдеров всегда будут длинные гудки.

Или перенаправляйте их в отдел рекрутинга, где с ними будут проводить разъяснительные беседы. Умные рекрутеры, конечно, в итоге обойдут такую схему. Но вы сделаете их задачу более трудной.

 

7. Звонки в нерабочее время. Звонок в приемную до начала рабочего дня секретаря или (что чаще) после его окончания часто дает хедхантеру шанс выйти напрямую на оберегаемую персону. Либо он попадает на задержавшегося сотрудника, который может без лишних расспросов соединить его с кем нужно.

Запись всех входящих звонков, поступающих в нерабочее время, поможет вам проследить источник звонка и пополнить ваш список нежелательных номеров.

Можно вовсе запретить снимать трубку после окончания рабочего дня и обязать перед уходом включать автоответчик.

 

8. Другие хитрости хедхантеров.

Легенд, которые используют рекрутеры, чтобы добраться до нужного тела, вернее – головы, множество. Но некоторые мы приведем здесь. Блокируйте их!

Для большинства шпионских звонков методы противодействия схожи.

Это: обучение секретарей, ресепшионистов, обучение сотрудников и периодическая проверка их действий по методу «таинственного покупателя», вернее «таинственного рекрутера». Очень эффективны небольшие премии сотрудникам, которые записали имя и телефонный номер рекрутеров-хитрецов и сообщили своевременно куда следует, т.е. ответственному «антихедхантеру».

 

  • Псевдо-студенты. Большинство из нас не могут отказать, если нас просят о помощи. Это естественно, по-человечески. Особенно, когда к вам обращается «бедный студент», который пишет курсовую или дипломную работу и очень просит помочь ему пообщаться с профильным специалистом. Как можно отказать? Попросите студента назвать свой курс, поток и факультет, а потом все это проверьте. Или попросите прислать е-мейл с университетского адреса. Некоторые университеты дают сейчас возможность студентам использовать в адресах название своего домена.
  • Потеря памяти. Такой холодный звонок начинается примерно так: «Мы общались с одним вашим сотрудником из такого-то отдела, он просил меня перезвонить, но, к сожалению, я забыл (не записал) его имя (телефон)…».
  • Псевдомеждународный звонок. Актуально для международных компаний. В этом случае к забывчивости звонящего, просьбе о помощи добавятся еще иностранный акцент. Иностранцу уж никто не откажет…
  • Вымышленное имя как уловка. Хедхантер называет имя, первое пришедшее в голову. После того, как секретарь не может найти такое в своем списке, звонящий говорит: «тогда просто переведите меня на начальника этого отдела»…
  • Частичная потеря памяти. Звонящий называет только имя и отдел. Довольно часто секретарь поправляет его: «У нас только один Александр в отделе логистики – Александр Семенов. Видимо, он вам нужен?». Рекрутер говорит «нет», но через несколько часов перезванивает и просит уже конкретного человека по довольно правдоподобному поводу.
  • Звонки из госструктур. Звонки из налоговой, милиции или контролирующих органов еще часто будоражат нервы секретарей и заставляют их выдавать массу полезной информации псевдопроверяющим. Важно, чтобы рекрутером правильно была подобрана чиновничья или милицейская интонация и манера говорить. Вообще общение с разными гос. органами – задача службы безопасности и предмет отдельного разговора. Они-то знают, что с государством лучше всего общаться в письменном виде…

 

9. Теплые звонки.

Следует различать «холодные» звонки, когда хедхантер вычисляет имя и должность нужного человека, и звонки «теплые», когда он уже пытается установить с ним контакт напрямую. В этом случае блокировщику следует быть особо бдительным, поскольку хедхантер создает видимость знакомства с «жертвой».

Что делать? Для начала попросите звонящего представиться, назвать компанию и причину звонка. Все это запишите и потом проверьте. Также спросите своего сотрудника, кто ему звонил и по какому поводу? Конечно, у вас должны быть соответствующие полномочия, о чем мы писали в 1-й части.

Как только хедхантер попадает на искомого человека, он (она) часто действует по правилам «быстрого съема», как сейчас называют - пикапа. «Помните, мы встречались с вами на такой-то конференции?», «Некто порекомендовал мне обратиться к вам, как к опытному специалисту…» и т.д.

Здесь уже следует второй этап антихедхантинга.

Следует заранее предупредить дорогостоящих (в прямом смысле) сотрудников о таких моделях поведения рекрутеров. Убедитесь, что они (сотрудники) готовы сотрудничать с вами и сообщать подробности таких звонков вашей антихедхантерской команде.

 

10. «Таинственный хедхантер».

Сильнодействующее средство от переманивания. Ваши сотрудники никогда не должны знать, звонит им настоящий рекрутер или поддельный. Они всегда должны отказывать и сообщать «куда следует».

Система блокировки рекрутеров, как и другая система, требует проверки и контроля, что все работает исправно. Звоните периодически сами, как рекрутер. Меняйте голоса. Меняйте сотрудников в роли «таинственных рекрутеров». Как быстро вас раскроют? Какие действия предпримут? Попросите знакомых надежных рекрутеров иногда делать телефонные налеты на ваш офис, пробиться к кому-либо из дорогих сотрудников. Попросите завербовать кого-либо на выставках или конференциях. Выполняют ли ваши сотрудники инструкции?

 

Кстати, если вы обнаружите, что кто-то из них восприимчив к предложениям со стороны, ничего страшного. Наоборот, это сигнал для вашего руководства, что пора что-то менять. Иногда просто «перенанять» заново этих сотрудников на новых условиях.

Лучше, если «новое интересное предложение» они получат внутри своей компании, чем от конкурентов!

 

Послесловие.

Конечно, здесь описаны не все секреты и хитрости хедхантеров.

Оставим и мысебе кое-что про запас. Это ведь наш хлебJ

Кстати, полный набор техник хедхантинга вы можете получить на нашем фирменном тренинге http://navigator.lg.ua/article.php?textname=school-headhunting

 

В третьей части статьи Антихедхантинг-3:

  • кадровое браконьерство на конференциях и семинарах
  • противодействие переманиванию через Интернет
  • заключительные советы


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Менеджмент, керування, KPI