Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Философия коучинга, или Как стать настоящим коучем

Философия коучинга, или Как стать настоящим коучем

«Философия коучинга – это те самые важные, основополагающие вопросы, с которых стоит начинать учиться коучингу», - говорит коуч, консультант по управлению и руководитель КГ «Живое дело» Алла Заднепровская.

«Т»: Алла, я знаю, что Вы как ведущая Школы коучей большое внимание уделяете философии коучинга. Расскажите, что это и главное – зачем это изучать?

А.З.: Зачастую в школах коучей нагружают участников огромным количеством инструментов. Так случилось и со мной. По окончанию своего первого коучингового образования я получила у меня была масса инструментов, но когда и как их применять было не понятно. Я все время находилась в поиске правильного инструмента. А как только коуч начинает подбирать в голове подходящий инструмент, он перестает быть на одной территории с клиентом. И, по сути, этот процесс перестает быть коучинговым, по определению.

А в коучинге как раз ключевое, что во время сессии коуч занят не поиском правильного инструмента, не своим отношением к тому, что клиент говорит, не своими идеями по этому поводу, не поиском решения, а только тем, что и как говорит клиент. В процессе работы коуч помогает клиенту самому лучше понять, прояснить, осознать что-то, используя активное слушание, уточнение, эффективные вопросы, и другие навыки и инструменты, порой, подвергая сомнению его слова и отражая невербальное поведение.

В нашей Школе коучей мы сначала изучаем философию коучинга, коучинговую коммуникацию и только потом - инструменты. Само понятие «философия» очень обширное, но если рассказать вкратце, то мы останавливаемся на таких главных вопросах:

  • Что такое коучинг и чем он не является?
  • Каковы роли коуча и клиента?
  • В чем польза коучинга?
  • Как распределяется ответственность между коучем и клиентом?
  • Прикаких условиях возможен коучинг?
  • Какие есть виды коучинга?
  • Кто может быть клиентом, а кто нет (ведь не каждый может быть клиентом)?
  • Что значит коучинг-сессия?
  • Из чего складывается атмосфера в коучинге?
  • Каким важно быть коучу?
  • Как понять: это коучинговая задача или нет (может, эта задача больше для психологии, психотерапии, тренинга, консалтинга)?
  • Каковы постулаты, принципы, заповеди коучинга?
  • Каковы этические стандарты коучинга и ключевые компетенции профессионального коуча ICF и т.д.


Другими словами, это те самые важные, основополагающие вопросы, без которых практика коучинга вряд ли будет эффективна.

"Коуч – это, в первую очередь, личность: со своей системой ценностей, своими взглядами и убеждениями, которые как ограничивают, так и поддерживают"

Также в начале обучения мы много тренируем коучинговую коммуникацию, и я заведомо на первом модуле даю лишь несколько самых необходимых инструментов. Для чего я это делаю? Дело в том, что когда философия еще не «встроена», у коуча нет фундамента, чтобы уверенно чувствовать себя в роли коуча. Тогда у него возникает соблазн заменить отсутствующий фундамент инструментами для того, чтобы быть правильным коучем и показать свой профессионализм.

Ведь в коучинг мы приходим из разных профессий. И у нас уже есть сложившееся понимание, что значит профессиональная помощь. Как правило – это решение задачи клиента. На первых порах практически у всех начинающих коучей есть такая ошибка. Они торопятся стать полезными, сходу набрасываясь на первую, озвученную клиентом цель, стараясь, во что бы то ни стало решить и лучше за одну сессию.

А ведь часто она бывает не самой актуальной и важной на этот момент времени, а может быть надуманной, социально-обусловленной или навязанной кем-то, в конце концов. Да, цели задает клиент. Но задача коуча помочь ему осознать, насколько она истинна и актуальна. И если начинающий коуч не осваивая философию, просто получает инструменты, то тогда он, стремясь сходу достигнуть какого-то результата и довести клиента до «финишной прямой», ведет клиента совсем не туда, куда тому нужно. Как только коуч замечает, что он начал копаться в «файлах» в голове, это означает, что он вывалился из коучинговой рамки.

Таким образом, если «встроилась» философия, то можно работать с минимальным набором инструментов и даже обойтись без них. А наоборот никак не получится. Хотя инструменты, безусловно, повышают эффективность коучинга. И осваивать их тоже необходимо. Когда есть фундамент, инструменты легче «прорастают» и приносят хорошие плоды. Их выбор инструмента тогда происходит на интуитивном уровне.

Философия - это фундамент.  Коучинг – не инструмент и не навык, а процесс взаимодействия между коучем и клиентом, в результате которого клиент осознает свои истинные цели, достигает их и развивается для самостоятельного «движения по жизни».

«Т»: Исходя из философии коучинга, что Вы считаете самым важным в коучинге?

А.З.: В коучинге есть ряд основополагающих принципов. Томас Леонард выделяет 50 таковых. Мне хотелось остановиться на нескольких ключевых.

Среди них хочется особо выделить 6 постулатов коучинга и 6 заповедей коуча, которые участники осваивают в нашей Школе.

Постулаты:

1. Коуч – лучший инструмент коучинга.
2. Безоценочность – ключ к доверию.
3. Люди выше результатов.
4. Фокус на целях и развитии клиента.
5. Хороший план, когда их 3.
6. Если клиент не действует – это не коучинг.

Заповеди:

1. Убери себя со сцены.
2. Не бросайся на первую цель клиента.
3. Верь в безграничный потенциал.
4. Слушай ушами, глазами, телом, душой и даже то, что стоит за словом.
5. Будь любознателен, интуитивен и смел.
6. Принимай клиента со всеми его удачами и нет.


К примеру, рассмотрим 1 – заповедь. Она означает, что в центре внимания коучингового процесса – клиент, а коуч «убирает себя со сцены». Корону в коучинге надо снимать, и погоны, усеянные звездами, тоже надо оставлять, когда «садишься в кресло» коуча. В нашей Школе мы учимся развивать партнерские отношения с клиентом. Поэтому даже когда участники во время коуч-сессии приводят клиенту какие-то примеры, я рекомендую, чтобы эти примеры были статическими (где-то в книге прочитал), метафорическими или про других людей. В общем, стараться меньше говорить о себе, ставить себя в пример и заострять внимание на том, что это была Ваша идея. Ведь чем больше мы говорим о себе, тем более значимой - чуть ли не божественной - фигурой мы становимся в глазах клиента. А задача коуча - построить партнерские отношения с клиентом.

"Как только коуч замечает, что он начал копаться в «файлах» в голове, это означает, что он вывалился из коучинговой рамки"

Коуч не сильнее, не умнее, не успешнее клиента. Он просто обладает технологией и навыками, которые позволяют ему помогать клиенту быстрее и эффективнее достигать своих целей и развиваться. И лучшая обратная связь от клиента – это когда он с вдохновением рассказывает коучу о себе, об изменениях в своей жизни, о своих планах и задачах, а не о том, насколько же коуч молодец, что так помог ему. Это будет верным признаком того, что коуч хорошо поработал.

Еще важно не ждать благодарности и быть готовым к ее отсутствию. Пусть он даже сегодня забудет сказать вам спасибо, он сделает это потом, когда все осознает. А ведь это не так просто. Вот такие вещи в школе и развиваем.

Или возьмем 6-ю заповедь. Клиент, почти достигнув цели, вдруг «затормозил». Тогда коуч не подталкивает и не тянет его к «финишу», а понимая, что для клиента все, что он выбирает, хорошо и зачем-то ему нужно, помогает прояснить, задавая вопрос: С чем связано то, что ты выбрал остановиться? То есть коуч помогает клиенту лучше разобраться в себе, в ситуации и в своих решениях. И клиент сам делает выбор – идти дальше или отказаться от цели. Кроме того, если случаются неудачи, то мы, поддерживаем клиента и эмоционально нейтрально к этому относимся. Показывая клиенту, что это просто одна из ступенек его развития.

Особо хочется сказать об атмосфере коучинга, в основе которой любовь к людям, честность в отношениях и полная конфеденциальность. Именно эти факторы создают доверие клиента, без которого коучинг невозможен.

«Т»: Сейчас многие хотят овладеть профессией коуча. На какие вещи Вы рекомендуете обращать внимание при выборе школы коучинга?

А.З.: Во-первых, нужно посмотреть на программу, насколько она практична. Каково в ней соотношение теории и практики. Предусмотрена ли обратная связь ведущего. Также можно поговорить с предыдущими участниками школы. Спросить у них: «Учились ли вы в этой школе? Каковы результаты? Что было полезно? Как встроили коучинг в свою жизнь?» И обязательно задать вопрос: «Что бы Вам хотелось изменить?»

Также я бы рекомендовала познакомиться с ведущим перед школой. Увидеть его, услышать о его опыте и подходах в коучинге, почувствовать, насколько это твой ведущий и твой учитель на время школы. Ведь коучинг – это не какая-то инструментальная штука, о которой можно и в книжке узнать. Обучиться коучингу можно только в атмосфере доверия. Поэтому я бы рекомендовала перед началом обучения лично встретиться с ведущим, сходить на демо-сессию, презентацию программы, поучаствовать в кусочке занятий или хотя бы пообщаться по телефону.

Дело в том, что в коучинге ключевое – это личность коуча, он же главный инструмент в его работе. Если изобразить познание коучинга метафорически в виде дерева, то личность коуча – это ствол дерева. Есть школы, в которых ведущие не демонстрируют коуч-сессии, потому что опасаются «переноса» учениками их стиля на себя. На мой взгляд тут боятся нечего. И демонстрация  -это прекрасная возможность понять лучше, как работает коучинг и тот или иной инструмент. Своим студентам я  говорю, что стиль у нас всегда будет разный, потому что ствол этого дерева – у каждого свой, не лучше и не хуже, он просто уникальный.

И даже если начинающий коуч захочет быть на кого-то похожим, у него вряд ли получится. Как у каждого дерева своя корневая система, так и у каждого человека свои ценности, верования, взгляды, устои и убеждениям, которые как ограничивают, так и поддерживают. И каждый коуч, изучая инструменты, пропускает их сквозь призму своей личности, улучшая и адаптируя их под себя. При обучении в Школе я на этом настаиваю. Есть на этот счет еще одно правило: никогда не применяйте инструмент, который лично Вам не подходит и не ложится на душу.

«Т»: Как Вы считаете, важно ли коучу уметь продвигать себя?

А.З.: Конечно, важно. Более того, это должно быть еще одним ключевым требованием к школе коучей – чтобы участники выходили из нее с четким планом действий для построения успешной коучинговой практики. Например, в нашей Школе мы уделяем этому вопросу большое внимание на 3-м модуле. Участники определяют  свою целевую аудиторию и свою специализацию, разрабатывают коучинговые продукты, проходят мастер-класс от экспертов маркетинга (особенно Интернет-маркетинга) и разрабатывают план своего продвижения. Причем все это определяется в коуч-сессиях.

А перед этим мы тщательно готовимся, осваивая инструменты «высшего пилотажа», как я их называю. Участники создают видение своей жизни на перспективу, ищут свою идентификацию и находят свои истинные ценности. Это очень глубокие инструменты, которые помогают коучу осознать многие грани себя и своей жизни. Ведь, как я уже говорила, личность коуча – это главный инструмент в его работе. Можно не знать ни одного другого инструмента, но при этом отлично работать только за счет своей личности и коммуникации.

Итак, для того, чтобы по окончании школы участники были подготовлены к одиночному плаванию, они получают ключевые знания и навыки для построения собственной практики коучинга, обеспечивают себя самым эффективным инструментарием, разрабатывают план действий и ускоряют личностное развитие для успешной практики коучинга и позитивных изменений в своей жизни.


«Т»: Нужно ли обладать какими-то способностями, чтобы стать коучем? Или это под силу каждому?

А.З.: Тут нет однозначного ответа. Один из принципов коучинга (и нашей Школы в том числе): коуч верит в безграничный потенциал любого человека во всем, чего он хочет, если он правда этого хочет. Например, когда к нам в Школу приходит человек и говорит, что хочет научиться коучингу, я понимаю, что его успех в этом деле зависит от многих факторов: его желания стать коучем, насколько он обучаем, насколько он усерден в практике и так далее. Сколько раз я уже видела примеры, когда огромное желание и трудолюбие менее способных, на первый взгляд, участников Школы, превращались в такие результаты на сертификации, что все аплодировали.

Конечно же, есть и такие качества, которые в случае их наличия, очень помогают в коучинге. Это любопытство, интуиция и смелость.

Любопытство дает возможность искренне интересоваться клиентом и все время прояснять суть. А нас, кстати, с детства отучали быть любопытными. Помните, нам говорили: «Не суй свой нос!». В школе мы восстанавливаем этот природный навык. Например, клиент говорит коучу: для меня важно достичь успеха. Можно ринуться и разработать план барбаросса. Но если вспомнить философию коучинга и проявить любопытство, то возникнет вопрос: А что для вас успех? Действительно, не понятно же, что для этого конкретного человека означает «успех» и «быть успешным». А уж потом он будет простраивать путь и искать ресурсы.  Ведь если не понятно, к чему идти, то и не важно, в какую сторону двигаться.

Интуиция помогает не копаться в файлах. А быть в потоке с клиентом и выбирать лучший из возможных путей течения коучинг-сессии.

Смелость нужна коучу, к примеру, чтобы быть «зеркалом» и чисто отражать клиенту то, что с ним происходит в данный момент. Коуч – чуть ли не единственный человек, который может сказать клиенту все честно, открыто, без оценок, напряжения, и самоутверждения за его счет. А в сочетании с принятием, верой в потенциал, в то, что все может быть по-другому, есть шансы, что клиент осознает и, благодаря этому, резко приблизится к желаемому. Свобода коуча от желания «выглядеть хорошо», быть гуру и все держать под контролем освобождает клиента от социально одобряемых ролей и масок и дает ему свободу в проявлении себя истинного и настоящего.

«Т»: Что Вы порекомендуете читателям нашего портала, которые хотят стать профессиональными коучами?

А.З.: Сделать всего четыре шага:

1. Самостоятельно изучать доступные источники информации (Интернет, книги, живые эксперты, клубы и т.д.).

2. Пройти обучение в выбранной Вами Школе коучей, сэкономив время и силы на самостоятельное обучение, и получить сертификат - как символ уверенности в собственных силах.

3. Выбрать свою специализацию в коучинге.

4. Практиковать с платными клиентами, наращивая свое мастерство.

И Вы у цели!

Источник: портал Training.com.ua

Автор: Автор: Ирина Грабовская
Компания: Живое дело, консалтинговая группа Аллы Заднепровской (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Стабильный выпуск СУБД MariaDB 10.2, IT Education Center
Одна із працівниць, що перебуває у відпустці в зв’язку з вагітністю та пологами, надала бухгалтерії підприємства виклик на екзаменаційну сесію у ВНЗ, Професійні видання
Советы желающему научиться быть внимательным, Красноречие, тренинговая компания Елены Почуевой
Как влиять на настроение окружающих, Красноречие, тренинговая компания Елены Почуевой
Опубликован пакетный менеджер GNU Guix 0.13 и дистрибутив GuixSD на его основе, IT Education Center
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».