Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Для каких целей существует консалтинг

Консалтинг – один из наиболее быстро развивающихся видов бизнеса в последнее десятилетие. В Украине этот вид деятельности представлен сетевыми мультинациональными консалтинговыми компаниями, пришедшими в страну вслед за мультинациональными брендами

Консалтинг – один из наиболее быстро развивающихся видов бизнеса в последнее десятилетие. В своем докладе The Global Consulting Marketplace: Key Data Forecasts and Trends, Kennedy Information, лидирующий ресурс в области управленческого консультирования, утверждает, что среднемировые темпы роста услуг управленческого консалтинга составляют около 16% в год, что говорит о признании эффективности сотрудничества внутренних структур предприятий, организаций и отдельных лиц с внешними Консультантами. В Украине этот вид деятельности представлен в основном сетевыми мультинациональными консалтинговыми компаниями, пришедшими в страну вслед за мультинациональными брендами и, соответственно, их и обслуживающими.

Организация, которой требуется консультационная поддержка, обычно называется «Клиент». Этот термин может относиться как к организации в целом, отдельному структурному ее подразделению, так и к лицу, которое сделало запрос.

Консалтинг – это процесс, в ходе которого отдельное лицо или фирма «Консультант» помогает Клиенту достигнуть желаемого им результата.
Во-первых, Консультант, используя методы стратегического и конкурентного анализа, аудита, диагностики, Центров оценки и пр., может оценить оптимальный путь, риски и дополнительные возможности в достижении результата Клиентом.

Во-вторых, в Украинской действительности – наиболее частый вариант, когда Консультант необходим как эксперт для оценки сегодняшнего состояния бизнеса относительно отрасли, рынка, ближайшего окружения и определения путей дальнейшего развития, разработки стратегий.

И наконец, помощь может выражаться в форме информации, рекомендаций или практического содействия в работе, что является стандартным форматом сотрудничества для мультинациональных компаний, имеющих собственные отделы стратегического планирования, развития, информационно-аналитические, службы HR, соответственно не нуждающиеся (или декларирующие это) в услугах внешних Консультантов для оценки «отправной точки» и направления развития.

Консультантом является специалист (группа специалистов) в некоторой профессиональной сфере деятельности, выполняющий работу, содействующую достижению Клиентом желаемых результатов.

Причем, Консультант – это не узкий специалист, имеющий глубокие познания только в какой-то определенной области. В отличие от врача или бухгалтера высококвалифицированный Консультант должен исходить в своей деятельности из очень многих областей знаний и практических действий, что обеспечивается профессиональной возможностью одновременно контактировать с различными бизнесами в разных сферах и на разных уровнях развития.

Основными потребностями, удовлетворением которых занимаются консультационные организации являются:

  • Потребность в экспертизе. Знания и навыки, необходимые для обеспечения роста или каких-либо серьезных изменений в деятельности компании, часто не могут быть получены от ее сотрудников (иначе, сотрудники самостоятельно инициировали и реализовывали проекты реинжиниринга и развития). Кроме того, иногда требуется выполнить проект, а рыночная стоимость специалиста, могущего выполнить проект весьма велика и, зачастую, подбор такого специалиста – сам по себе является трудновыполнимым проектом и не имеет смыла на краткосрочную перспективу. Поэтому организация обращается к консультантам для выполнения таких проектов или решения возникающих проблем.
  • Недостаток времени. Даже в тех случаях, когда знания и навыки доступны внутри организации, штатные работники могут просто не иметь времени для выполнения специальных проектов или исследований, а отвлечение ценных специалистов чревато прямыми денежными (или любыми другими) потерями. Консультант может стать частью организации на тот период времени, пока не будет выполнено то, что необходимо.
  • Недостаток опыта. В компании может не хватать некоторых квалифицированных специалистов. Консультанты могут заполнить эти ниши, пока осуществляется обучение штатных работников или наем новых постоянных сотрудников.
  • Гибкость штатной структуры. Консультанты могут быть наняты на короткий период времени для осуществления проекта. Когда работа выполнена, организация может легко и быстро прекратить взаимоотношения с ними.
  • Объективное мнение со стороны. Консультанты обычно привносят свежий взгляд на рассматриваемую проблему. Специалисты со стороны могут предложить новое, непредубежденное мнение о путях решения задачи.
  • Новые идеи. Консультанты приходят со своими идеями, полученными в результате работы в других фирмах и отраслях. Они напитываются идеями, знаниями и образцами успешных решений из многих источников. Штатные же сотрудники могут быть слишком тесно связаны с данной проблемой, чтобы увидеть новое решение.
  • Скорость и эффективность. Привлечение к работе консультанта, имеющего опыт реализации необходимого компании типа проектов в прошлом, может оказаться для нее более быстрым и эффективным способом решения проблемы, чем попытки заставить работать быстрее штатных сотрудников.
  • Объективность оцени ситуации. Консультант может обеспечить проведение объективной оценки ситуации, определить проблему и представить рекомендации по ее разрешению.
  • Независимость. В случае осуществления операций по слиянию или поглощению, другим изменениям организационной структуры внешний консультант может действовать как независимый посредник при разрешении противоречий и разногласий.
  • Проявление доброй воли. Организация может не иметь достаточно времени, а также по ряду других причин не исполнить какие-то законные требования. Нанимая консультанта, она показывает, что прилагает усилия для разрешения данной проблемы.


ВАРИАНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА:

ВАРИАНТ 1. ДИАГНОСТИКА

(ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА)
На первом этапе выясняются деловые проблемы, стоящие перед клиентом, выделяются специфические задачи и цели задания, а также регламент и срочность работ, оцениваются имеющиеся ресурсы, определяется, что должно появиться или состоятся по окончании задания (в каких критериях и количественных показателях оценивается результат), и разрабатывается график выполнения проекта.
Первый этап называется диагностикой, может иметь разную глубину и продолжительность, затрагивать отдельные подразделения, бизнес – направления или всю компанию в целом. Диагностика дает точное описание «отправной точки», в которой находится оцениваемая структура относительно средних тенденций рынка, области деятельности и позволяет сделать общие рекомендации по направлениям необходимых изменений.
При этом Консультантам необходимо выяснить, что хочет Клиент и что ему действительно нужно, так как он в силу своих старых привычек иногда не в состоянии объективно оценивать ситуацию. Порой Клиент настолько озабочен повседневными делами, что не может взглянуть на проблему шире и выделить главное из многочисленных проблем бизнеса. Например, заключается ли проблема клиента в несогласованности информационной технологии с бизнес-стратегией или стратегия просто-напросто отсутствует? Консультанты подходят с определенной долей скептицизма к субъективному восприятию клиентом своей проблемы, не воспринимая его как должное, непреложное. Мы уверены, что умение внимательно слушать, видеть картину в целом, пользоваться своими знаниями и опытом в данной отрасли и бизнесе в целом – решающие факторы успешного выполнения этого этапа.
Результат диагностики – аналитический отчет, прежде всего является основанием для принятия управленческих решений, повышающих эффективность (отдачу на единицу вложений) бизнеса. По завершении этого этапа Клиент принимает решение о необходимости изменений и, если изменения необходимы – о самостоятельном их осуществлении или о полном (частичном) сопровождении внешними Консультантами.


ВАРИАНТ 2. ПРОЦЕССНЫЙ КОНСАЛТИНГ

В этом случае Консультанты входят на постоянной основе (имеется ввиду, что на период абонентского обслуживания Консультант(ты) соответственно рабочему графику Клиента выходят на работу в офис или «поле», работая в непосредственном и постоянном контакте с сотрудниками Клиента) в состав специально создаваемых из специалистов предприятия Рабочих групп по каждой функциональной (специфической) области изменений.
Рабочими группами выполняется сбор первичных и вторичных данных, разрабатываются модели и понятийные структуры, выясняется мнение внутренних специалистов о соответствующих идеях и прогнозах, а также анализируются собранные данные для построения моделей и принятия управленческих решений. Модели – это обработанные данные о реальной деятельности, начиная с количественных показателей финансовых отчетов и заканчивая качественными показателями опросов общественного мнения. Трудность построения эффективных моделей и понятийных структур состоит в том, чтобы найти нужное равновесие абстрактности и сложности, т.е. они должны быть достаточно абстрактными, чтобы охватывать картину в целом, но и достаточно сложными, чтобы быть значимыми. Результатом же анализа всей собранной информации должен стать набор альтернатив, основывающихся на предположениях о том или ином варианте развития событий.
Как только Рабочая группа приходит к единому решению по поводу того или иного направления развития (реинжиниринга), решение презентуется топ менеджменту Клиента и, после согласования, утверждается как внутренний регламентирующий документ (приказ, положение, регламент работ, инструкция и т.п.). Внедрять изменения Клиент может самостоятельно, может привлечь для этого Консультантов, опять же на процессной или экспертной основе.


ВАРИАНТ 3. ЭКСПЕРТНЫЙ КОНСАЛТИНГ

Процедура и результат работы здесь тот же, что и при процессном консалтинге, разница лишь в том, что Консультанты физически отдалены от офиса Клиента и не живут одной жизнью с его сотрудниками. Для обеспечения личного контакта участников Рабочих групп и принятия окончательных решений проводятся заседания Рабочих групп с заранее оговоренной периодичностью или по оговоренным поводам. Такой вид консалтинга применяется в тех случаях, когда основная масса выполняемых работ приходится на анализ массивов данных, обработку результатов аудитов и ревизий, выработку сложных моделей или разработку проектов, систем документооборота и т.п. А также, если план изменений детально разработан и утвержден, сотрудники Клиента приступили к его выполнению и от Консультантов требуется экспертная поддержка управленческих решений, контроль за эффективным внедрением изменений и, в случае необходимости – внесение корректив.

ВАРИАНТ 4. АБОНЕНТСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Этот вариант применяется в случаях, когда изменения затрагивают всю организацию, являются глобальными по своей сути или нацелены на решение долгосрочных или же специфических проблем. Условия абонентского обслуживания – результат договоренностей между Клиентом и Консультантом, обычно абонентское обслуживание предваряется Диагностикой, так как в результате этого формата сотрудничества не только понятен объем и направление сотрудничества, но и совмещаются подходы менеджеров – Консультантов и менеджеров – Клиентов, рождается взаимное доверие и уважение к профессионализму сторон. В ходе абонентского обслуживания, на его период, Консультаны «Академии реализации» становятся еще одним подразделением Клиента, выполняющим согласованную заранее функцию и несущим солидарную ответственность за результат наравне с ответственными сотрудниками Клиента.

Компания: Академия реализации (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Совершенство, но не перфекционизм, Красноречие, тренинговая компания Елены Почуевой
Константин Галюк на конференции «Алгоритмы успеха», Makers game group, академия игры
Как выбрать репетитора?, TRN.ua
Чем «грозит» компании оптимизация бизнес-процессов?, Группа финансовых решений
ГИД рекрутера, Softengi training center
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».