Модерация и визуализация в тренинге

Модерация и визуализация в тренинге

Умение правильно проводить и организовывать модерацию – одна из ключевых составляющих профессионализма современного тренера. А использование техник визуализации делает процесс обучения более результативным.

В преддверии мастер-класса «Модерация и визуализация как методы повышения эффективности и эффектности тренинга», который состоится 30-31 мая в Киевском Институте Тренинга, Леонид Богданов – ведущий и автор, поделился секретами успешного применения этих методов.

 

Дайте, пожалуйста, определение понятию модерация

Довольно сложно найти четкое определение, которое бы полностью раскрывало суть этого метода. Скорее, я буду говорить о его особенности. Модерация – это метод обучения, который способствует оптимизации идей, мнений, взглядов и видений участников. С помощью модерации тренер как бы «достает» из участников их мнения и взгляды по определенному вопросу. Что немаловажно, это происходит в комфортных для участников условиях. Один из инструментов модерации – это правильно заданный вопрос, ответом на который является решение той или иной задачи или проблемы обучения.

С помощью определенной процедуры, разнородные мнения структурируются в целостную картину, на основе которой, участники находят наиболее оптимальное решение. Таким образом, участники самостоятельно справляются с проблемой, которая до этого казалась очень сложной, и неразрешимой. Задача тренера в этой ситуации правильно организовать процесс обмена
мнениями и идеями участников группы.

Является ли визуализация одной их техник модерации?

Визуализация может быть одним из приемов модерации. Точнее, визуализация способствует тому, чтобы модерация проходила более эффективно.
С одной стороны, если говорить о тренере, одним из его умений является визуализация информации, к примеру, на флипчарте. Это способствует тому, что тренинг становится более зрелищным. С другой стороны, визуализация, это в том числе метод, при помощи которого, участники могут визуализировать свои мнения и идеи в виде определенных образов и метафор.

Какими навыками и умениями должен обладать тренер, чтобы эффективно использовать эти методы?

В первую очередь, тренер должен быть психологически настроен на то, что он работает с модерацией. Его задача сделать так, чтобы участники группы самостоятельно прошли определенный процесс обучения, и пришли к результату. В этом заключается отличие модерации от других методов. С помощью модерации тренер должен организовать процесс обучения и климат в группе таким образом, чтобы участники обучались друг у друга. Без модератора или тренера, владеющего навыками модерации, создать такую среду очень сложно.

Если говорить о других методах, роль тренера в этом случае, несколько иная - к примеру, на мини-лекциях, тренер является субъектом обучения, давая участникам определенную информацию. Но при этом может быть полезным до мини-лекции или после ее проведения организовать процесс модерации, т.к. для тренера важно, с чем участники выйдут из его тренинга, смогут ли они принять и присвоить то, чему мы обучаем в тренинге. Исследования показывают, что участники в повседневной работе эффективней используют те знания, в процессе получения которых они непосредственно участвовали, чем те, которые они получили без своего вклада.

Модерация – это способ организации процесса обучения таким образом, чтобы участники самостоятельно пришли к определенным знаниям. Но не всегда такой подход может быть наиболее эффективным. Он, возможно, не даст эффекта, если у участников группы нет базовых навыков и опыта в теме обучения. Но как показывает практика, правильно организованная модерация имеет эффект даже в такой ситуации. Кроме того, участники лучше воспринимают новую информацию после предварительного процесса модерации.

В каких случаях модерация более эффективна, а в каких – менее?

Если рассматривать цикл обучения, то модерация более эффективна на этапе создания определенного концепта тренинга, когда нужно создать и внести какую-то модель поведения. К примеру, в коммуникативном тренинге это может быть модель поведения партнерской беседы. Модерация помогает ввести и адаптировать заданные концепты, а также помогает создать технологическую карту действий, на основе которой участники используют определенные техники и приемы.

Если говорить о визуализации, в каких случаях наиболее эффективно применение этой техники?

Если говорить с позиции тренера, визуализация эффективна на каждом этапе обучения. Информация воспринимается лучше, если она не только произносится вслух, но и передается с помощью образов и картинок. Но только в том случае, если делать это профессионально. Ведь профессионализм тренера должен проявляться в каждой детали. Тренер может красиво говорить, но когда он непрофессионально или неуместно изображает сказанное на флипчарте, участники могут испытывать диссонанс в восприятии услышанного и увиденного. Поэтому задача тренера – уметь работать с образами и картинками, и делать это красиво и вовремя. Ощущение эстетики и красоты должно проявляться в тренинге в каждой детали. Визуализация делает работу тренера более яркой и зрелищной.

Помимо того, что визуализация – это инструмент работы тренера, она является также одним из методов обучения. Визуализация включает в работу в большей степени правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение. Участники могут не иметь четкой структуры действий, но если они с помощью тренера представят это в виде образной метафоры, это поможет им получить доступ к верному решению, а далее – к четкому плану действий. Доказано, если человек использует и правое и левое полушарие – обучение проходит эффективней

Каковы основные правила проведения модерации?

Самое важное – тренер не должен озвучивать и навязывать свое мнение, он должен способствовать тому, чтобы участники высказывали свое. Мысли каждого участника важны, вне зависимости от его статуса, позиции, или от того, насколько красиво он их высказывает. Все, что говорит тренер или участник должно быть визуализировано на модерационной доске. В модерации очень важно технологично работать на каждом ее этапе, для того чтобы сохранить динамику обсуждения, и получить наиболее оптимальные ответы от участников группы. Важно организовывать обсуждение таким образом, чтобы в случае конфликта, он имел содержательный выход, а не привел к эмоциональному напряжению в группе. Тренер или модератор должен уметь использовать широкий набор инструментов для повышения эффективности процесса. Эти правила являются наиболее важными.

Какие ошибки чаще всего допускают тренеры при модерации?

Бывает, что тренер очень активно включается в процесс обсуждения и начинает им управлять. Поступая таким образом он не дает участникам возможности самостоятельно находить решение, присваивая его себе. Намного эффективней будет дождаться пока участники сами к нему придут.
В модерации есть четкие этапы, технология проведения. Если тренер владеет этим методом недостаточно профессионально, то может возникнуть ситуация, когда участники активно взаимодействуют и участвуют в процессе, а результат оказывается не самым оптимальным. Это может произойти при несоблюдении технологических этапов модерации или неточности использования техник и приемов.

В модерации очень важно управлять групповой динамикой. Бывает, что самые разговорчивые и наиболее доминирующие участники могут захватить власть в обсуждении, а это негативно сказывается на результатах обучения.
Модерация – это красивый и зрелищный инструмент. Но если непрофессионально его использовать, его красота и зрелищность блекнет.

А если говорить о визуализации, какие подводные камни могут быть в использовании этой техники?

Визуализация активизирует творческий процесс поиска решения. Так как участники привыкли в большей степени выражать свои мысли словами или письменно, первоначально такой метод может вызвать сопротивление, с которым тренеру нужно уметь правильно работать. Сопротивление участников обычно связанно с первичным страхом делать то, чего они не делают в повседневной жизни. Тренер должен помочь преодолеть этот страх, и тогда процесс визуализации станет для участников не только увлекательным занятием, но и эффективно скажется на результатах обучения. При этом важно, так как и при модерации, чтобы такое позитивное сотворчество участников имело практические решения, которые потом вливаются в общий концепт тренинга.

Для всех ли участников могут быть применимы эти методы?

Не существует противопоказаний для применения этих техник. В реальности очень многое зависит от тренера, и от его умений.
Модерация и визуализация – возможно, не самые оптимальные методы обучения с точки зрения затрат времени и усилий. Перед тренером всегда стоит задача подобрать наиболее правильный способ достижения целей обучения. В каких-то случаях более эффективным будет проведение деловой или ролевой игры, в каких-то мини-лекций, а для других – модерация.
Вопрос в другом - может ли современный тренер обходиться без навыков организации модерируемого общения и быть максимально эффективным? Думаю, что нет. С моей точки зрения, умение организовать модерируемое общение в процессе обучения является ключевой компетенцией современного тренера, особенно при проведении тренинга в бизнес-контексте.

 


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити
Евгений, Ростелеком,23.12.2014, 11:00
Очень интересная статья, даже из такого маленького объёма информации подчерпнул много нового!

Залишити коментар

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Психологія, емоційний інтелект Тренінги для тренерів