Обучение персонала: из затрат – в инвестиции!

Обучение персонала: из затрат – в инвестиции!

Почему, в одинаковых условиях, один человек успешно справляется с задачами на своей должности, а другой – нет? Ответ прост – первый обладает теми компетенциями, которые необходимы для выполнения его задач, а второй – не обладает.

Почему, в одинаковых условиях, один человек успешно справляется с задачами на своей должности, а другой – нет? Ответ прост – первый обладает теми компетенциями, которые необходимы для выполнения его задач, а второй – не обладает. Человека, который не обладает необходимыми компетенциями, можно, конечно, уволить. Но, в большинстве случаев, гораздо выгоднее – обучить. Обучить тому, что он не знает. Научить делать то, что он до сих пор не умел. Воспитать те качества, которых ему не достаёт. В рамках проекта «База знаний HR-специалиста» вопросам обучения будет посвящена целая серия статей. Но в этой статье мы поговорим о фундаменте обучения – о компетенциях, модели компетенций и оценке персонала.  Обучение персонала компании можно превратить из затрат в высокорентабельные инвестиции. Но только тогда, когда выбор программ обучения опирается на модели компетенций и результаты оценки персонала. Интересно? Тогда – приступим.

Фундамент, позволяющий превратить обучение сотрудников инвестиции

Согласно «Википедии», Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области. 
Компетенции бывают 3 видов:

  • Знания (я это знаю). Например, знания о продуктах, знания об алгоритмах работы с клиентами, знания стандартов, принятых в организации. 
  • Навыки или умения (я это умею делать). Способность применять знания о методах и способах действий. Например: навык продавать по телефону или при личной встрече, навык составлять и проводить презентации, навык писать тексты, навык анализа информации.
  • Личные качества (я так действую). По сути – черты характера и способы действия. К личным качествам относятся, например, внимательность, коммуникабельность, целеустремлённость.

Эффективное обучение всегда направлено на развитие компетенций какого-либо вида. Кстати, развитие компетенций разных видов требует совершенно разных подходов. Например, тренинг по продуктовой линейке не стоит смешивать с тренингом, развивающим навык продаж при личном или телефонном контакте с клиентом.

Модель компетенций – совокупность компетенций, описывающая знания, навыки и качества, необходимые сотруднику в данной компании и на данной позиции для того, чтобы быть успешным. Или, другими словами, успешно решать задачи, входящие в функциональные обязанности данной должности. Можно выделить корпоративные, менеджерские и специальные компетенции.

Корпоративные компетенции необходимы всем сотрудникам компании. Менеджерские компетенции необходимы руководителям компании (всем или только определённого уровня). Специальные (специфические) компетенции необходимы только какой-то определённой категории сотрудников (например, менеджерам по продажам).

Оценка персонала – процесс, позволяющий оценить, насколько компетенции конкретного человека (сотрудника) соответствуют модели компетенций его должности. Причём – в количественном выражении. Правильно проведённая оценка персонала позволяет увидеть, какие именно компетенции необходимо развить у каждого конкретного сотрудника. Соответственно, оценка персонала – это инструмент, позволяющий сделать обучение сотрудников компании системным, эффективным процессом. Инструмент, необходимый для того, чтобы затраты на обучение превратились в высокодоходные инвестиции.

Зоны ответственности

Кто в компании должен заниматься разработкой моделей компетенций? Кто должен заниматься оценкой персонала? И кто должен заниматься обучением персонала? На все эти вопросы правильный ответ звучит так: те, кто имеет соответствующие компетенции.

Если в компании нет человека, обладающего опытом (и навыками) разработки модели компетенций, стоит пригласить внешнего провайдера. Который либо проведёт корпоративный тренинг для команды HR-отдела по разработке модели компетенций. Либо проведёт проект, в рамках которого разработает модель компетенций для каждой позиции. Это же решение верно и для задачи «Оценка персонала», и, тем более, для задачи «Обучение персонала».

Вести семинары по продуктам, проводить тренинги и мастер-классы на воспитание навыков вполне могут опытные сотрудники компании.

Если они владеют компетенцией проведения обучающих мероприятий, умеют работать с группой. Человек, не владеющий навыком проведения семинаров и тренингов, в лучшем случае – просто расскажет что-то сотрудникам. А в худшем случае – ещё и демотивирует  персонал непрофессиональным подходом.

Резюме

Проводить обучение персонала до разработки моделей компетенций и проведения оценки персонала тоже можно. А порой даже – жизненно необходимо. Но нужно понимать, что эффективность такого обучения, скорее всего, будет далека от оптимальной. А вам, дополнительно, придётся решать проблемы с мотивацией тех сотрудников, которых заставили пройти обучение, несмотря на наличие нужных компетенций.

Дмитрий Малюта
Владелец сайта ResultativeSMM.com.
Консультант, тренер по социальным сетям.
Консультант, тренер по продуктам Google для малого бизнеса.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Менеджмент, керування, KPI Продажі, кол центр, робота з клієнтами