Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Принцип кота Леопольда

Для многих компаний сотрудник, уволившийся в поисках лучшей доли, – почти что предатель, которому заказан путь обратно. Между тем некоторые работодатели намеренно создают сообщества из менеджеров, которые некогда их покинули.

Авторитетная консалтинговая фирма потеряла крупного клиента «благодаря» своему бывшему менеджеру, который перешел на работу к этому клиенту и занял в компании пост начальника юридического департамента. Так как расставание прошло не лучшим образом, менеджер постоянно предъявлял претензии к качеству работы прежних коллег. В конце концов ему удалось уговорить свое новое руководство сменить консультанта.

Не всегда обиженный менеджер может убедить новых работодателей отказаться от сотрудничества с той компанией, из которой он ушел. Но он вполне способен осложнить жизнь своему бывшему начальству. Сотрудник отдела продаж российского офиса международной компьютерной корпорации перешел на работу к одному из ее дистрибуторов. Поскольку он отлично знал систему назначения скидок, то для него не составило большого труда получать у прежних работодателей самые низкие цены из всех возможных.
Чтобы избежать подобных случаев, лучше стараться сохранить хорошие отношения с увольняющимися менеджерами.

«Алюминиевое» братство

Наиболее толерантно относятся к бывшим сотрудникам в международных консалтинговых компаниях. PricewaterhouseCoopers создает в тех странах, где имеются ее офисы, так называемые alumni clubs – клубы выпускников. «Наша компания, конечно, не учебное заведение, но слово alumni как-то прижилось», – поясняет Ольга Новикова, руководитель службы персонала московского офиса PricewaterhouseCoopers. В России свой клуб появился в 2000 году – на первую вечеринку собралось более 100 человек. Сейчас он объединяет более 2600 бывших сотрудников PricewaterhouseCoopers из Москвы, Санкт-Петербурга и Тольятти – ныне менеджеров в различных компаниях (в том числе таких крупных, как «Газпром», ТНК-BP, «Вымпелком», «Вимм-Билль-Данн»).

Членом клуба может стать каждый, для этого нужно только попасть на работу в PricewaterhouseCoopers, а потом уволиться оттуда. «После того как сотрудник принял решение уйти из компании, менеджер клуба alumni высылает ему письмо с предложением вступить в клуб, – рассказывает Ольга Новикова. – Таким образом, мы стараемся ни с кем не терять связи». Приглашение получают не только ушедшие по собственному желанию специалисты, но и уволенные.
Аналогичная программа есть в компании KPMG, бывшие сотрудники которой, например, занимают руководящие должности в ЛУКОЙЛе, ЮКОСе, «Русском алюминии» и Coca-Cola. «Суть ее заключается в том, чтобы раз в год собрать в одном месте как можно больше бывших сотрудников и предоставить им возможность в неформальной обстановке пообщаться – как друг с другом, так и с нашими менеджерами, – объясняет Ольга Волжина, менеджер отдела трудовых отношений KPMG. – Такие мероприятия позволяют установить новые перспективные контакты и даже решить какие-то важные вопросы».
Уволившиеся сотрудники могут объединяться в сообщества и без участия бывшего работодателя. Можно назвать Интернет-сайт «выпускников» компании РБК, объединяющий более 100 человек. На форуме сайта компанию особо не ругают, но и не хвалят. Более агрессивно настроены по отношению к бывшему работодателю экс-сотрудники российского McDonalds. В основном они обсуждают на своем сайте случаи нарушения трудового законодательства и другие личные обиды.

Полезный ресурс

Тема взаимоотношений с «бывшими» особенно актуальна для компаний из сферы информационных технологий, сотрудники которых часто переходят на работу в клиентские компании.
Глава российского офиса корпорации Oracle Борис Щербаков считает, что на российской почве методы западных консалтинговых компаний едва ли приживутся: «У нас принято относиться к тому, кто покинул компанию, как к предателю, – говорит он. – Чисто по-человечески мне хотелось бы собрать бывших коллег, но, скорее всего, я им не нужен – так же, как они не нужны мне. Если же говорить о тех, кто был уволен, их опыт мне тем более не интересен».
С таким мнением не согласен глава представительства SAP Алексей Шлыков (проработавший шесть лет в Oracle). Он полагает, что если специалист видит лучшие перспективы карьерного роста на новом месте, то его стремление покинуть старую компанию оправданно. «Клуба бывших сотрудников у нас нет, но мы продолжаем поддерживать отношения с ними, – отмечает Шлыков. – С их помощью, например, можно получить очень полезную информацию о том, каков реальный эффект от продуктов, которые мы продвигаем на рынке».
Дружба с уволившимися сотрудниками – полезный ресурс (исключая те случаи, когда эти связи используются в целях конкурентной разведки). В шведской мебельной корпорации IKEA, по словам ее основателя и владельца Ингвара Кампрада, никогда не отказывают менеджерам, которые покинули компанию, но потом решили вернуться. «Работа в другой фирме только способствует накоплению профессионального опыта, а значит, может принести пользу самой IKEA», – уверен Кампрад.

Мария Власова, сотрудник компании «ЭКОПСИ Консалтинг», специализирующейся на психологии управления, приводит несколько доводов, почему нужно сохранять хорошие отношения с бывшими сотрудниками. Во-первых, таким образом можно приобрести союзника среди клиентов или конкурентов. Во-вторых, если ушедший сотрудник ценный специалист, то для него нужно оставить возможность возвращения. И, наконец, такой подход укрепляет имидж компании как работодателя.

Дружба и служба

Разумеется, партнерские отношения с бывшими сотрудниками можно сохранить только в том случае, если ушедший менеджер не затаил зла на своих работодателей. «Использовать факт увольнения сотрудников как средство снижения издержек – к сожалению, достаточно распространенная практика в России, – говорит директор дизайнерской студии, пожелавший остаться неизвестным. – Компании не выплачивают бонусы, неиспользованные отпускные, проценты по контрактам. Мне известны случаи, когда обиженные сотрудники устраивали настоящие диверсии, останавливавшие деятельность их бывшего работодателя. Как правило, речь шла о порче данных или предоставлении неполной информации. Например, можно «забыть», что компания заключила договор с одним из клиентов и обязана выплатить ему крупную сумму. Если документооборот в компании налажен не на достаточном уровне, нужный договор обнаружится только тогда, когда разразится крупный скандал».

Ольга Волжина из KPMG уверена в том, хорошие отношения нужно выстраивать до того, как менеджер принял решение уходить. «Нужно постараться не испортить их еще в тот период, пока он служит своему работодателю, как говорится, верой и правдой, – поясняет она. – Основным мерилом того, что увольняющийся работник уходит без затаенной обиды, служит сожаление этого работника по поводу расставания с компанией в сочетании с его неуверенностью в том, что он принял правильное решение покинуть компанию».

Автор: Антон Бурсак
Компания: Навигатор, консалтинговая компания (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Названы самые инновационные компании мира, IT Education Center
12 причин никогда не сдаваться, Школа лидерства, образовательный проект
Эффективное управление отделом продаж. Отдел продаж своими руками, Национальный, бизнес-центр
Управление продажами, основные тенденции, Национальный, бизнес-центр
Газета «Консультант Кадровика», № 2 (134) 2017, Професійні видання
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».