Это нужно знать. Проверки на предприятии: основания и последствия

Проверки деятельности предпринимателей регулируются в соответствии с Указом Президента Украины "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" от 23.07.98 г.

Появление этого Указа Президента Украины вызвано в первую очередь тем, что предпринимательство в Украине находится под давлением чрезмерного государственного регулирования. Необходимость выполнения значительного количества установленных различными нормативами разного уровня правил и процедур тормозит появление на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности и мешает нормальной работе уже действующих субъектов предпринимательства. В частности это касается многочисленных проверок контролирующих органов, которых насчитывается около тридцати.

Об этом свидетельствуют результаты исследований, проведенных различными негосударственными организациями. По этим данным, среднее количество проверок в год у одного предприятия - 78, среднее количество документов, на которые необходимо подготовить ответ контролирующим органам, - 68, из пяти рабочих дней на проверки и взаимодействие с государственными органами руководитель предприятия тратит в среднем два дня, денежные расходы предприятия, связанные с проверками, составляют в среднем 4,2 тыс. грн. в год.

Среди наиболее частых нарушений со стороны проверяющих органов указывается:

  • использование служебного положения в личных интересах;
  • трактовка законодательства исключительно в пользу проверяющих;
  • принуждения предпринимателей к перечислению средств в различные фонды и организации;
  • навязывание предпринимателю различных компьютерных программ;
  • проверки субъектов предпринимательской деятельности без соответствующих разрешений, по собственной инициативе;
  • превышение допустимой частоты проверок.

 При этом зачастую контролирующие органы руководствуются не законами, а подзаконными актами или ведомственными инструкциями, которые не прошли соответствующую регистрацию в Министерстве юстиции Украины.

Плановая проверка

 Плановой выездной проверкой считается проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа  и проводится по местонахождению такого субъекта или по месту расположения объекта собственности, относительно которого проводится такая плановая выездная проверка. Плановая выездная проверка проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности по письменному решению руководителя соответствующего контролирующего органа не чаще одного раза в календарный год в пределах компетенции соответствующего контролирующего органа.

 Запрещается проведение плановых выездных проверок по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированным бюджетными средствами.

 Право на проведение  плановой выездной проверки субъекта предпринимательской деятельности  предоставляется только в том случае, если ему не позднее чем за десять календарных дней до дня проведения указанной проверки направлено письменное сообщение с указанием даты ее проведения.

Внеплановая выездная проверка

 Внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы контролирующего органа при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) по последствиям встречных проверок выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектом предпринимательской деятельности норм законодательства;
б). субъектом предпринимательской деятельности не представлены в установленный срок документы обязательной отчетности;
в). выявлена недостоверность данных, заявленных в документах обязательной отчетности;
г). субъект предпринимательской  деятельности  подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства  должностными лицами контролирующего органа при проведении плановой или внеплановой выездной проверки;
д). в случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, которое имело  правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности, если субъект предпринимательской деятельности не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня получения запроса;
е). проводится реорганизация (ликвидация) предприятия.
Внеплановые выездные проверки на основании, определенном в пункте "е", проводятся только органами государственной налоговой службы и органами контрольно-ревизионной службы в пределах их полномочий.
Внеплановая выездная проверка может осуществляться на основании решения Кабинета Министров Украины.

Контролирующие органы

Контролирующие  органы, которые имеют право проводить плановые и внеплановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности субъектов предпринимательской деятельности.:

а). органы государственной налоговой службы - относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, неналоговых платежей;
б). таможенные органы - относительно уплаты ввозной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, которые взимаются в случае ввоза (пересылки) товаров на таможенную территорию Украины в момент пересечения таможенной границы;
в). органы государственного казначейства, государственной контрольно-ревизионной службы и органы государственной налоговой службы - относительно бюджетных займов, займов и кредитов, гарантированных средствами бюджетов, целевого использования дотаций и субсидий, других бюджетных ассигнований, средств внебюджетных  фондов, а также надлежащего выполнения государственных контрактов, проавансированнных за счет бюджетных средств;
г). органы Пенсионного фонда Украины - относительно уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.
Указанные контролирующие органы имеют право проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности только в указанных пределах их компетенции.
 Осуществление плановых и внеплановых выездных проверок по указанным вопросам другими государственными органами запрещается.

Если к Вам "пришли"

В соответствии с Порядком координации проведения плановых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29.01.99 г. № 112, плановые выездные проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности проводятся контролирующими органами одновременно в день, определенный и сообщенный субъекту предпринимательства за 10 дней до начала проверки органом государственной налоговой службы.

 По результатам проведенных плановых выездных проверок работниками каждого контролирующего органа составляются отдельные акты (справки) в соответствии с их компетенцией и принимаются необходимые меры.

 В Указе Президента Украины от 23.07.98 г. рекомендовано предприятиям, учреждениям и организациям  всех форм собственности ведение журналов посещения их и их структурных подразделений представителями контролирующих органов с обязательным указанием в этих журналах сроков и цели посещения, должность и фамилии представителя, который обязательно ставит свою подпись в этом журнале. Форма и порядок ведения журнала регистрации проверок установлен приказом Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства от 10.08.98 г. № 18. Отказ представителя контролирующего органа от подписи в журнале является основанием для недопущения его к проведению проверки. О факте этого отказа субъект предпринимательской деятельности сообщает письменно в трехдневный срок  контролирующему органу, в котором работает такой представитель. Представитель контролирующего органа перед началом проверки должен обязательно сделать запись в журнале, заполняя все предусмотренные  графы, и поставить свою подпись. Субъект предпринимательской деятельности имеет право проверить наличие соответствующих полномочий лица, осуществляющего проверку, до начала проверки, в том числе позвонив в соответствующий контролирующий орган.

 Внеплановые проверки соблюдения субъектами предпринимательской деятельности пожарной безопасности не осуществляются, если субъект заключил договор страхования гражданской ответственности перед третьими лицами о возмещении последствий возможного ущерба.

 Государственные органы по делам защиты прав потребителей осуществляют внеплановую проверку деятельности субъектов предпринимательской деятельности исключительно на основании полученных от потребителей жалоб о нарушении такими субъектами требований законодательства о защите прав потребителей. Жалоба потребителя должна подаваться в письменном виде и содержать сведения о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, серии и номере паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, а также  данные о товаре, при продаже которого были нарушены права потребителя. Органы по делам защиты прав потребителей не имеют право разглашать указанные сведения о потребителе, который подал жалобу.

Узнайте больше про проверки контролирующими органами " Проверки на предприятии: основания и последствия"

Подробней на сайте www.nbc.ua

 


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Бухгалтерія, облік та податки Менеджмент, керування, KPI