Полезные советы для занятий арт-терапией

Полезные советы для занятий арт-терапией

Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает свое подсознание.В итоге получается исцеление через самовыражение творческого потенциала.

  • По мере взросления мальчишки все меньше проявляют интерес к рисованию и уже в школе занимаются этим неохотно и спустя рукава.
  • Пик интереса и желание освоить разные техники рисования на­блюдается у детей 5 — 6 лет. А к 10 годам он медленно стихает.
  • Рисунки девочек очень яркие, детальные и скрупулезные. Маль­чики же предпочитают движение, поэтому часто их сюжеты размыты и выполнены не до конца.
  • До 12 лет нельзя вмешиваться в развитие творческого потен­циала юного художника. Только осторожно направлять. Эта точка зрения уже признана многими мировыми мастерами искусств.
  • Талантливый рисунок — это не фотография и не копия окружа­ющего мира, а изображение истинного взгляда на вещи ребенка.
  • Занятия рисованием, по мнению психологов, гармонично раз­вивает личность даже последователей естественных наук. Такое хоб­би помогает лучше овладевать не только техническими дисципли­нами, но и подвигает на инженерные изобретения.
  • Первые уроки живописного мастерства ребенку можно давать в ванной комнате. Там его и все вокруг легче будет отмыть. Только по­мните, что нельзя оставлять его одного на скользком полу и лучше подстелить мягкие коврики.
  • Приучать ребенка к простейшему виду рисования — пальцами, ла­дошками или кисточкой — можно уже с 7 месяцев. Постепенно учите малыша правилам, которые сделают этот процесс удобным и приятным. Если ребенок не хочет рисовать, то сначала покажите ему, как а это делается. Тогда он поймет и усвоит, что краски нужны не для ба­ловства, а для увлекательного дела.
  • Палитра, кисточка, стакан-непроливайка, альбом для рисования — это не все инструменты для рисования. Можно еще пользоваться штамповой печатью, самодельными фигурками или обычными поро­лоновыми губками.
  • Развитие детского изобразительного искусства проходит этапа­ми: ручная техника, рисование кисточкой и смешивание красок, рас­крашивание, сюжетные рисунки и свобода творчества.

При выборе метода работы с детьми, арт-терапия является лучшим способом психологической разгрузки

Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или гли¬ну для лепки, он высвобождает свое подсознание.

В итоге получа¬ется исцеление через самовыражение творческого потенциала.

Рассматривая методы работы с детьми, арт-терапия является одним из самых действенных способов. И, пожалуй, одним из таких здоровых увлече¬ний в арт-терапии является и изоб¬разительное искусство.

Куда важнее — сам процесс: размазывание, разбрызги¬вание, смешение, подбор или им¬пульсивное рисование красками — это будет красиво!

Рисование – самый популярный метод арт-терапии

Знакомая ситуация. Ребенок сидит, пыхтит, старается и четко выводит контуры. Вот получилось солнце, небо, дом, собака, люди, поле или мальчишка из соседнего двора. Казалось бы, дети рисуют понятные вещи, но через них выражает свой внутренний мир, душевное состояние, эмоции.

Дайте детям краски с карандашами, листок бумаги и полную свободу!

Вас ждут настоящие открытия.

Рисование давно стало отдель¬ным разделом в психологии и даже средством излечения детей от разных недугов.

Ведь именно цветом, формой и подачей рисун¬ка ребенок красноречиво говорит то, что никогда не произнесет вслух.

Он также развивает мыш¬ление, координацию, воображе¬ние и учится терпеливости.

И чем раньше освоит любимый, удобный и комфортный метод рисования, тем легче ему и понятнее вам ста¬нут многие непростые вещи.

Мир рисунка безграничен как фантазия детей, поэтому не всегда к прочтению образов нужно подхо¬дить буквально.

Например, черные и серые тона — не обязательно тос¬ка и негатив.

Возможно, ребенок просто экспериментирует и ищет применение этому цвету.

Или пер¬сонажи сказок, герои популярных мультфильмов, сложно поддающи¬еся узнаванию — это повод радо¬ваться режиссерскому прочтению ребенка. Вот так он прочувствовал замысел.

Нельзя творчество детей в любом возрасте ставить в рамки и пытаться понять буквально.

Рав¬но как и сами рисунки, которые ча¬сто взрослые не понимают из-за от¬сутствия четкости, плавности линий и той академичности, к которой привыкли и пытаются навязать.

Гораздо эффективнее, сделать этот процесс арт-терапией и инстру¬ментом расслабления.

При рисовании происходит:

  • Расставание с негативными эмоциями и прорисовывание тя¬желого дня или события.
  • Пережидание и усмирение ярости, гнева, злости. Тогда можно избежать наказания, обидных слов и действий. Лучше — отдать все на откуп бумаге, линиям, краскам, фигурам и объектам.
  • Совместная деятельность и уникальная возможность в процес¬се, наводящими вопросами о рисун¬ке узнавать, что тревожит ребенка. И главное - как вы можете ему помочь.
  • Наблюдение со стороны и раннее упреждение проблемы, вплоть до обращения к специалисту.

При¬смотритесь: не сменились ли резко цвета, размеры, плавность линий, неполнота картины. Внезапные из¬менения на протяжении длительно¬го времени — уже повод для дели¬катного разговора.

Чтобы читать и узнавать новое о ребенке по его рисункам, этот про¬цесс еще нужно правильно организо¬вать, заинтересовав маленького ху¬дожника. Понятное дело, что боль¬шинство деток охотно соглашаются на такое творчество. Но и это стрем¬ление нужно всячески поддерживать.

Во-первых, всегда на видном месте и в поле зрения малыша пусть находятся инструменты: бумага, карандаши, фломастеры, краски и кисточки.

Во-вторых, давайте возможность ребенку выбора. Хочет много бума¬ги — пусть берет. Хочет рисовать одновременно каранда¬шом и маркером — на здоровье.

Наденьте боль¬шой защитный слюнявчик, рубашку для рисования — и вперед!

Он не должен бояться испачкать стол, стены, одежду. Поэтому о месте для рисования и прочих мелочах нужно позаботиться заранее.

В-третьих, не стремитесь поку¬пать дорогие принадлежности для рисования.Главное, не объемы, а наличие.

Поэтому, лучше больше черновиков с папиной работы, чем один-два листка из дорогой покуп¬ной бумаги.

Дальше — фантазия и простор для созидания, который взрослым нужно всячески поощрять. Конечно, не в ущерб домашней обстановке.

Какой ребенок не любит изрисо¬вать обои или пройтись гуашью по дверце шкафа? И ведь не всегда это баловство. Чаще всего детьми дви¬жет желание познания, эксперимен¬та и проверки своих способностей, для которых нужен простор. И его очень легко создать каждому, даже в пределах стандартной комнаты.

Под¬весьте, натяните, прикрепите боль¬шие листы ватмана, старых обоев или газетной бумаги. Ребенку нуж¬но несколько дней, чтобы испробо¬вать такой большой альбом для ри¬сования. И дальше он вполне огра¬ничится стандартным листом. На нем и образ виднее, удобнее конт¬ролировать процесс, всегда под ру¬кой и компактно собирается в одном месте.

Также важно умело учить и одно¬временно вдохновлять ребенка на сюжетное рисование. Оно может быть в абсолютно любом стиле и манере исполнения. Пусть малень¬кий наблюдатель старается не огра¬ничиваться внутренними образами по памяти. Никто не мешает устра¬ивать пленэры во время прогулки, поездки на дачу или похода в цирк.

Небольшой блокнот и карандаш — образ запечатлен!

Детки могут со¬здавать целые серии и коллекции рисунков, собирая которые получа¬ется забавная книга или брошюра.

А сколько радости, восторга и повода лишний раз собрать друзей и родственников вызовет выставка рисунков, пусть и развешанная с помощью булавок на шторах в са¬мой большой комнате! Так ребенок не только учится объяснять, фор¬мулировать и понятно доносить до публики свое видение, стиль пода¬чи и манеру исполнения. Он также мо¬жет наблюдать за реакцией людей, принимать советы и критику, быть благодарным за проявленный ин¬терес. Если же в процессе поиска и знакомства с новым видом искус¬ства ребенок проявит серьезный интерес и захочет научиться боль¬шему, постарайтесь найти такую школу.

Подберите модель преподавания и учи¬теля рисования, для которого глав¬ное — искусство и индивидуальный подход в его освоении.

Благо, сей¬час различных школ и изостудий предостаточно.

Другие методы арт-терапии

Исцеление с помощью различ¬ных видов искусства еще не все¬ми родителями взято на вооруже¬ние. И очень зря. Удивительно, когда погружаясь в мир созидания и творения красоты, дети не толь¬ко эмоционально радуются, но и стимулируют защитные и восста¬навливающие функции организма.

Это их гормон радости, поле дея¬тельности, проносящее видимые результаты.

Чтобы начать творить, можно самостоятельно или после кон¬сультации со специалистом опре¬делиться с видом арт-терапии.

Обычно в качестве вспомогатель¬ного средства при общей терапии выздоровления рекомендуют:

1. Рисование. Карандаши, фломастеры и маркеры подойдут для гиперактивных детей.

Акварель, гуашь, акриловые краски — для детей, перенесших стрессы и глубокие психологи¬ческие травмы.

2. Работу с различными мате¬риалами по лепке (глина, воск, пластилин) и скульптура.

3. Искусство создания фигур из бумаги (оригами, коллаж).

4. Музыка, пение, вокал.

5. Танцы, пластика, художе¬ственная гимнастика.

6. Кино и видео.

7. Сказкотерапия.

Одобряйте ребенка во всех его творческих начинаниях, которые помогают целостному и красивому восприятию этого мира.

Для них он яркий, добрый и прекрасный!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Культура, творчість Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток