Коучинг - всерьез и надолго?

Коучинг - всерьез и надолго?

Причины слабого распространения и внедрения в компании коучинга в Украине.

Украинский коучинг пока не может похвастаться динамикой распространения и развития, как, например, российский. И дело здесь не только в том, что в Россию коучинг пришел раньше. Но и в том, с какой скоростью и качеством он внедрился и продолжает с успехом внедряться в бизнес-среду и другие сферы деятельности.

Чего стоит, например тот факт, что коучинг, как отдельная дисциплина, преподается в МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербурском институте практической психологии «Иматон», с 2006 года!
Я уже не говорю о бесчисленных конференциях, семинарах, фестивалях, которые проходят с завидной периодичностью в крупных городах России. А качество и количество профессиональных школ и курсов коучинга! А открытие штатной единицы «бизнес-коуч» во множестве отечественных компаниях!
Так может, к нам коучинг попал, не только случайно, но и мимолетно? Может и не нужно нам это «чудо заморское»? Ведь эта не первая и не последняя технология, приходящая к нам с Запада. Сколько их уже было за 20 лет! Какие-то были временными, какие-то задерживались как что-то инновационное и модное, а какие-то адаптировались под наши суровые реалии.
Очень хотелось бы, чтобы коучинг принадлежал к последним. Ведь сколько уже есть результатов, фактов, доказательств и опыта, которые подтверждают его исключительность и эффективность! В конце концов, есть профессионалы, которые занимаются этим ежедневно и любят свою профессию.

Мне кажется, разобравшись с причинами низкой динамики распространения коучинга, можно ответить на вопрос заголовка этой статьи.

Разделим все эти причины на «внутренние» и «внешние», так картина станет яснее. А также можно будет понять, есть ли конкретные решения по преодолению этих причин.

Итак, причины «внутренние»:

1. Неправильное понимание сути и непонимание глубины коучинга, как технологии.
Так как коучинг направление новое, его пытаются объяснить с помощью уже известных терминов и слов.
Например, «Коучинг – это методики раскрытия потенциала человека», или «Если Вы заинтересованы в собственном развитии, в достижении целей ……», или вот такое (взято из сайта топ10 по слову «коучинг»):
____
Задача бизнес-коучинга: "Наложить" цели Сотрудника на цели Компании, получив в итоге план действий, за выполнение которого Сотрудник берет на себя ответственность.
Коуч-сессия – это индивидуальная или групповая работа, направленная на достижение значимых для Компании целей, раскрытия внутреннего потенциала Сотрудника/Сотрудников, поддержки в реализации его/их способностей и возможностей.
____

Получается что-то неопределенное, неконкретное. Более того, любой специалист в сфере человеческих ресурсов (тренер, наставник, психолог, консультант, руководитель и т.д.) узнает в этих определениях именно свое направление, да еще скажет: «И что? Что здесь нового?».
А, не дай Бог, сказать, что «коучинг – это процесс достижения результата, при котором Клиент сам находит решение», получаем «железный» аргумент «А за что тогда платить?».

2. Проецирование собственных методик – консультирования, наставничества, , психотерапии, тренинга, рекрутинга и т.д. -  на работу с Клиентом.
Эта причина похожа на предыдущую. Дело в том, что, подхватив поверхностно идею «коучинга» многие специалисты из перечисленных сфер, /имея за плечами богатый опыт работы «один на один» с клиентом/, добавили к своим профессиям на визитке слово «коуч», и стали работать с клиентами, активно продвигая это как коучинг.
Зачем? Ну, что-то новенькое, заманчиво, не понятно – на такое обычно люди реагируют. Соответственно, появляются новые клиенты.
Заканчивается все тем, что «коуч» либо «уходит» в свою «основную» профессию, либо превращает коуч-сессию в допрос («Коучинг – это искусство задавать вопросы»), либо начинает думать, что клиенту уже ничего не поможет:)), короче, результатов нет.

3. Низкий профессиональный уровень коучей.
Эта причина появляется, во-первых, благодаря предыдущей. Во-вторых, если даже человек где-то выучился, не факт, что это качественно и действительно соответствует мировым стандартам профессии «коуч».

4. Малое количество профессионалов.
Эта причина скорее объективная. Более того, она может быть временной. Так как медленно, но уверенно, все же появляются авторитетные курсы и школы, которые будут выпускать настоящих профессионалов.

5. Неправильное продвижение коучинговых услуг.
Мало того, что не продвигается правильная, глубинная суть коучинга, как технологии (причина №1), так есть еще одна распространенная ошибка среди провайдеров таких услуг. Наберите в поисковике слово «Коучинг», выберите именно украинские сайты.
Прочтите хотя бы главные страницы.
Ну что?
«Первый/первая/№1», «единственный», «международный», «я/мы», «хочу/хотим», «если вы хотите /успеха, денег, счастья……..пожалуйте к нам», «скажите любую задачу/обратитесь/позвоните….и Вам помогут».

Заметили? Как говорил Андрей Миронов в «Обыкновенном чуде»: «Ну народ! Все себе, только о себе!».

Последствия каждой и всех вместе причин:

  • Потенциальные клиенты (а это практически может быть каждый человек в этой стране) не понимают до конца определения и сути коучинговой технологии
  • Не понимают, что от них требуется и что необходимо требовать от коуча
  • Получают негативный опыт либо вообще не получают никакого результата и остаются равнодушными.

К причинам «внешним» я отношу так называемый «менталитет нации» (Вот могучее слово, все можно на него свалить:))

  1. Нет привычки ходить к посторонним со своими проблемами. «Сам справлюсь!».
  2. Нежелание показывать свои слабые места. «Что подумают!»
  3. «Дайте готовый рецепт!» Нежелание или неспособность самому думать, искать, пробовать, ошибаться, да еще в присутствии другого человека
  4. Боязнь поделиться конфиденциальной/личной информацией, боязнь «раскрыть душу». «А вдруг…..!»

Вот, пожалуй, основные. И перечитывая их все, может сложиться впечатление, что у Коучинга шансов «задержаться» очень мало. Но!

Все же, за 9 лет украинский профессиональный коучинг накопил достаточно опыта, есть конкретные результаты конкретных людей и компаний.
Пусть мало, но есть профессионалы, которые своей ежедневной деятельностью готовы доказывать необходимость коучинга и коуча в жизни человека (не всех конечно!) и организаций (не всех конечно!).

Значит, надо найти пути решения вышеперечисленных причин.
Те, кто профессионально занимается или хочет заниматься коучингом, на мой взгляд, просто обязан:

  1. Популяризировать правильный, глубокий смысл коучинга. Его особенности, эксклюзивность, полезность. Избегайте общих определений. Показывайте результаты.
  2. Делать акцент на том, что коучинг – не модное и новое название чего-то знакомого или давно забытого, а совершенно новое направление обучения и развития человека.
  3. Не пытаться объяснять коучинг простыми, доступными словами. А искать, искать, искать…..и раскрывать его отличия от смежных видов деятельности.
  4. Перестать утверждать, что та или иная школа лучше или хуже.
  5. Не давать обещаний! (мы же не политики), а давать гарантии. Но только под собственную репутацию, а не репутацию коучинга. Дайте исчерпывающую информацию и пусть Клиент сам принимает решение. Это называется здоровой конкуренцией.
  6. Перестать продавать «коучинг» (он не является товаром, он даже не существительное!), а начать предлагать конкретные результаты.
  7. В погоне за Клиентом не снижать ценность и цену коучинга! Это, в конечном итоге, приведет к появлению «китайского коучинга». Потеряется качество, трепетное отношение к дорогой вещи, и, как следствие, результаты станут малоэффективными.

 В качестве примера прочитайте интервью с гуру мирового коучинга, Майклом Джеем.
Обратите внимание на точность определений, конкретность и лаконичность.

Что касается «внешних» причин, а именно того самого «менталитета», то тут…..
Извините! Но когда речь идет о:

  • повышении эффективности бизнеса в 3 раза (минимум!)
  • появлении новых проектов, идей, направлений стоимостью десятки и сотни тысяч у.о.
  • спокойствии и уверенности
  • снятии «камней с души», которые мучили годами
  • нахождении «той самой!» работы
  • быстром достижении результата
  • создании команды, которая без труда преодолевает трудности и оперативно реагирует на изменения
  • и т.д. и т.п.

Разве не стоит это того, чтобы перестать обращать внимания на «менталитет» и заняться поиском своего Коуча?

И здорово, что Клуб профессиональных коучей с самого своего основания взял правильный курс продвижения и популяризации коучинга. Говорит с Клиентами и о Клиентах. Дает интересную информацию. Раскрывает подлинную ценность коучинга, как технологии развития личности. 
Уверен, что здесь любой человек и любая компания найдет СВОЕ РЕШЕНИЕ.
Потому что Клуб объединил действительно профессионалов, беспредельно преданных своему делу.

И пусть подобные компании, школы, сообщества продолжают развиваться на благо общего дела и на благо всех, кто стремиться найти свой путь.

Поэтому, возвращаясь к заглавному вопросу, хочу высказать свое убеждение:

Коучинг – это всерьез и надолго!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Саморозвиток