Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Коучинг - всерьез и надолго?

Коучинг - всерьез и надолго?

Причины слабого распространения и внедрения в компании коучинга в Украине.

Украинский коучинг пока не может похвастаться динамикой распространения и развития, как, например, российский. И дело здесь не только в том, что в Россию коучинг пришел раньше. Но и в том, с какой скоростью и качеством он внедрился и продолжает с успехом внедряться в бизнес-среду и другие сферы деятельности.

Чего стоит, например тот факт, что коучинг, как отдельная дисциплина, преподается в МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербурском институте практической психологии «Иматон», с 2006 года!
Я уже не говорю о бесчисленных конференциях, семинарах, фестивалях, которые проходят с завидной периодичностью в крупных городах России. А качество и количество профессиональных школ и курсов коучинга! А открытие штатной единицы «бизнес-коуч» во множестве отечественных компаниях!
Так может, к нам коучинг попал, не только случайно, но и мимолетно? Может и не нужно нам это «чудо заморское»? Ведь эта не первая и не последняя технология, приходящая к нам с Запада. Сколько их уже было за 20 лет! Какие-то были временными, какие-то задерживались как что-то инновационное и модное, а какие-то адаптировались под наши суровые реалии.
Очень хотелось бы, чтобы коучинг принадлежал к последним. Ведь сколько уже есть результатов, фактов, доказательств и опыта, которые подтверждают его исключительность и эффективность! В конце концов, есть профессионалы, которые занимаются этим ежедневно и любят свою профессию.

Мне кажется, разобравшись с причинами низкой динамики распространения коучинга, можно ответить на вопрос заголовка этой статьи.

Разделим все эти причины на «внутренние» и «внешние», так картина станет яснее. А также можно будет понять, есть ли конкретные решения по преодолению этих причин.

Итак, причины «внутренние»:

1. Неправильное понимание сути и непонимание глубины коучинга, как технологии.
Так как коучинг направление новое, его пытаются объяснить с помощью уже известных терминов и слов.
Например, «Коучинг – это методики раскрытия потенциала человека», или «Если Вы заинтересованы в собственном развитии, в достижении целей ……», или вот такое (взято из сайта топ10 по слову «коучинг»):
____
Задача бизнес-коучинга: "Наложить" цели Сотрудника на цели Компании, получив в итоге план действий, за выполнение которого Сотрудник берет на себя ответственность.
Коуч-сессия – это индивидуальная или групповая работа, направленная на достижение значимых для Компании целей, раскрытия внутреннего потенциала Сотрудника/Сотрудников, поддержки в реализации его/их способностей и возможностей.
____

Получается что-то неопределенное, неконкретное. Более того, любой специалист в сфере человеческих ресурсов (тренер, наставник, психолог, консультант, руководитель и т.д.) узнает в этих определениях именно свое направление, да еще скажет: «И что? Что здесь нового?».
А, не дай Бог, сказать, что «коучинг – это процесс достижения результата, при котором Клиент сам находит решение», получаем «железный» аргумент «А за что тогда платить?».

2. Проецирование собственных методик – консультирования, наставничества, , психотерапии, тренинга, рекрутинга и т.д. -  на работу с Клиентом.
Эта причина похожа на предыдущую. Дело в том, что, подхватив поверхностно идею «коучинга» многие специалисты из перечисленных сфер, /имея за плечами богатый опыт работы «один на один» с клиентом/, добавили к своим профессиям на визитке слово «коуч», и стали работать с клиентами, активно продвигая это как коучинг.
Зачем? Ну, что-то новенькое, заманчиво, не понятно – на такое обычно люди реагируют. Соответственно, появляются новые клиенты.
Заканчивается все тем, что «коуч» либо «уходит» в свою «основную» профессию, либо превращает коуч-сессию в допрос («Коучинг – это искусство задавать вопросы»), либо начинает думать, что клиенту уже ничего не поможет:)), короче, результатов нет.

3. Низкий профессиональный уровень коучей.
Эта причина появляется, во-первых, благодаря предыдущей. Во-вторых, если даже человек где-то выучился, не факт, что это качественно и действительно соответствует мировым стандартам профессии «коуч».

4. Малое количество профессионалов.
Эта причина скорее объективная. Более того, она может быть временной. Так как медленно, но уверенно, все же появляются авторитетные курсы и школы, которые будут выпускать настоящих профессионалов.

5. Неправильное продвижение коучинговых услуг.
Мало того, что не продвигается правильная, глубинная суть коучинга, как технологии (причина №1), так есть еще одна распространенная ошибка среди провайдеров таких услуг. Наберите в поисковике слово «Коучинг», выберите именно украинские сайты.
Прочтите хотя бы главные страницы.
Ну что?
«Первый/первая/№1», «единственный», «международный», «я/мы», «хочу/хотим», «если вы хотите /успеха, денег, счастья……..пожалуйте к нам», «скажите любую задачу/обратитесь/позвоните….и Вам помогут».

Заметили? Как говорил Андрей Миронов в «Обыкновенном чуде»: «Ну народ! Все себе, только о себе!».

Последствия каждой и всех вместе причин:

  • Потенциальные клиенты (а это практически может быть каждый человек в этой стране) не понимают до конца определения и сути коучинговой технологии
  • Не понимают, что от них требуется и что необходимо требовать от коуча
  • Получают негативный опыт либо вообще не получают никакого результата и остаются равнодушными.

К причинам «внешним» я отношу так называемый «менталитет нации» (Вот могучее слово, все можно на него свалить:))

  1. Нет привычки ходить к посторонним со своими проблемами. «Сам справлюсь!».
  2. Нежелание показывать свои слабые места. «Что подумают!»
  3. «Дайте готовый рецепт!» Нежелание или неспособность самому думать, искать, пробовать, ошибаться, да еще в присутствии другого человека
  4. Боязнь поделиться конфиденциальной/личной информацией, боязнь «раскрыть душу». «А вдруг…..!»

Вот, пожалуй, основные. И перечитывая их все, может сложиться впечатление, что у Коучинга шансов «задержаться» очень мало. Но!

Все же, за 9 лет украинский профессиональный коучинг накопил достаточно опыта, есть конкретные результаты конкретных людей и компаний.
Пусть мало, но есть профессионалы, которые своей ежедневной деятельностью готовы доказывать необходимость коучинга и коуча в жизни человека (не всех конечно!) и организаций (не всех конечно!).

Значит, надо найти пути решения вышеперечисленных причин.
Те, кто профессионально занимается или хочет заниматься коучингом, на мой взгляд, просто обязан:

  1. Популяризировать правильный, глубокий смысл коучинга. Его особенности, эксклюзивность, полезность. Избегайте общих определений. Показывайте результаты.
  2. Делать акцент на том, что коучинг – не модное и новое название чего-то знакомого или давно забытого, а совершенно новое направление обучения и развития человека.
  3. Не пытаться объяснять коучинг простыми, доступными словами. А искать, искать, искать…..и раскрывать его отличия от смежных видов деятельности.
  4. Перестать утверждать, что та или иная школа лучше или хуже.
  5. Не давать обещаний! (мы же не политики), а давать гарантии. Но только под собственную репутацию, а не репутацию коучинга. Дайте исчерпывающую информацию и пусть Клиент сам принимает решение. Это называется здоровой конкуренцией.
  6. Перестать продавать «коучинг» (он не является товаром, он даже не существительное!), а начать предлагать конкретные результаты.
  7. В погоне за Клиентом не снижать ценность и цену коучинга! Это, в конечном итоге, приведет к появлению «китайского коучинга». Потеряется качество, трепетное отношение к дорогой вещи, и, как следствие, результаты станут малоэффективными.

 В качестве примера прочитайте интервью с гуру мирового коучинга, Майклом Джеем.
Обратите внимание на точность определений, конкретность и лаконичность.

Что касается «внешних» причин, а именно того самого «менталитета», то тут…..
Извините! Но когда речь идет о:

  • повышении эффективности бизнеса в 3 раза (минимум!)
  • появлении новых проектов, идей, направлений стоимостью десятки и сотни тысяч у.о.
  • спокойствии и уверенности
  • снятии «камней с души», которые мучили годами
  • нахождении «той самой!» работы
  • быстром достижении результата
  • создании команды, которая без труда преодолевает трудности и оперативно реагирует на изменения
  • и т.д. и т.п.

Разве не стоит это того, чтобы перестать обращать внимания на «менталитет» и заняться поиском своего Коуча?

И здорово, что Клуб профессиональных коучей с самого своего основания взял правильный курс продвижения и популяризации коучинга. Говорит с Клиентами и о Клиентах. Дает интересную информацию. Раскрывает подлинную ценность коучинга, как технологии развития личности. 
Уверен, что здесь любой человек и любая компания найдет СВОЕ РЕШЕНИЕ.
Потому что Клуб объединил действительно профессионалов, беспредельно преданных своему делу.

И пусть подобные компании, школы, сообщества продолжают развиваться на благо общего дела и на благо всех, кто стремиться найти свой путь.

Поэтому, возвращаясь к заглавному вопросу, хочу высказать свое убеждение:

Коучинг – это всерьез и надолго!

Автор: Тищук Александр Анатольевич
Компания: Пятое измерение (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Конкурент - друг или враг?, Группа финансовых решений
Названы самые инновационные компании мира, IT Education Center
12 причин никогда не сдаваться, Школа лидерства, образовательный проект
Эффективное управление отделом продаж. Отдел продаж своими руками, Национальный, бизнес-центр
Управление продажами, основные тенденции, Национальный, бизнес-центр
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».