Системное проектирование деятельности как средство мотивации персонала и командообразования
Перед каждым руководителем стоит задача обеспечения эффективности работы своей компании или подразделения. Каждый руководитель хотел бы превратить свою организацию в целеустремленную систему.
Систему, в которой каждый участник выполнял бы свои функции точно и со знанием дела.
Существует множество предложений того, как можно решать эту непростую задачу. Мы же хотим поделиться своим личным опытом, полученным в ходе консультирования руководителей компаний, топ и мидл-менеджмента.
Мы используем системо-мыследеятельностный (СМД) подход к организационному консультированию. Мы исходим из положения, что организация эффективна, если все участники хорошо понимают свои функции и задачи, функции и задачи смежных позиций, а также структуру деятельности в целом. Как показывает опыт, человек понимающий, что, как и для чего он делает, демонстрирует высокую эффективность, у него нет проблем с мотивацией и профессиональное выгорание ему тоже не угрожает. Такое понимание может формироваться естественным путем, в ходе многолетнего опыта работы, а может строиться технически.
Для того, чтобы организовать деятельность, нужны функциональные схемы, а не административные структуры, которые зачастую не соответствует реальной деятельности компании или подразделеления. Что же такое функциональные схемы и чем они отличаются от административных структур?
Функциональные схемы содержат несколько слоев. Мы должны хорошо понимать, какой процесс необходимо обеспечить, какие задачи он решает, и какой результат нужно получить на выходе. Для этого мы проводим полную прорисовку этапов процесса деятельности, с обозначением конечного и промежуточных результатов. Когда изображение процесса получено, мы переходим к обсуждению и прорисовке функциональных мест, обеспечивающих реализацию процесса. Теперь возникает вопрос: «Как мы обеспечим выполнение функций?» И мы начинаем обсуждать, каким образом мы распределим функции по людям, и как мы организуем совместную работу. Далее, на основании функциональной схемы мы разрабатываем программы и планы организации работ.
В процессе создания функциональной схемы принимают участие все ключевые фигуры, от понимания которых в первую очередь зависит результативность деятельности. Каждый участник проясняет для себя устройство деятельности, которую он реализует. Это сразу же находит свое позитивное отражение в эмоциональном состоянии, готовности действовать и достигать намеченных целей. В результате руководитель получает команду, объединенную общей целью, а также схемы, программы и планы работ, которые используются в дальнейшем для организации текущей деятельности.
Какие сложности с персоналом могут возникать в процессе создания функциональных схем? Может выясниться несоответствие исполнителей функциям, или несогласие и неготовность исполнителей к участию в новых системах продуктивной деятельности. В этом случае руководителю нужно будет решать вопрос о замене или развитии персонала.
Итак, мы показали один из способов организации исполнительских команд, основанный на системном проектировании функциональной деятельности. Такой способ организации делает руководителя более независимыми в отношениях с персоналом за счет того, что он становится обладателем схем и описаний деятельности и может привлекать для ее выполнения нужных ему людей. Работа по созданию схем обеспечивает руководителю широкое понимание процессов деятельности и реальной структуры отношений в организации, а также команду, готовую к взятию новых рубежей бизнеса и реализации поставленных целей.
Источник: СМД Бизнес-консалтинг
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Project management, управління проектами Психологія, емоційний інтелект