Как успокоить гиперактивного ребенка?

Как успокоить гиперактивного ребенка?

20 августа прошел вебинар, целью которого было помочь людям, столкнувшимся с гиперактивностью детей. Телесный терапевт Елена Шубина и психолог Ольга Наследникова рассказали родителям, как правильно общаться и реагировать на непослушных детей.

В первую очередь, - говорит Ольга, - нужно иметь в виду, что гипервозбудимость (или гиперактивность) – это медицинский диагноз, который может поставить только врач невропатолог. Поэтому не впадайте в панику, если «диагноз» вдруг ни с того ни с сего поставила подруга, воспитатель или чересчур тревожная бабушка. Да и статьи в интернете следует читать включив «строгого критика». За сухими медицинскими терминами порой скрывается просто особая личность вашего ребенка!

По словам Ольги Наследниковой, нервная система человека балансирует между двумя  реакциями: торможение и возбуждение. У гиперактивных детей страдает именно торможение. Проблемы могут начаться уже в младенчестве. Чрезмерная активность, нарушение сна и быстрое развитие – всё это является признаками гиперактивности. Внимание таких детей можно привлечь очень быстро, но оно исчезает с такой же скоростью. Ребенку очень сложно себя сдерживать, он всегда куда-то стремится, на определенном этапе у него могут быть проблемы с речью (слова за реакциями не поспевают).

В возрасте 3-4 лет становится еще труднее. Родителям сложно уследить за ребёнком, у малышей возрастает риск получить травму. Зачастую, попытки вразумить таких детей заканчиваются провалом. И можно подумать, что ребенок всё делает назло. Но это в корне не так. Он просто не может себя остановить. Поэтому для таких детей очень важно понимание их природы.

В школьном возрасте начинаются проблемы с концентрацией, письмом и чтением. Многие преподаватели не понимают особенности поведения гиперактивных детей,  жалуются на забывчивость ребёнка. Между тем эти дети легко отходчивы. Сегодня его обидели, и он плакал, а завтра уже обо всем забыл и ведёт своих обидчиков к себе в гости. В тоже время, таких детей нередко принимают за эгоистов. Ведь когда им что-то нужно, им море по колено.

Как же быть?

Нужно обращать внимание гиперактивных детей на состояние родителей, если тем плохо, объяснить, что маме и папе тоже требуется отдых, - говорит Ольга Наследникова, - с детьми нужно находиться в постоянном диалоге. Но не стоит переносить всё на негатив  («он плачет, потому что ты виноват, ты его ударил!», «ты всем мешаешь!»), - вмешивается Елена Шубина, - от этого лишь прибавится чувство вины. Дети очень страдают по этому поводу. От них часто можно услышать «я устал быть плохим!», «Почему я такой?!». Поэтому стоит просто поддержать ребёнка. «Его нужно хвалить, замечать моменты, когда он делает что-то хорошее для других и акцентировать на этом внимание», - поясняет Елена.

Жесты так же играют большую роль. К примеру, не стоит подходить к ребенку стремительно или надвигаться на него, словно хотите размазать об стену, лучше подойти сбоку, быть осторожным, в противном случае вы можете вызвать агрессию.

Нужно стараться избавить ребенка от всех возможных раздражителей. К примеру, гнев и крик родителей являются дополнительным стрессовым фактором.

Дети до пяти лет являются «проводниками». У них нет своего мнения по «взрослым вопросам», о том, что такое хорошо, а что такое плохо, они узнают из ваших эмоций, прислушиваются к каждому слову. 

Часто ребенок не знает, как вести себя в той или иной ситуации. Всё это накапливается, и, в конце концов, вырывается в виде спонтанного плача, крика, агрессии. Кстати, в таком состоянии ребенка ни в коем случае не стоит жалеть, «заглаживать», прижимать к себе, только если он сам об этом попросит. Лучше помочь «высказаться», а потом превратить дело в шутку.

Для устранения стресса существует множество упражнений. Например, можно скомкать лист бумаги, как символ обиды и выкинуть его подальше. Смех так же снимает напряжение.

Все участники вебинара остались довольны. Так, например, одна из участниц мероприятия – Елена Озола (мать девочки 1 год 8 месяцев) смогла выяснить, является ли её дочь гиперактивным ребенком. Теперь Елена может вздохнуть с облегчением.

«Мне понравилось описание гиперактивности от Ольги. Дочка у меня активная, но, как оказалось, не гипер, хотя я этого очень боялась. Но в итоге я успокоилась окончательно, спасибо вам огромное», - сказала Елена, - «Больше всего меня интересовали советы Елены. Они оказались очень полезными», - рассказала она.

Анастасиии Кузнецовой – студентке 5-ого курса педагогического университета понравились советы и упражнения Елены Шубиной и Ольги Наследниковой. Она сочла их весьма интересными и практичными.

Итак, из сегодняшнего вебинара можно сделать вывод – не стоит забывать о чувствах ребенка и о причинах его поведения, ему просто нужна ваша поддержка и понимание.

Анастасия Чубаре 

журналист 


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток