Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Извлечение смыслов в "Школе решения проблем"

В настоящее время в изучении человеческого мышления тема "извлечения смыслов" стала чрезвычайно актуальной.

Особенно ярко это проявлено в управлении системами (концептуальный менеджмент), в IT- технологиях (компьютерная лингвистика), в педагогике, психологии, искусствоведении и других областях человеческой деятельности. Огромные бюджеты направляются в создание "мыслящих машин" (Thinking Machine), где решаются две фундаментальные задачи - это найти алгоритм смыслообразования и построение всеобщей модели знаний о мире в формализованном, доступном для компьютера виде. Что по мнению разработчиков позволит повторить мышление человека на программном уровне. Какие глобальные последствия могут последовать за этим - это тема отдельного разговора или дискуссии. Мы лишь констатируем, что человеческая мысль подошла к "тайнам человеческого сознания" достаточно плотно и прагматично.

Существуют различные источники извлечения смыслов : сознание, текст, cоциальные институты ( в т.ч. организации), искусство. Объектом извлечения смысла в "Школе решения проблем" является прежде всего сознание человека. При этом мы можем научить как извлекать смысл из собственного сознания. Технически это реализуемо в развивающих формах "соло" и "воркшоп". Как писал Э.Гуссерль: "Между сознанием и реальностью поистине зияет пропасть смысла" и далее :"Источником, приписывающим смысл вещам, является сознание, актуальный упорядоченный опыт." Можем добавить от себя - не просто сознание, а его динамическая структура и "упорядоченный опыт", который упорядочен далеко не так, как хотелось бы человеку. Да и сам процесс осмысления очень далек от общепринятой логической последовательности. Это часто искренне удивляет участников Школы: "А я этот эпизод давно забыл, это было так давно, в раннем детстве" или "Никогда бы не подумал, что события с моими далекими предками могут оказывать на меня такое сильное влияние". Или еще интересные высказывания: "Откуда во мне идеологические постулаты времен моих родителей, моих дедушек и бабушек. Я ведь тогда не жил !?" (о культуральных кодах в сознании). Часто слышим такое признание: "Я умом это пониманию, а внутри совсем другое". Эти примеры демонстрируют, что источник смыслообразования часто лежит далеко за пределами рассудочной или интеллектуальной деятельности.

У М.Хайдеггера смысл проявляется или строится в пространстве сознания, является феноменом сознания, результатом познавательной деятельности. Мы ни в коем случае не противоречим уважаемому нами Мартину Хайдеггеру, однако добавим, что смысл является результатом не только познавательной, а тем более осознанной деятельности. Смысл также является интегрированным результатом всех прошлых взаимодействий с миром, как внешним, так и внутренним. И результат этих взаимодействий может лежать на очень больших глубинах бессознательного, которые во многих случаях и определяют смысл. Человеческое сознание "наполнено" смыслами, независимо от того осознает он их или нет. И требуется очень высокий профессионализм и уникальные способности консультантов, чтобы их извлечь. Они ведь проявляются не в виде текстов на русском или украинском языке или в виде математических формул (хотя иногда бывает и так). Весь опыт взаимодействия с миром находится в превращенной форме в виде : образов, метафор, символов, архетипов, мифов и др. Наш опыт "упакован", "архивирован" в сознании по особым законам формообразования. То есть требуется не только утонченность восприятия для выявления образа, а и способность раскрыть, "извлечь","прочитать"содержание образа, символа, архетипа и далее передать в доступной знаковой, языковой, понятийной системе для последующего переосмысления. Эта задача решается в "Школе решения проблем" на "Диагостике" и "Индивидуальном консультировании".

Отсюда возникает вполне практический вопрос: "А зачем?". Для чего извлекать смыслы из сознания? Ну, лежали они себе там, ведь можно и рассудочной деятельностью обеспечить себе довольно сносно-комфортное существование. Вопрос извлечения смыслов становится актуальным в следующих случаях: - при решении сложных проблем, кода ограничители находятся в структурах сознания человека и он их не осознает; - когда человек вышел на уровень осознанного раскрытия собственного потенциала; - когда присутствует вполне осознанное представление, что внешние ситуации и внутренняя структура сознания составляют единое целое. тогда извлечение смыслов является мощным саморегулятором; - когда требуются дополнительные внутренние ресурсы для решения сложных задач (особенно востребовано в управленческой деятельности);
В целом извлечение смыслов необходимо для тех, кто осознает связь между Сознанием и Мышлением, Сознанием и Событиями. Извлекая смыслы из сознания, мы извлекаем прежде всего мыслительные шаблоны и ограничения, обуславливающие процессы оценки, ориентации, принятия решений, а вследствии этого и всю человеческую деятельность и последующие события. То есть, предстоящий ключевой событийный ряд человека достаточно жестко предопределен структурами сознания. При этом свобода выбора у человека существует всегда. Вот только эти самые выборы (как механизм принятия решений) он осуществляет шаблонно, в соответствии с собственными точками отсчета, приоритетами, принципами, ценностями, качествами.

Перед нами вроде бы как парадоксальная ситуация,- существование свободы выбора и жесткая обусловленность. Это противоречие разрешается в зависимости от степени осознанности. Под осознанностью мы понимаем способность управлять структурами сознания через извлечение смыслов. Воздействие на структуры сознания без извлечения смыслов - можно назвать неосознанностью или манимуляцией.(В последнее время приобретает массовый характер с развитием информационных технологий и пониманием влияния информации на сознание человека. В последующих статьях мы коснемся этой темы). Так вот осознанность в данном контексте - это извлечение смыслов из собственного сознания. То есть, по сути своей, человек "читает" собственное сознание как книгу. Более того, он становится сначала соавтором, а затем и автором собственной книги. Тем самым увеличивая собственные возможности и уменьшая обусловленность.

В основе своей, извлечение смыслов для нас - это выявить, раскрыть сущность феноменов (того, что проявляется в сознании). Сущность понимается как потенциал возможности по отношению к действительности, как совокупность существенных свойств и качеств, как качественная устойчивость, в отличие от изменчивых текущих состояний; она составляет общую основу для различных явлений и событий. Сущность скрыта, она проявляется через доступные утонченному восприятию характеристики и свойства. Отличительная особенность консультантов "Школы решения проблем" - выявлять сущности в сознании, явлениях и описание их в доступной форме.Что дает возможность к последующему их переосмыслению и изменению. Для участника Школы извлечь смысл - это выявить самое главное и существенное в объектах восприятия, познать внутреннюю основу явлений и событий, вскрыть глубинные связи и отношения.

Остановимся подробнее на извлечении смыслов, при раскрытии собственного потенциала (самореализации). Найти собственный смысл жизни - призвание, это только полдела, необходимо его еще осуществить! Найти смысл в сознании в данном контексте - выявить потенциал, дальше начинается не простой процесс его раскрытия, осуществления. Cущественным становится момент принятия ответственности.за свою жизнь, судьбу. Иногда приходится напоминать, что задача консультантов помочь выявить смысл, а вот задача самоосуществления, воплощения - жизненная необходимость самого человека.
Безусловно, в "Школе решения проблем" используется герменевтический подход к извлечению смыслов: интенциональность (намерение), контекстность, диалогичность, историчность и другие методы герменевтики. Однако нами широко используются и такие методы как: генезис, фрактальность, уровневость, "ядерность" и другие. При работе со смыслами, извлекаемыми из сознания совершенно иначе воспринимаются категории "время" и "пространство". Причины событий могут находиться как далеко в прошлом, так и далеко в будущем (с физической точки зрения). Однако "пространство" и "время" при работе с сознанием рассматриваются нами прежде всего как категории смысловые. Смысловое предстоящее будущее - это сильнейший мотиватор, дающий возможность преобразования настоящего и прошлого, позволяющий вложить в них новый смысл.
Что же все-таки дает извлечение смыслов из внутреннего и внешнего контекстов? Прежде всего принципиально иной уровень понимания явлений, событий. А следовательно, открывает огромные возможности для осознанного преобразования действительности.

Автор: Ромащенко Вадим Николаевич
Компания: Школа решения проблем (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
"Духовность" - это самый унизительный "развод" людей в наше время!, Сварог
Умеем ли мы принимать Решение?, Сварог
Премії на підприємстві, Зарплатний блог Галини Казначей
Строк давності перевірок Держпраці, Зарплатний блог Галини Казначей
Поділ відпусток частинами, Зарплатний блог Галини Казначей
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».