Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Развитие мышления для понимания сложных систем в "Школе решения проблем"

Развитие мышления для понимания сложных систем в "Школе решения проблем"

Для чего развивать мышление? Что является продуктом его развития? Как его развивать? С чего начинать?

В последние годы, в связи с лавинообразным нарастанием сложности, возникла острая необходимость понимать и структурировать хаос, управлять в условиях высокой неопределенности, демонстрировать эффективность в условиях динамичной и быстроразвивающейся среды. С нашей точки зрения, проблему возрастания сложности необходимо решать через развитие мышления, продуктом которого является приращение понимания. В "Школе решения проблем" применяется ряд принципов, методологий, позволяющих практически решать задачу приращения понимания через развитие мышления. Эти принципы активно используются нами в консультировании руководителей бизнеса, управляющими сложными и развивающими системами, а также в консультировании людей, решающих задачи собственного развития.   В данном контексте, мы понимаем понимание, как продукт мыследеятельности человека. А критерием развития мышления, мы считаем приращение понимания. То есть, усложнение мышления без приростов понимания нами не рассматриваются. Процессы мышления, а тем более познавательного мышления, должны закончиться понимаемым. Здесь мы можем говорить об эффективности мышления в зависимости от качества понятого.   При этом, хотелось бы отметить несколько существенных моментов, характерных для "Школы решенияя проблем", влияющих на развитие мышления и понимания:

1. Консультанты Школы обладают уникальным восприятием, мышлением и пониманием, которые позволяют определять ограничения в живых системах, блокирующие развитие мышления. Эта особенность наиболее ярко реализована на стадии "Диагностики".

2. Использование "проблемного подхода", задающего направление процессам познания и последующую актуальность полученным пониманиям.

3. Точное следование технологии при освоении процессов мышления, направленных на приращение понимания. Данная особенность реализована на "Воркшопах" - занятиях по освоению процессов эффективного мышления.

4. Рефлексия собственного мышления и процессов познания, при приращении пониманий. Реализуется на базовом тренинге - семинаре "Прояснение понятий, как технология понимания".

5. Способность к саморегуляции воспрятия, мышления и эмоционального состояния. Рассматрмвается на базовом тренинге - семинаре "Технология Соло - самостоятельная работа с восприятием, мышлением, сознанием".

6. Концентрическое, "ядерное" мышление позволяет двигаться в процессах познания к основам, основаниям, истокам, тем самым наполняя понятия и категории более глубоким смыслом. Это дает возможность при понимании сложных систем задать соответствующую широту охвата и глубину проникновения. Схематически это отражено на сайте Школы в разделах "Модель" и "Основы".

7. Использование вертикальной, уровневой обратной связи в процессах обмена информацией и знаниями.

8. "Целостный подход " при освоениии процессов мыщления, ведущих к приращению понимания.   На последнем пункте хотелось бы остановится подробнее. Мышление, а тем более его развитие, мы не рассматриваем отдельно от таких функций психического, как восприятие, память, принятие решений и других.

Особенно важным фактором,оказывающим влияние на процессы мышления и его развитие, является структура сознания конкретного человека. Именно здесь, в структуре сознания конкретного человека находятся ограничители, блокирующие развитие мышления и понимание конкретной области деятельности или конкретного явления.   В классическом понимании мышление - это "способность человека связывать образы, понятия, определять возможности их изменения, обосновывать выводы, регулирующие поведение, общение, дальнейшее движение самой мысли". (Совр. философский словарь под ред. Кемерова В.Е.). В понимании "Школы решения проблем" - любой образ в сознании человека несет смысл. И вот здесь начинается самое интересное ! Какой смысл несут образы в сознании человека? Как их читать? Какой смысл они несут в сознании конкретного человека? Как перевести эту символьную информацию на доступный язык? Как чтение образов в сознании конкретного человека помогает решать его проблемы? Как эти образы отражают развитие мышления и понимания человека?   Речь идет не об извлечении образов из сознания человека вообще, - это достаточно несложная процедура для обычного человека. А мы говорим об извлечении образа, являющемся ограничителем в сознании человека для решения конкретной проблемы. И здесь речь идет уже о достаточно глубоких структурах сознания, таких как: качества личности, базовые личностные установки, культуральные установки, родовая память и другое.   Извлечение образа из сознания человека или социальных групп, являющихся ограничителем в их мышлении и понимании, могут осуществить люди, обладающие принципиально иными возможностями восприятия. Люди cтроящие свое мышление и понимание на принципах весьма далеких от классической логики (при этом понимая ее). Существенным моментом является извлечение смысла из образа в виде понятий, принципов, механизмов, моделей, что позволяет приступить к осмыслению, либо обычными средствами системного анализа, либо использовать технологии переосмысления, используемые в "Школе решения проблем". Тем самым мы приращиваем понимание, которое позволяет решать проблемы в сложных системах: таких как организация,- прежде всего за счет повышения эффективности лица принимающего решения. Или дает возможность решать проблемы такой сложно-динамичной целостности, как сам человек.   Развитие мышления как приращение понимания, мы рассматриваем как извлечение существенного в сложных системах: факторов, ограничителей, непроявленных причинно-следственных связей, тенденций. Это позволяет значительно повысить эффективность управления, особенно на таких сложных этапах, как развитие.

Автор: Ромащенко Вадим Николаевич
Компания: Школа решения проблем (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Уникальная психологическая модель личности - Эннеаграмма, EnneaUkraine
Преимущества работы с CRM системой, Академия успешных продаж SV Trade
Ассистент руководителя. Каким нужно быть, Академия реализации
7 ошибок при создании плана восстановления, PECB Ukraine
Працівник протягом певного періоду до працевлаштування перебував на обліку в центрі зайнятості. Він захворів і надав листок непрацездатності для оплати тимчасової непрацездатності. Оскільки він працює лише місяць, його попросили надати довідку за ф. ОК-7, Професійні видання
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».