Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Составляющие профессионализма - деловое общение

Составляющие профессионализма - деловое общение

Отличительной чертой делового общения является то, что оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей

Социально-политическая и экономическая жизнь общества связана с демократическими преобразованиями и становлением рыночных отношений. Отсутствие гарантированной занятости, конкуренция, разрыв между профессиональной подготовкой специалиста и рыночным спросом на конкурентную, профессиональную деятельность, минимальная возможность работать по специальности — вот неполный перечень объективных условий, в которые попадает специалист на рынке труда. Подобную ситуацию американцы называют словом challenge - «вызов» личности со стороны общества. С их точки зрения, каждый такой вызов содержит в себе для отдельного человека две возможности: либо возможность успеха и достижений, либо возможность угрозы и жизненных кризисов. Успех возникает только в том случае, если человек принимает эту ситуацию и адаптируется к ней. Готовы ли мы к этой адаптации?

Известно, что объективная реальность, преломляясь в цивилизованном сознании, способствует предвосхищению будущего и формирует определенный тип поведения личности. У многих специалистов разных сфер и уровней намечается профессиональная и личностная дезориентация, что свидетельствует о непринятии социального «вызова». Также следует учесть, что рынок представляет не только свободу выбора, но чаще — свободу смены профессии. Оптимальным является поведение адаптивное, ориентированное на понимание конъюнктуры рынка труда.

Как сформировать такое поведение?

Чтобы решить эту задачу, необходимо, кроме всего прочего, овладеть новым знанием и научиться применять его на практике. 

Вторая проблема: любая профессиональная деятельность сталкивает человека с рядом психологических трудностей.

  1. На первом этапе профессионального самоопределения идет интенсивный для многих поиск работы. Важнейшим условием достижения успеха на этом этапе является способность дать психологическую оценку видам деятельности, которые пользуются спросом на рынке труда, и определить степень своей профессиональной пригодности к ним. Понятно, что человек экстравертированного типа будет более успешен и затратит меньше нервно-психической энергии при выполнении профессиональной роли менеджера, дистрибьютора, рекламного агента, и др., чем человек интровертированного типа. Игнорирование проблемы психологической пригодности приводит в дальнейшем к большим нервно-психическим издержкам личности.
  2. На начальном этапе вхождения в профессиональную роль возникают трудности, связанные с ролевой напряженностью, конфликтами по вертикали и горизонтали, информационной перегрузкой и недогрузкой, задержками в продвижении, деструктивной критикой и др.
  3. На стадии компетентности возникает опасность эмоциональных нарушений, связанных с феноменом «психосоматического выгорания», профессиональной усталостью.

Переход от одной стадии к другой связан со стрессом, а зачастую и с жизненным кризисом (кардинальной перестройкой личности). Индивидуальная восприимчивость трудных ситуаций различна. У одних может быть ситуативный стресс (кратковременное, эмоциональное напряжение большой силы), у других — внутренний конфликт или кризис, связанный со снижением самооценки, депрессией. И как результат - психосоматические заболевания. В этой связи одной из важнейших задач, стоящей перед системой профессионального образования, является задача формирования личности профессионала, готовой к адекватному восприятию и преодолению трудностей, связанных с проблемой профессиональной самореализации.

Понятие «профессионализм» образует две составляющие: профессионализм деятельностный и профессионализм коммуникативный. Деятельностный профессионализм может быть соизмерен способностью решать профессиональные задачи различных уровней сложности. Он формируется непосредственно в процессе практической работы. Профессионализм коммуникативный определяется как способность понимать, прогнозировать и проектировать социальное поведение - свое и других. Эта способность помогает быстрее и легче адаптироваться к трудным ситуациям, снизить их эмоциональную напряженность в индивидуальном восприятии, оптимизировать решение личных и профессиональных проблем.

В системе подготовки и переподготовки персонала формированию этих двух составляющих должно быть уделено равное внимание. Если мы хотим стать конкурентоспособными профессионалами, мы должны иметь обе составляющие.

Автор: Музыка Юлия Олеговна
Компания: Проф-практики, учебно-консалтинговый центр (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Астрология - уникальный инструмент познания мира и себя, Астрохаус, ваш астропсихолог
Ищу принца, или секреты разочарования, Астрохаус, ваш астропсихолог
Ликийская тропа или отдых в отеле?, Астрохаус, ваш астропсихолог
Низкая самооценка - волк в овечьей шкуре, Астрохаус, ваш астропсихолог
Ментальная генетика - открытие XX века, Центр ментальной генетики Натальи и Геннадия Гуры
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».