5 вопросов для прояснения целей или для чего нужен BMW X5?

5 вопросов для прояснения целей или для чего нужен BMW X5?

По традиции каждый год в конце декабря мы ставим новые цели на новый предстоящий год. Причём, подведение итогов прошедшего года при этом не совсем учитывается. А иногда совсем не учитывается.

Ну, есть у нас такая забава – прописывать цели на Новый Год. И чувствуешь ты себя при этом таким важным и значимым. Вот, пишу! Планирую! Доход, здоровье, привычки, образ жизни, путешествия….. Короче, всё, как положено!

И совершенно не важно, что примерно этот же текст уже писался в прошлом году примерно в это же время. Ведь мы порой даже не помним – а где же этот листочек с целями-то?

Но традиция по-прежнему существует. И вся продвинутая часть населения страны уже приготовила красивый листок для написания целей, вырезки из глянцевых журналов для визуализации… Ну, всё, что нужно для процесса по постановке целей на Новый Год.

Но каковы бы ни были результаты уходящего года – цели ставить надо!

Возникает вопрос: как все-таки разбираться с целями — своими и чужими?

Мы можем вспомнить SMART, КОНЭЦ и еще много других аббревиатур для критериев правильности целей, но давайте немного всё-таки упростим этот процесс. И разберем простой пошаговый алгоритм из нескольких вопросов: как понять всё-таки, куда мы действительно хотим двигаться: 

Итак, 5-ти этапный алгоритм постановки целей

1. Чего ты хочешь? Тут нужно просто взять лист бумаги, выключить компьютер, (по желанию) налить себе бокал вина и спокойно посидеть минуть 30. И вот так, просто списком написать — чего ты хочешь:

  • Известности.
  • Денег.
  • Стать менеджером.
  • Сделать продукт, который изменит мир.
  • Анджелину Джоли.

У каждого получится свой список какой-то собственной длины. Если хотите проделать упражнение сами — не читайте статью дальше. Сядьте и напишите свой список. И…. можете его со спокойной совестью отправить в дальний ящик, или же повесить на видное место. После того, как список получен, с ним нужно будет как-то жить.

А обычно список большой (если список короткий — следует подумать еще!  ), и жить с таким списком тяжело. Поэтому нам нужно его отфильтровать. Следующие вопросы — по сути, уровни своеобразного фильтра. 

2. Почему для тебя это ценно? Менее пафосная формулировка: “Зачем?”

Допустим, ты хочешь стать менеджером.
Вопрос — Зачем?
Ответ — “Потому что менеджеры работают меньше, получают больше”.

В этот момент опытные менеджеры начинают кудахтать, пытаясь удержать свой искренний смех. Но ведь может так выглядеть картина с точки зрения человека? Может, почему нет?

Что делает менеджер с точки зрения начинающего инженера? Пишет письма, назначает совещания, рисует слайды, пьет кофе, ближе к релизу — много нервничает, трындит о чем-то по телефону. В общем, не самая напряжнная работа за такие-то деньги, верно?

Собственно, на прояснении вопроса “Зачем” часть хотелок уже может отфильтроваться. Или конкретизироваться. Потому как вопрос «Зачем?» многих ставит в тупик.

Пример из жизни. К одному известному коучу пришел как-то на прием молодой человек. 29 лет, все хорошо с работой.

— В чем вопрос? — естественно, спросил коуч.
— Хочу BMW X5!
— Зачем?
— Ну как? Ну, это же круто — BMW X5.
— Ну, это понятно. А зачем?

Короче, мялся-мялся, в итоге выдал:

— Хочу женщинам нравиться.
— О, это понятно. Скажи, пожалуйста, вообще всем женщинам — всем 3 миллиардам?
— Нет, в нашем городе, конечно.
— Всем женщинам в нашем городе — ХХХ. Вообще всем — от 3 до 75 лет?
— Да нет…

Короче, сходящимися итерациями вышли они на то, что девушку зовут Катя. Живет она в соседнем подъезде, а еще в школе сидела за одной партой с молодым человеком.

— То есть, правильно ли я понимаю, что ты хочешь купить BMW X5, чтобы Катя обратила на тебя внимание?
— Ну да.
— Тебе сколько лет нужно, что бы накопить на BMW X5?
— Ну, года два.
— Скажи, пожалуйста, а Катя может за эти два года выйти замуж?
— Как?!!!
— Ну, вот так.
— А что делать?
— А есть какие-то другие способы познакомиться с Катей?
— … Подойти поговорить, что ли?

Мы иногда ставим очень странные цели, чтобы достичь совершенно другого. Вопрос “Зачем?” — первый мощный фильтр.

Иногда, однако, мы можем упереться во что-то совсем личное.

“Хочу сделать продукт, который изменит мир”
“Зачем?”
“Потому что хочу приносить пользу людям”
“Зачем?”
“Хочу и все!”

Вполне нормальный ответ. Просто здесь стоит остановиться и не копать дальше. Ведь в фильтре есть еще несколько уровней.

3. От чего ты готов отказаться? Иногда наши всевозможные хотелки начинают противоречить друг другу.

Например: “Хочу построить компанию с многомиллиардным оборотом” и “Хочу много времени проводить с семьей”. Прямого противоречия нет, но что-то придется делать вначале, а что-то потом (или не делать вообще).

Или “Хочу встретить старость со своей женой” и “Хочу Дженнифер Лопес”. Ну, вы понимаете. Либо одно, либо другое.

Пример из жизни. Иногда у директоров встает вопрос: кого отправить на конференцию? Бюджет есть на двух человек, а хотят, как обычно, все. Один наш знакомый директор как-то поделился методикой отбора желающих. Я, говорит, задаю серию вопросов:

  • Тут грядет вот такая конференция. Кто хочет поехать? (Хотят все.)
  • Но по результатам поездки нужно будет подготовить мастер-класс для своей команды. (Половина рук опускается.)
  • И конференция пройдет в выходные. (Еще часть народа отсеивается.)
  • И компания оплатит только половину стоимости участия.
  • И билеты за ваш счет.

Где-то на третьем вопросе остаются те, кому это нужно больше всех. Они обычно и едут.

Принцип здесь тот же самый — от чего ты готов отказаться, а что будешь делать в первую очередь? 

4. Что ты сделаешь для этого завтра? Под “завтра” понимается календарное завтра.

— Я хочу быть менеджером.
— У нас для этого нужен английский на уровне Fluent.
— Да, пойду учить английский!
— Когда?
— Ну, на следующей неделе у нас релиз… Потом у меня отпуск… Потом сдача годовых проектов… Потом Новогодние праздники… Потом зимняя олимпиада… К весне займусь.

Хорошо, тогда действительно ли ты хочешь стать менеджером?

Люди устроены достаточно простым образом. То, что для них важно, они делают. То, что не важно, не делают. Иногда люди говорят, что это важно, но этого не делают. Тогда будем считать, что это теоретически важно. А люди делают то, что для них важно практически.

Говоришь, что надо бы заняться зарядкой, но нет времени? Значит, то, на что находится время, для тебя важно, а зарядка — не важно. По факту. Все же очень просто. Чего лапшу-то вешать? 

5. Как ты поймешь, что ты этого достиг? Например, ты хочешь быть известным. Как ты поймешь, что стал известным?

Один мой знакомый тренер ответил мне на этот вопрос так: «Я, когда задумался на ту тему, у меня в голове нарисовался следующий визуал. Я еду по Киеву за рулем машинки. Останавливаюсь на светофоре. И тут слышу, как из окна соседней машины звучит мой подкаст». Вот так точно и просто даётся мера понимания – известен или нет.

Пример из жизни. Его я взяла из недр интернета у своих коллег.
«Как-то мы разговорились о целях с руководителем крупного подразделения одной известной компании. Говорили о мотивации его менеджеров, но разговор всегда в таких случаях выруливает на собственные цели:

— Федор, а ты сам-то чего хочешь?
— Я хочу научиться строить софтверный бизнес в этой компании.

Отличная цель, на самом деле. Но вот вопрос “А как ты поймешь, что ты научился строить софтверный бизнес в этой компании” поверг Федора в глубокую задумчивость. А пока с этим не разберешься, дальше не пойдет»

Вот и весь алгоритм. Если ответы на все вопросы ясны и чисты как слеза, то можно двигаться дальше, договариваться до конкретных действий и смотреть, делаются они или нет.

Как всегда, всё гениальное – просто. А всё банальное – работает.

Задав себе элементарный вопрос «Зачем?» то есть, совершив древнеиндийский обряд под кодовым названием «Анахуа?» и получив ответ, мы уже точно можем брат лист бумаги и приступать к ежегодному ритуалу «Целеобразования». Удачи всем!

http://www.kseniyataylor.com/prednovogodnyaya-traditsiya-postanovki-tseley/


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток