Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Методы, средства и инструменты воспитания в творческой студии "Жемчужина"

Методы, средства и инструменты воспитания в творческой студии "Жемчужина"

В каждом ребенке заключена своя «жемчужина», огромный творческий потенциал, и задача родителей, педагогов – помочь ему максимально раскрыться. Помочь обрести и развить в себе те качества, которые сделают ребенка счастливым в своей жизни.

В наше время мы много внимания уделяем умственному воспитанию ребенка. Хуже обстоит дело с нравственным воспитанием, с воспитанием культуры человеческих чувств. Порой родители прилагают все силы, чтобы их ребенок научился как можно раньше читать, считать, поступил в престижную школу, и забывают о развитии его духовного мира. И тогда вырастает человек с неразвитой эмоциональной сферой, не способный к сопереживанию, холодный, замкнутый. Почему, несмотря на то, что мы активно развиваем и обучаем наших детей, они часто не умеют общаться, не могут проявить и применить полученные знания, неспособны анализировать, обобщать, принимать решение, проявлять творческую инициативу? Как избежать этих подводных камней, помочь своему ребенку стартовать в самостоятельную жизнь, не сбиться с курса, оснастить свой корабль жизни всеми необходимыми качествами и быть на этом корабле капитаном? Как подарить ребенку радость открытий, осознание своих возможностей, уверенность в своих силах? И достаточно ли только привить ему определенные навыки и дать необходимые знания? Как воспитывать творческую, активную, самостоятельную личность?

Методика «Воспитание искусством» ценна именно этими «как». Она реальна, эффективна и развивает то, что необходимо именно в этом возрасте до 6-7 лет, когда закладываются все те качества, которые понадобятся человеку в жизни. Если в этом возрасте не развить творческое воображение и образное мышление ребенка, не использовать его способности эмоционального восприятия, не открыть для него мир музыки, искусства, не уделить должного внимания эмоциональной сфере, то в дальнейшем сделать это  будет гораздо сложнее.

В этот ценный период детства закладываются определенные модели поведения и отношения к миру, к окружающим людям, к себе, способы взаимодействия с этим миром. Поэтому и корректировать поведение через игру, сказку в этом возрасте легче и эффективнее благодаря необыкновенной эмоциональности и восприимчивости детей.

А огромную помощь в воспитании маленького человека, в развитии его эмоциональной сферы и личностных качеств может оказать искусство, и, особенно, классическая музыка, говорящая на языке эмоций. Сказка на основе классической музыки является основой наших занятий. Погружаясь в нее, ребенок накапливает опыт проживания различных эмоциональных состояний. Он начинает фиксировать свои чувства, понимать и оценивать их, а в дальнейшем и управлять ими. Начинает лучше понимать себя, других людей,  сознавать, что ему хочется. Приходит понимание причин, вызвавших какую-либо эмоцию. А если чувства ребенка развиты, если он в состоянии определить и назвать их, то он может вызвать их в себе в определенный момент и произвольно изменить их. Это значит, что он будет выразителен в любом творчестве – будет выразительно танцевать, рисовать, читать стихи. Будет выразительно и убедительно говорить. Ребенок с развитыми чувствами легче справляется с жизненными трудностями, ведь эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их восприятием. Так формируется личность, умеющая сама справляться с проблемами, понимающая, что для нее важно в жизни.

Не перестаю удивляться и радоваться, когда замечаю, что дети второго года обучения все более способны менять по своему желанию свое эмоциональное отношение к ситуации, что свойственно далеко не всем взрослым. Они приобретают большую вариабельность в поведении, легче вступают в контакт, раскованны, и в то же время чувствуют границы других людей. Дети приучаются к тончайшему анализу ситуаций, поступков, характеров, интерпретаций.

Развитие эмоциональной сферы – процесс длительный и объемный. Вначале мы накапливаем определенное количество реальных ощущений, эмоций, переживаний, знаний. Играя, слушая музыку, танцуя, рассказывая и сочиняя сказки, мы решаем одновременно несколько задач. Но в первую очередь – это обогащение эмоционально-чувственного мира ребенка. Чувства, переживания, эмоции дети выражают и мимикой (показать глазами, что лиса хитрая; показать взглядом, чего она хочет или что чувствует), и жестами, и позой (игра в «живые скульптуры», показывающие, например: жалость, восторг, превосходство, порыв и т. д.), пластической и танцевальной импровизацией.  

 Потом этот накопленный эмоционально-чувственный опыт углубляется, систематизируется, переводится в словесную форму. В работе над интонацией, выразительностью голоса на помощь приходит поэзия, «проживание стихотворений». Музыка, поэзия, танцевальная импровизация постоянно дополняют друг друга, обогащают.

 Особенность этой методики в том, что мы не выделяем какую-то одну эмоцию, посвящая ей отдельное занятие. Мы проживаем вместе с героями сказки все возникающие чувства: радуемся, страдаем, возмущаемся, удивляемся и т. д. И тут же выражаем эти чувства мимикой, движением, пластикой, позой, интонацией. Это живой спектакль, в котором от поведения героя зависит, как будет развиваться сюжет. «От того, как я поступаю, зависит, как складываются отношения в моей сказке. Я сам формирую среду». И вот появляется уже несколько вариантов одной сцены и от того, как поступит героиня – Золушка, Белоснежка, бабочка,- зависит, как будет складываться ее жизнь. Постоянно звучит: «А как в твоей сказке?», «А что, если …?», «Покажи, как …». Ребенку дается возможность осознанного выбора, что развивает самостоятельность и ответственность. Педагог не дает готовых ответов, тут требуется умение поставить вопрос так, чтобы активизировать мысль и чувства, подвести к самостоятельному открытию. Сказка живет, захватывает, потому что ты – участник, ты проигрываешь множество ролей и переживаешь множество чувств в течение каждого занятия. Живая сказка вызывает у детей примеры из их жизни. И наоборот, - образы, модели поведения, проигрываемые на занятии, входят в повседневную жизнь ребенка.

 Мы ничего не разучиваем, мы импровизируем на ходу, вслушиваясь в музыку. А импровизация (танцевальная, вокальная, ритмическая, актерская) развивает творческую активность, мобилизует мысль, чувства, пробуждает воображение, интерес и уважение к творчеству других людей. Появляется динамичность, сосредоточенность, выразительность. Ведь и в жизни нам приходится постоянно импровизировать, действовать в меняющихся обстоятельствах, входить в новую роль, оценивать ситуацию. И хорошо, если мы научились анализировать то, как наши слова и поступки влияют на отношение к нам и события вокруг нас.

 Важно отметить, что на занятиях, играя, мы ничего не изображаем, а делаем все по – настоящему. Это не просто игра, а своего рода моделирование ситуаций, с которыми ребенок сталкивается или столкнется в жизни. Проигрывая разные роли, ребенок приобретает опыт различных моделей поведения, постоянно делает выбор («а как ты поступишь в этой ситуации?») и анализирует последствия этого выбора. При этом приобретается опыт, качества и навыки, необходимые в жизни.

За счет эмоционального насыщения и того, что ребенок играет много ролей и от каждой что-то берет, у него, в какой-то степени, меняется характер. Например, в сказке по музыке Э. Грига «Пер Гюнт» у нас гномы – герои с разными характерами: Умник, Весельчак, Ворчун, Нытик, Забияка, Добряк, Любознательный и др. Каждый из них в одной и той же ситуации реагирует и ведет себя по-своему. И если вначале для ребенка была характерна 1-2 модели поведения (веду себя чаще всего как Плакса), то к концу этого цикла занятий таких моделей поведения становится несколько, появляется выбор. «Я могу добиться своей цели не только слезами и нытьем, а убеждением, как Умник, или лаской, как Добряк».

Дети по своей природе очень эмоциональны, пластичны, восприимчивы, моментально и естественно входят в образ, включаются в игру. Для них грань между воображаемым и реальным условна и легко преодолима. Мы развиваем фантазию детей, а фантазия расширяет границы мышления, делает его гибким, способным творчески решать жизненные задачи. Активное воображение приводит к созданию образов и затем к реализации их. Оно является основой любого творчества. А для решения наших педагогических задач активное воображение – один из главных помощников. С его помощью мы можем перенестись в любой мир. «А что происходит в твоей сказке?»

Чтобы другие это тоже увидели, почувствовали, - надо описать все как можно ярче, образнее и подробнее.

 На занятиях мы активно используем метод открытий – метод, позволяющий детям самостоятельно открывать многие закономерности жизни и искусства. Мастерство педагога заключается в том, чтобы поставить вопросы в нужное время и в нужном месте, эмоционально вовлечь детей. Именно наводящие вопросы с легкостью приводят их к знанию, которое в считанные минуты становится усвоенным. И это без нудных объяснений и нотаций. Открытия, которые совершают дети в процессе обсуждения и разыгрывания ситуативных сценок, поражают и взрослых, и их самих. И эти открытия, маленькие и большие, прочно входят в их жизнь. Постепенно мы переходим на самообучение и самовоспитание.

Как происходит одновременное развитие ребенка при помощи музыки, искусства, воображения, игры, сказки, импровизации, рассмотрим на примере первых занятий. Это цикл «Карнавал животных» К. Сен-Санса, пьеса «Интродукция и марш льва». В ходе проигрывания у ребенка закладывается позитивная модель поведения: «Я, – как солнце, – отдаю, согреваю, и тогда мне все радуются. Я получаю в ответ то, что отдаю, - радость, любовь». А если я, как колючая льдинка, все замораживаю?.. Еще один важный образ – это образ главного (Льва). Всегда и везде должен быть главный. Лев следит за порядком, чтобы никто никого не обижал, всех любит, но строгий. Строгий – это хороший. (А чаще в этом возрасте бывает, что тетя, которая сделала укол в больнице или что-то не разрешила, - «плохая»). Если Лев не будет строгим, то звери могут друг друга обижать. К детям: «Вы же друг друга не обижаете?» В различных конфликтных ситуациях (на занятии, дома): «А как бы Лев тут сказал?» Ребенку важно отвлечься и сосредоточить внимание на «р-р-р». Не я на детей рычу, а они сами на себя. Ребенок сам себе делает замечание, приучается к самодисциплине. Начинается самовоспитание, что всегда эффективней. Ребенка убираем из роли наказуемого, а взрослого – наказующего.

Помимо этого развивается слуховое внимание, ведь важно в музыке не пропустить ни одного «р-р-р»; чувство ритма. Включается и начинает активно работать воображение. «Какой у тебя Лев?» Взрослый своими вопросами помогает ребенку увидеть яркий образ и описать его. Происходит параллельное развитие речи и воображения. А также индивидуальности, принятия всех. Ведь у каждого свой Лев, со своим характером, настроением. Нет красивого и некрасивого, хорошего и плохого. Развивается умение сочинять, взаимодействовать, слышать друг друга, внимание и интерес друг к другу. С каждым последующим проигрыванием этой пьесы добавляются новые задачи – показать, как будет двигаться, смотреть, рычать Лев: хитрый, могучий, ласковый, обиженный, важный, игривый и т.д. Ребенок, проигрывая разные образы, приобретает качества, которых ему недостает в жизни. Расширяется диапазон чувств и эмоций, появляется умение переключать их, менять роль, входить каждый раз в новую задачу и решать ее.

Эта методика вырабатывает личностные лидерские качества (открытость, осознанность, искренность, ответственность, динамичность, гибкость), что дает ребенку мощный старт в дальнейшую жизнь.

Автор статьи Ирина Коваленко. 

Автор: Коваленко Ирина
Компания: Аист, семейный консультативный центр (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Совершенство, но не перфекционизм, Красноречие, тренинговая компания Елены Почуевой
Константин Галюк на конференции «Алгоритмы успеха», Makers game group, академия игры
Как выбрать репетитора?, TRN.ua
Чем «грозит» компании оптимизация бизнес-процессов?, Группа финансовых решений
ГИД рекрутера, Softengi training center
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».