Развитие речи и эмоционального мира ребенка.Особенности методики "Воспитание искусством"

Развитие речи и эмоционального мира ребенка.Особенности методики "Воспитание искусством"

Развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием его эмоций и чувств. Эмоциональность у детей ярко выражена – чувства и желания они выражают непосредственно и активно. Их эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен.

Развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием его эмоций и чувств. Эмоциональность у детей ярко выражена – чувства и желания они выражают непосредственно и активно. Их эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен, несмотря на недостаток знаний и опыта. Они обостренно чувствуют добро и зло, фальшь и искренность. Ребенку необходимо ощущать эмоциональные проявления любви и заботы.

 Говоря о развитии речи ребенка, нельзя не учитывать особенности его эмоционального восприятия. Для ребенка родным и понятным является язык жестов и эмоций, а не язык холодного рассудка и логики. Для него характерна повышенная восприимчивость к тону, взгляду, интонации взрослого.

Слово само по себе, не окрашенное эмоцией, значит для ребенка очень мало. Важна интонация, с которой произнесено слово или фраза. Ребенок лучше понимает эмоциональное состояние, выражение лица, интонацию голоса, чем просто смысл слова сам по себе. При общении с ребенком взрослый должен обязательно об этом помнить. Слово, обращенное к ребенку, не может быть произнесено вне эмоций, так как вне эмоции оно непонятно. Если ребенок научится выразительно говорить, то он будет понятен другим за счет выразительности своей речи. А достигается это благодаря музыкальным занятиям, ведь интонация – это музыка речи. А также тому, что на наших занятиях ребенок постоянно проигрывает множество ролей, выражая различные эмоции, чувства, постоянно импровизируя.

Развитие речи происходит не тогда, когда мы заучиваем готовые фразы или описываем по образцу, а когда у ребенка возникает сильная эмоциональная потребность высказаться. Важно эмоционально «завести» ребенка, создать ситуацию, когда эмоции переполняют и молчать он уже не может. И тогда уже можно «подбросить» новые слова, которые выражают то, что сейчас чувствует маленький человек, и эти новые слова прочно входят в лексикон ребенка. Сначала – эмоция, сильное чувство, а потом – слово, выражающее это чувство.

Для развития речи ребенка важно его хвалить, эмоционально поддерживать («какая замечательная, великолепная мысль!»), активизировать все его возможности. Дети говорят мало, когда говорят плохо, и наоборот.

Важно также не создавать ситуации, когда ребенку  остается говорить только «да» и «нет». «Я сделаю, как ты хочешь, только обьясни мне».

Становление личностных качеств ребенка, а также развитие его речи происходит одновременно с развитием его эмоционального мира. Огромную помощь этому может оказать искусство (музыка, театр, балет, поэзия, танцевальная импровизация). Искусство вызывает целую гамму чувств. А музыка выделяется из других видов искусства прежде всего силой эмоционального воздействия, которая позволяет не просто описывать ситуацию, а как бы воспроизводить ее изнутри. Музыка становится одним из важнейших средств эмоционального развития именно потому, что язык эмоций для нее родной.   Классическая музыка усиливает воздействие тренингов, дает объемность, глубину. А также развивает у детей чуткость, способность сопереживать, учит доброте и душевной тонкости.

Говоря о развитии и воспитании ребенка раннего возраста, на первое место мы ставим развитие его чувственно – эмоциональной сферы, формирование и совершенствование характера, социализацию. В раннем возрасте возможности обучения профессиональным навыкам крайне ограничены. Он не может выполнять сложные движения, тяжело воспринимает знаки (ноты, буквы, цифры), но при этом обладает колоссальными способностями эмоционального восприятия и образным мышлением. Воображаемые персонажи, предметы, ситуации для малыша совершенно реальны. Поэтому воображение и фантазию необходимо развивать именно в этот период детства. И именно в этом возрасте легче всего открыть маленькому человеку мир классической музыки. Тогда, когда дети легко входят в образ, с готовностью включаются в игру и звуки воспринимают тоже как реальные образы. Важно, что мы не просто слушаем классическую музыку, а устраиваем из этого игру, а подчас и целый спектакль, в котором дети – активные участники, соавторы. При этом вырабатывается предельное внимание к звукам, к музыке. Ведь надо ничего не пропустить, успеть переключиться с одного образа на другой. Например, услышать в музыке сигнал трубы, оживляющей неподвижных солдатиков, и показать барабанщиков, трубачей, веселого клоуна, хитрую лису, сердитого волка (Ж. Бизе «Игры детей. Марш – труба и барабан»). Вместе с музыкой К. Сен-Санса из «Карнавала животных» мы опускаемся все глубже, как рыбки («Аквариум»), поочередно прыгаем и свистим, как «Персона с длинными ушами», придумываем свой цирковой номер («Слон») и т. д.

Сказка, игра, импровизация становятся главными инструментами воспитания личности при помощи искусства. На наших занятиях нет неизменных сюжетов, мы не репетируем готовые сценки. Сказка у нас живая, она адаптируется под те задачи, которые мы перед собой ставим, строится в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей детей в группе, и у каждого ребенка она своя. «В моей сказке так, а в твоей?» В течение занятия ребенок проигрывает множество ролей, вместе с персонажами сказок проживает множество чувств, выражает эти чувства движением, танцем, пантонимой, и, в довершение, речью. Задача взрослого – вызвать сильный интерес, эмоционально «зажечь» ребенка, пробудить потребность высказаться. И тут уже, когда обстановка заряжена творчеством и интересом, каждый хочет показать и рассказать, какой у него, к примеру, Лев и как он поступит в предложенных обстоятельствах. Взрослому важно почувствовать, что хочет сказать, выразить ребенок и помочь ему подобрать нужные слова для выражения этих эмоций.

Открытием для детей ( впрочем, и для многих родителей) является то, что одно и то же слово (фраза) у каждого человека вызывает свою «картинку». Произнося «машина», «коробка», «кукла», «ребенок» и так далее, у каждого возникает индивидуальный образ, и другой человек представляет себе машину совсем не такой, какой «увидел» её я. У каждого свое представление. И, если я хочу, чтобы меня понимали, я должен как можно подробнее и образнее описать свою «картинку», чтобы и другие ее смогли увидеть такой, как я. Важно подвести к пониманию: пока ты не сказал, не описал, не разъяснил в подробностях и деталях, мы не увидим то, что видишь ты. Взрослый помогает ребенку своими наводящими вопросами «рассмотреть» свою картинку до мелочей и подробно, ярко описать. И как, оказывается, здорово и интересно, что у каждого своя «картинка», что все разные и нет «правильного» и «неправильного». У ребенка не возникает страха, что он скажет что-то не так. Чужая мысль – тема обсуждения, а не осуждения. Если тебя не критикуют, то у тебя есть интерес. А когда интересно, то активизируются и мышление, и внимание, задействуется весь творческий потенциал.

На занятиях мы уделяем большое внимание «проживанию» поэзии, открывая для себя то, что восприятие каждой фразы может быть различным, оно зависит от интонации и оттенков чувств, с которыми она произносится. Мы не заучиваем стихи, мы обыгрываем каждую фразу, окрашиваем ее различными эмоциями. У каждого ребенка своя интерпретация одного и того же стихотворения. При этом детям становится интересным творчество друг друга, интересно придумывать свою версию. Такое «проживание», проигрывание стихотворений приводит к тому, что текст стихотворения запоминается сам собой, мы его успели незаметно запомнить, пока проигрывали с различными эмоциями и чувствами разные варианты. Но при этом поэзия (как и классическая музыка) становится живой и яркой, входит глубоко в жизнь ребенка, обогащая и насыщая ее. Ребенок начинает воспринимать мир с большей открытостью, а сам мир вокруг становится объёмнее и красочнее.

 Вместе с этим развивается творческое мышление, внимание, воображение, выразительность, обогащается представление ребенка о собственных способностях и возможностях, появляется уверенность в своих силах. Одновременно раскрывается индивидуальность каждого и происходит принятие себя и других, интерес к творчеству других. Расширяется диапазон чувств и используемых ребенком средств выражения этих чувств – речь, мимика, движение, интонация. Ребенок учится анализировать и отслеживать различные эмоции и то, что их вызывает. Важно пробудить творческую активность ребенка (эмоционально-интуитивную активность перевести на уровень сознательной деятельности), вдохновить, развить активное воображение. А воображение, управляемое сознанием и волей, является основой любой успешной деятельности, способствует возникновению глубоких чувств, дает мощный толчок развитию речи.

Работая со стихами (поэзия Пушкина, Бунина, Тютчева), дети ощущают красоту слова, проживают яркие образы, сами начинают говорить красиво и выразительно. Важно наполнить ребенка сильными чувствами, углубить и расцветить их, чтобы у него появилось желание выразить свои чувства в слове, в рисунке, в танцевальной импровизации.

Основной упор мы делаем на развитии эмоциональной сферы ребенка, что ведет к развитию творческого характера и способности к самомотивации. Мы обращаемся к внутреннему миру ребенка, развиваем чувства и способности выражать свои чувства, управлять ими. Маленький человек начинает ощущать себя частью человеческого общества, учится самостоятельно формировать отношения с этим обществом, отношение к различным событиям в жизни. Главная наша задача – приобретение ребенком тех качеств, которые позволят ему в дальнейшем быть успешным в жизни, независимо от того, чем он будет заниматься. 

Автор статьи Ирина Коваленко.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток