Все изменения по налоговому законодательству в 2014-м в одной статье или шпаргалка для бухгалтера

Среди новшеств, ожидающих вас в 2014 году, — появление Единого регистрационного веб-портала.

Налогообложение

Администрирование

Появление Единого регистрационного веб-портала. Среди новшеств, ожидающих вас в 2014 году, — появление Единого регистрационного веб-портала. Что он из себя представляет? Это сайт, на котором будут размещаться сведения о взятии на налоговый учет юрлиц и обособленных подразделений, а также самозанятых лиц (в том числе об НДС-регистрации и единоналожной регистрации). Обновляться эти сведения будут не позднее следующего дня после взятия лица на налоговый учет. Доступ к ним будет свободным и бесплатным. При этом данная информация должна дублироваться и на сайте налоговиков, в том числе до того момента, когда Единый регистрационный веб-портал заработает (п. 22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Изменения в налоговых проверках. В 2014 году вас ожидает ряд изменений в части налоговых проверок:

1) детализация оснований для проведения документальных внеплановых проверок.

2) Во-первых, в основаниях п.п. 78.1.1 (выявление фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях), п.п. 78.1.4 (выявление недостоверных сведений в поданных декларациях), п.п. 78.1.9 НКУ (подача покупателем жалобы по форме Д8). Напомним: проверки по этим основаниям могут проводиться только в том случае, если вы не ответите на обязательный запрос налоговиков. При этом с 1 января налоговики должны будут детализировать такие запросы. К примеру, если налоговики выявят факты, свидетельствующие о возможных нарушениях, то их запрос должен будет содержать перечень возможных нарушений.

3) Во-вторых, будет изменен срок для предоставления ответа на запрос налоговиков, направленный по п.п. 78.1.9 НКУ (если покупатель подал жалобу по форме Д8). Так, если сейчас он составляет 10 рабочих дней, то с 1 января на это будет отведен 1 месяц.

4) В-третьих, будет дополнено основание для проведения проверки по п.п. 78.1.7 НКУ. Такие проверки будут проводиться, в том числе, при закрытии постоянных представительств или обособленных подразделений юрлиц, в том числе иностранных компаний, организаций. При этом напомним, что к обособленным подразделениям юрлиц относятся филиалы и представительства. В свою очередь, структурные подразделения таковыми не являются.

2) ограничены права налоговиков при проверках. Так, установлен запрет требовать при проверках от плательщиков получения извлечений из соответствующего реестра о взятии на учет. При этом, вероятнее всего, речь идет идет об извлечениях, получать которые вы сможете в 2014 году. В частности, извлечение из реестра плательщиков НДС или реестра плательщиков единого налога (напомним, что с 1 января они заменят собой соответствующие свидетельства);

3) уточнение в части надлежащего удостоверения копий документов. В процессе проверок налоговики вправе требовать предоставить им копии документов, подтверждающих занижение объекта налогообложения, неуплату налогов, сборов, платежей, нарушение прочего подконтрольного им законодательства (п. 85.4 НКУ). Такие копии должны быть надлежащим образом удостоверены. Но что под этим понимать? В результате уточнения, которое с 01.01.2014 г. появится вп. 85.4 НКУ, становится ясно, что надлежащим удостоверением будет подпись плательщика/его должностного лица и печать (при наличии).

Изменения в части штрафов. Здесь законодатель также подготовил несколько новшеств. К счастью, они по большей части позитивны. Рассмотрим эти изменения в разрезе соответствующих штрафов.

1. Штраф по п. 119.2 НКУ. В целом этот штраф налагается за не предоставление /несвоевременное предоставление Налогового расчета по форме № 1ДФ, а также за ошибки в нем. В этой части с 01.01.2014 г. «заработает» сразу два новшества.

Во-первых, появится условие, при котором ошибки в Налоговом расчете по форме № 1ДФ смогут стать основанием для наложения штрафа поп. 119.2 НКУ. Такие ошибки должны приводить к уменьшению/увеличению налоговых обязательств плательщика или изменению такого плательщика.

Если ошибки в Налоговом расчете по форме № 1ДФ не приводят к подобным последствиям, то оснований для наложения штрафа по п. 119.2 НКУ не будет

Даже в том случае, если такие ошибки не исправить.

Во-вторых, ошибки при перерасчете НДФЛ по п. 169.4 НКУ. В п. 119.2 НКУ появится указание следующего содержания: если вы допустите ошибку в Налоговом расчете по форме № 1ДФ при перерасчете НДФЛ по п. 169.4 НКУ, но исправите ее по правилам п. 50.1 НКУ, штраф к вам применить не смогут. Как видите, сформулировано это правило неудачно. Почему? Оно привязывается к тому, что при проведении перерасчета ошибка должна быть допущена, а не выявлена. Другими словами, законодатель связал возникновение ошибки с выполнением требований НКУ. Это нелогично и вполне вероятно, что здесь имеет место неточность. По нашему убеждению: чтобы указанное послабление «заработало», вы должны выявить (а не допустить) ошибку при перерасчете по НДФЛ поп. 169.4 НКУ и исправить ее.

2. Штраф по п. 120.2 НКУ. В этой части законодатель подправит лишь формулировку, в то время как суть этого штрафа не изменится. Напомним: налоговики могут наложить его в том случае, если вы выявите ошибку, откорректируете соответствующие суммы, но не начислите «самоштраф» в размере 3 %/5 % (конечно, если это было необходимо).

3. Штраф поп. 127.1 НКУ. Этот штраф налагается за неначисление, неудержание и/или неуплату налогов до или во время выплаты дохода в пользу налогоплательщика. При этом с 1 января вп. 127.1 НКУ появится условие (в части НДФЛ), при котором данный штраф не налагается. Оно состоит в следующем. Штраф поп. 127.1 НКУ в части НДФЛ не налагается, если налоговый агент одновременно:

1) выявил факт неначисления, неудержания и/или неуплаты НДФЛ при перерасчете поп. 169.4 НКУ;

2) исправил это нарушение в следующих отчетных периодах налогового (отчетного) года.

4. «Самоштраф» по 50.1 НКУ. С 1 января в п. 50.1 НКУ появится условие, при котором «самоштраф» не применяется. Уплачивать его не придется, если вы подали уточняющий расчет в результате выполнения требований п. 169.4 НКУ. То есть, если вы выявили ошибку при перерасчете НДФЛ (обязательном или добровольном).

5. Штраф по п. 119.1 НКУ. Напомним: этот штраф налагается в том числе за неподачу или нарушение сроков подачи физлицами сведений об изменении данных, которые включаются в Госреестр физлиц — налогоплательщиков. Вместе с тем, до последнего времени на применение данного штрафа за указанные нарушения распространялся мораторий. Он должен был закончиться 1 января 2014 года, но законодатель решил его продлить. Так что этот штраф не будет налагаться еще до 1 января 2016 года (п. 14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Электронные проверки. Это еще одно новшество, ожидающее вас в 2014 году.. Здесь  тезисно расскажем вам, в чем состоят такие проверки.

Электронная проверка по своей сути является документальной не выездной проверкой

Но заметьте: проводится она на основании заявления плательщика (т. е. налоговики ее инициировать не смогут). Причем подать его может не каждый плательщик, а только тот, который одновременно:

1) обладает низким уровнем риска. Как его определить? По общим правилам. На сегодня с этой целью нужно ориентироваться наМетодические рекомендации по составлению плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНСУ от 27.06.2012 г. № 553;

2) является единоналожником — юрлицом или предпринимателем, независимо от группы. Это связано с тем, что электронные проверки будут внедряться постепенно. Так, в 2014 году эта «роскошь» будет доступна только единоналожникам. В 2015 году к их числу присоединятся субъекты микро-, малого и среднего бизнеса*, а в 2016 году — все остальные.

* Как всегда, удивляет легкомысленное отношение законодателя к терминам. Дело в том, что законодательство оперирует терминами «субъекты микро-, малого и среднего предпринимательства». Именно о них, судя по всему, и идет речь в п. 17 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Вместе с тем, по неизвестной причине законодатель вместо слов «предпринимательства» употребил термин «бизнеса»..

Кроме того, плательщик самостоятельно избирает перечень налогов, по которым будет проводиться проверка. Ими могут быть единый налог, налог на прибыль, НДС, НДФЛ, прочие налоги. Правда, в 2014 году электронными проверками будут охватываться только те налоги, которые должны уплачивать единоналожники.

Как мы уже говорили, для проведения электронной проверки плательщик должен подать заявление. Подать его нужно налоговикам по месту налогового учета. Причем сделать это придется за 10 календарных дней до ожидаемого начала ее проведения. Форма заявления утверждена приказом Миндоходов от 03.06.2013 г. № 143. Вместе с заявлением придется представить и документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в отношении которых будет проводиться проверка. При этом, судя по всему, подать их можно только в электронной форме (средствами электронной связи или на электронных носителях информации). Требования к заполнению заявления и правила, по которым налоговики будут принимать решение о проведении/непроведении электронной проверки, утвержденыприказом Миндоходов от 03.06.2013 г. № 143.

По результатам проверки налоговики предоставят вам справку (заметьте: акт в этом случае не составляется). При этом, даже если они выявят факт недоплаты, налоговые обязательства вам не доначислят (п.п. 54.3.2 НКУ). Если вы согласны с выводами, которые в ней содержатся, то можете исправить выявленные недочеты по правилам п. 50.1 НКУ (т. е. в общем порядке исправления ошибок) и уплатить «самоштраф». Сделать это следует в рамках 20 рабочих дней с даты составления справки. В противном случае (если не внести соответствующие исправления) налоговики получат право провести внеплановую проверку. И в таком случае они будут иметь полное право доначислить соответствующие налоговые обязательства.

Налог на прибыль

Ставка налога на прибыль. На 2014 год намечалось снижение ставки налога на прибыль. И с 01.01.2014 г. согласно п. 10 подразд. 4 разд. ХХ НКУ она должна была составлять 16 %.

Вместе с тем хотим предупредить , что Верховной Радой принят законопроект от 16.12.2013 г. № 3757, которым планируется внести ряд изменений в НКУ. В частности, в нем предлагается установить ставку налога на прибыль на 2014 год в размере 18 %. Вступление этого документа в силу согласно его заключительным положениям намечено на 1 января 2014 года.

А вот для субъектов индустрии программной продукции (льготников-СИПП согласноп. 15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) ставка налога на прибыль также и на 2014 год по-прежнему сохранится в установленном пониженном «льготном» размере 5 %. Ведь льготный режим налогообложения для них действует  до 01.01.2023 г.

Отметим также планируемое обновление формы декларации по налогу на прибыль

Ее проект пока что размещен на сайте Миндоходов. Здесь изменения неизбежны и продиктованы временем. Ведь «прибыльная» отчетность должна быть приспособлена под произошедшие серьезные изменения законодательства: «трансфертные», «ценнобумажные», связанные с уплатой ежемесячных авансовых взносов и пр.

Налог с доходов нерезидентов будут удерживать только резиденты — плательщики налога на прибыль. С 01.01.2014 г. Закон № 657 уточнит определение резидента. В п.п. 14.1.213 НКУ добавится новый последний абзац, согласно которому для «прибыльного» раздела III понятие «резидент» будет использоваться в понимании п. 133.1 НКУ. С учетом этого п. 160.2 НКУ, требующий от резидентов удерживать налог на доходы нерезидентов (или так называемый «налог на репатриацию»), будет отныне касаться только резидентов — плательщиков налога на прибыль. Поэтому другие субъекты хозяйствования, не являющиеся плательщиками налога на прибыль (например, юрлица-единоналожники или плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога) при выплате доходов нерезидентам теперь удерживать налог на репатриацию не должны.

НМА. Здесь изменения коснутся нематериальных активов, срок использования для которых правоустанавливающими документами не установлен. С 01.01.2014 г. налогоплательщики срок использования таких НМА будут определять самостоятельно, но в определенном «коридоре»: не менее 2 и не более 10 лет непрерывной эксплуатации. Соответствующие изменения на этот счет внесетЗакон № 657 впоследний абзацп.п. 145.1.1 НКУ.

Налоговые социальные льготы и предельный размер дохода, дающий право на их применение. Размер налоговых социальных льгот (далее — НСЛ) напрямую зависит от прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года. Этот же показатель, но не установленный, а действующий на 1 января отчетного налогового года, необходим для расчета предельного размера дохода, дающего право на НСЛ.

Размеры прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц определяются в законе о Государственном бюджете на соответствующий бюджетный год.

На момент написания данной публикации такой закон на 2014 год не был принят. Но ознакомиться с его проектом можно на официальном веб-сайте Верховной Рады Украины. Ниже в таблице, основываясь на показателе прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленном в проекте закона «О государственном бюджете Украины на 2014 год» от 14.09.2013 г. № 3000 на 1 января 2014 года (1218 грн.), приведем размеры налоговых социальных льгот и предельного дохода, дающего право на их применение в 2014 году.

Вид НСЛ (норма НКУ)

Максимальный размер дохода для применения НСЛ

Размер НСЛ в 2013 году

Обычная НСЛ (п.п. 169.1.1 НКУ)

1710,00 грн.

609,00 грн.

Обычная НСЛ на детей (п.п. 169.1.2 НКУ)

Для одного из родителей — 1710 грн. х количество детей; для второго — 1710 грн.

609,00 грн. х количество детей в возрасте до 18 лет

Повышенная НСЛ на детей (пп. «а»и«б» п.п. 169.1.3 НКУ)

913,50 грн. х количество детей в возрасте до 18 лет

Повышенная НСЛ (пп. «в» — «е» п.п. 169.1.3 НКУ)

1710,00 грн.

913,50 грн.

Максимальная НСЛ (п.п. «а» — «ґ» п.п. 169.1.4 НКУ)

1710,00 грн.

1218,00 грн.

Учтите, судя по текступостановления Верховной Рады Украины от 19.12.2013 г. № 3000-П,в 2013 г. закон о госбюджете на 2014 год так и не будет принят. В связи с этим обращаем внимание нап. 4 ч. 2 ст. 41 БКУ, из которого следует, что до принятия этого закона НСЛ должна действовать в тех размерах и на тех условиях, которые действовали в декабре 2013 г. Однако не исключено, что во избежание затруднений с расчетом НДФЛ контролирующие органы примут решение применять НСЛ исходя из показателя 1218 грн. уже с начала 2014 г.

Налоговый расчет по форме № 1ДФ. Возможно, в 2014 году мы с вами увидим новую версию Налогового расчета по форме № 1ДФ и порядка его заполнения. Соответствующий проект приказа Миндоходов вывесило для общественного обсуждения на своем официальном сайте www.minrd.gov.ua в разделе «Проекты регуляторных актов».

Появление этого проекта приказа было ожидаемым. Дело в том, что в Справочник признаков льгот, приведенный в приложении к ныне действующемуПорядку заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога, утвержденному приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1020,ни разу с момента его вступления в силу, а именно с 01.04.2011 г., не вносились изменения. В результате чего отдельные ссылки в Справочнике на нормыНКУ, устанавливающие порядок налогообложения тех или иных доходов, мягко говоря, не соответствуют действительности.

Утверждение миндоходовского Порядка заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога должно решить эту проблему.

И еще один важный и радостный момент. Судя по проекту, форма Налогового расчета практически не претерпит изменений.

НДС

Ставка НДС. С 2014 года должна была применяться обещанная пониженная ставка НДС — 17 % (см.п. 10 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Однако возможно, что такое ее уменьшение будет отложено еще на год и фактически произойдет лишь с 01.01.2015 г. Во всяком случае находящийся в ВРУзаконопроект от 16.12.2013 г. № 3757 предусматривает именно такое развитие НДС-событий. Так что ставка НДС и на следующий 2014 год может сохраниться в прежнем привычном для всех размере — 20 %. А в пониженном размере (17 %) она заработает лишь только с 2015 года .

Отмена Свидетельств плательщиков НДС. С 01.01.2014 г. (после вступления в силу Закона № 657) на смену «бумажным» Свидетельствам плательщиков НДС придут извлечения из Реестра плательщиков налога. Данные такого Реестра налоговики будут ежедневно обнародовать на Едином государственном регистрационном веб-портале юридических лиц и физлиц-предпринимателей, а также на собственном официальном сайте.

Так что с 01.01.2014 г. Свидетельства плательщика НДС регистрирующимся лицам на руки выдаваться больше не будут

А при необходимости по запросу плательщики НДС смогут получать извлечения из Реестра. В таком случае, получив запрос, налоговики обязаны будут выдать извлечение налогоплательщику бесплатно ибезусловно в течение следующих двух рабочих дней(об этом будет говориться в обновленномп. 183.11 НКУ).

Добровольная НДС-регистрация вновь созданными субъектами хозяйствования. С 01.01.2014 г. субъекты хозяйствования смогут добровольно регистрироваться плательщиками НДС сразу же с начала своей деятельности, т. е. с момента их госрегистрации в качестве юрлица или физлица-предпринимателя. Так,Закон Украины от 05.09.2013 г. № 443-VII надлежащим образом подкорректируетп. 182.1 НКУ (уберет «сегодняшнее» условие добровольной НДС-регистрации — обязательное осуществление облагаемых операций). АЗакон № 657 параллельно при этом исключит изп. 183.8 НКУ такое основание для отказа в НДС-регистрации, как «неосуществление облагаемых операций».

Ввиду такого новшества открывающимся добровольцам, желающим сразу войти в ряды плательщиков НДС, достаточно будет лишь подать заявление на НДС-регистрацию (по форме № 1-ПДВ) госрегистратору вместе с регистрационной карточкой. В свою очередь, госрегистратор направит отсканированную электронную его копию в налоговый орган.

Хотя заметим, что открывающиеся субъекты хозяйствования могут регистрироваться плательщиками НДС и со временем (т. е. не обязательно с начала деятельности). Тогда при добровольной (п. 182.1 НКУ)/обязательной (п. 181.1 НКУ) НДС-регистрации на них будет распространяться общий порядок регистрации плательщиком НДС. В таком случае подать регистрационное заявление (по форме № 1-ПДВ) им предстоит в общеустановленные, отведенные для этогопп. 183.2, 183.3 НКУсроки.

Кстати, с 01.01.2014 г. (благодаря изменениям, внесенным Законом Украины от 05.09.2013 г. № 443-VIIв п. 183.7 НКУ) налогоплательщики обретут возможность подавать заявление на НДС-регистрацию и в электронной форме.

Налоговая накладная. Здесь обратим ваше внимание на размещенный на сайте Миндоходов проект нового Порядка заполнения налоговой накладной, а также обновленной ее формы. В проекте дата вступления в силу обозначена как 01.01.2014 г. Но как все будет протекать на практике — посмотрим.

Пока же в целом лишь отметим усовершенствованную (и приспособленную «под» современное законодательство) вступительную часть (шапку) налоговой накладной (НН), в которой:

  • в верхнем левом углу появилось поле для проставления отметки «Х» — на случай составления НН в электронной форме. Вдобавок тут же по соседству с ней уже более корректно будут сформулированы поля: «Підлягає реєстрації в ЄРПН», «Усі примірники залишаються у продавця (тип причини)»;
  • сам порядковый номер НН представлен более наглядно — отныне разделяющим знаком «/» в нем выделяются три части. Это поля для: проставления (1) собственно порядкового номера НН, а также: (2) кода спецрежима (сельхозпредприятиями и перерабатывающими предприятиями) и (3) номера филиала (структурного подразделения) — при их необходимости;
  • для продавца и покупателя отсутствуют ячейки для проставления номера Свидетельства плательщика НДС (из-за упразднения НДС-Свидетельства).

Вдобавок — еще парочка НН-моментов:

  • во-первых, с 01.01.2014 г. Закон № 657 исключит изп. 201.1 НКУ злополучныйп.п. «ї». А потому налогоплательщикам так и не придется проставлять в налоговой накладной номер и дату таможенной декларации по импортным товарам;
  • во-вторых, теперь для сохранения налогового кредита пожаловаться на поставщика покупатель сможет (подав жалобу — приложение Д8) в отведенный для этого (с 01.01.2014 г.) предельный срок (!).

Теперь на это отводится 60 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи НДС-декларации за тот период, в котором была заполнена/зарегистрирована в ЕРНН с нарушениями (не выдана) НН

Это станет возможным благодаря изменениям, вносимымЗаконом № 657вабзац одиннадцатый п. 201.10 НКУ. Так что возьмите это на заметку.

Расчет ЧВ «на год» — в приложении Д7 к декларации за январь/I квартал.

Налогоплательщики, осуществляющие одновременно облагаемые и необлагаемые операции и распределяющие «входной» НДС по правиламст. 199 НКУ, должны подать приложение Д7 вместе с декларацией по НДС за январь/I квартал 2014 года.

В его таблице 1 по строке 1 следует задекларировать «на год» значение коэффициента распределения (ЧВ). На это указывает и сноска * к строке 1 таблицы 1 приложения Д7 (и предписания которой впервые фактически заработают лишь со следующего 2014 года).

Бюджетное возмещение: можно менять порядок получения. С 01.01.2014 г. налогоплательщики, задекларировавшие первоначально бюджетное возмещение «в счет будущих платежей», смогут менять его на «денежное». Изменения в п. 200.6 НКУ на этот счет внесет Закон № 657. И теперь будет предусмотрено, что за налогоплательщиком, направившим изначально возмещаемую сумму в счет уменьшения будущих НДС-обязательств, в дальнейшем сохраняется право на получение бюджетного возмещения в следующих отчетных (налоговых) периодах средствами.

Поэтому желающие смогут передумать и изменить направление бюджетного возмещения на «денежное»

НДС-льготы. Для льготников отметим такой момент. Первоначально предполагалось,что с 01.01.2014 г. перестанут действовать некоторые из временных НДС-льгот, в частности:

  • «зерновая» НДС-льгота(п. 15 подразд. 2 разд. ХХ НКУ);
  • «кожано-шкуряная» НДС-льгота (п. 16 подразд. 2 разд. ХХ НКУ);
  • «металлоломная» НДС-льгота(п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Однако в уже упоминаемом законопроекте от 16.12.2013 г. № 3757 планируется, что действие этих льгот будет продлено еще на 2 года (т. е. на 2014 и 2015 гг.) — до 1 января 2016 года. А потому, возможно, льготный режим налогообложения в этих случаях будет сохранен.

Единый налог

Отмена Свидетельства ЕН.С 01.01.2014 г.Закон № 657 отменит «бумажные» Свидетельства плательщиков ЕН. Так, с будущего года появится Реестр плательщиков единого налога. Причем учтите: его данные налоговики будут ежедневно обнародовать для бесплатного и свободного доступа на Едином регистрационном веб-портале юридических лиц и физлиц-предпринимателей и на собственном официальном сайте (послеЗакона № 657 это будет предусматривать обновленная редакцияп. 299.13 НКУ).

Ну а вместо Свидетельства плательщика ЕН единоналожникам (бесплатно, по запросу в течение следующего рабочего дня) на руки будут выдавать извлечение из этого Реестра («новый»п. 299.9 НКУ).

Так что со следующего года регистрация единоналожников будет проходить без выдачи ЕН-свидетельств и осуществляться посредством внесения регистрационной записи в Реестр

Единый социальный взнос

 В этом разделе мы поговорим о… прожиточном минимуме для трудоспособных лиц и минимальной заработной плате. Какое эти показатели имеют отношение к ЕСВ? Да самое прямое! От величины прожиточного минимума для трудоспособных лиц зависит размер максимальной величины базы начисления ЕСВ, а от суммы минимальной заработной платы — размер минимального страхового взноса.

И размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, и суммы минимальной зарплаты на 2014 год должны быть установлены в законе о Государственном бюджете на 2014 год. Но на дату написания этой публикации мы могли ориентироваться только на суммы, указанные в проекте закона «О государственном бюджете на 2014 год», размещенном на официальном сайте Верховной Рады Украины. Этим законопроектом предлагается установить на 2014 год:

1) прожиточный минимум для трудоспособных лиц в размере, равном:

  • в январе — июне 2014 года — 1218 грн.;
  • в июле — сентябре 2014 года — 1250 грн.;
  • в октябре — декабре 2014 года — 1301 грн.;

2) минимальную заработную плату в месячном размере:

  • в январе — июне 2014 года — 1218 грн.;
  • в июле — сентябре 2014 года — 1250 грн.;
  • в октябре — декабре 2014 года— 1301 грн.

И если депутаты, а затем и президент согласятся с размерами прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 2014 год, предложенными КМУ, то максимальная величина базы начисления ЕСВ, в пределах которой взимается единый взнос, будет равна:

  • в январе — июне 2014 года — 20706 грн.;
  • в июле — сентябре 2014 года   — 21250 грн.;
  • в октябре — декабре 2014 года — 22117 грн.

В заключение еще раз подчеркнем, что приведенные значения максимальной величины базы начисления ЕСВ рассчитаны нами на основании проекта закона о госбюджете на 2014.

Бухгалтерский учет

Налоговые разницы. Напомним: ситуацию с налоговыми разницами подкорректировал Закон Украины от 04.07.2013 г. № 422-VII. Он внес изменения в п. 1 подразд. 4 разд. ХХ НКУ. В результате было установлено, что методика бухгалтерского учета временных и постоянных налоговых разниц вступает в силу с 1 января 2014 года. При этом субъекты хозяйствования — плательщики налога на прибыль — подают финансовую отчетность с учетом налоговых разниц начиная с отчетных периодов 2014 года.

Однако (важный момент (!)) делать это можно будет по желанию. Ведь дополнительно Законом № 657 также были внесены изменения в п. 46.2 НКУ. Поэтому с 01.01.2014 г. новая формулировка абзаца третьего этого пункта уже будет предусматривать, что налогоплательщик в составе финансовой отчетности «имеет право указывать» (вместо прежнего «приказного» — «указывает») временные и постоянные налоговые разницы. Так что формулировки, как видим, смягчаются (превращаясь в «право» вместо «обязанности»). Хотя, возможно, что так просто ситуацию с налоговыми разницами не оставят и на этом эпопея не закончится: поживем — увидим.

Кредитные союзы перейдут на МСФО. С 01.01.2014 г. применение МСФО (ст. 121 Закона о бухучете) станет обязательным также для:

  • кредитных союзов;
  • предприятий, осуществляющих вспомогательную деятельность в сферах финансовых услуг и страхования(раздел 66 КВЭД ДК 009: 010),а также деятельность по управлению активами(группа 64.3 КВЭД ДК 009:2010).

Напомним, что такой срок перехода на МСФО для отмеченных субъектов оговорен п. 2 Порядка предоставления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Право

Защита персональных данных

Как мы уже говорили, в 2014 году в вопросе защиты персональных данных вас ожидают коренные изменения. В чем же они состоят? Начать хотя бы с того, что Госслужба по вопросам защиты персональных данных (далее — ГСЗПД) будет лишена полномочий. Их передадут Уполномоченному ВРУ по правам человека (далее — Уполномоченный). К его компетенции будут отнесены полномочия по: осуществлению проверок, составлению протоколов об админправонарушениях и их направлению в суд, утверждению нормативных актов в сфере защиты персональных данных и т. п.

Вздохните свободно — в 2014 году будет отменена регистрация баз персональных данных

Деятельность субъектов хозяйствования

РРО

С 1 января 2014 года главные изменения в части РРО будут состоять во вступлении в силу штрафа по п. 9 ст. 17 Закона об РРО. Напомним: налоговики будут налагать его за непредоставление РРО-отчетности в электронной форме. В то же время по факту ваши РРО должны обеспечивать выполнение этой функции уже к декабрю 2013 года.

Размер штрафа по п. 9 ст. 17 Закона об РРОсоставляет 10 ннмдг. Или, другими словами, 170 грн. На первый взгляд, немного, но учтите: РРО-отчетность в электронной форме подается ежедневно в автоматическом режиме. Поэтому такая отчетность не передавалась в течение нескольких дней, налоговики, вполне вероятно, захотят наложить этот штраф за каждый день. Вместе с тем, по нашему мнению, к этому вопросу нужно подходить иначе. Более справедливо говорить: если электронная РРО-отчетность не предоставляется в течение нескольких дней, то субъект совершает продолжающееся нарушение. Возможность такого подхода подтверждаютпостановления ВСУ от 04.06.2013 г. по делу № 21-155а13 иот 16.04.2013 г.

В завершение вопроса об РРО напомним: в течение следующего года вы все еще сможете пользоваться РРО, которые создают контрольную ленту в бумажной форме.

Прочие изменения

КВЭД-2010.С будущего года применение КВЭД-2010 станет обязательным. В очередной раз… Напомним, что данное правило должно было «заработать» (и некоторое время даже проработало) еще в текущем году, однако этому помешалприказ Мин­экономразвития от 07.02.2013 г. № 113.Он продлил действие КВЭД-2005 до 31 декабря 2013 года.

Обязательная продажа инвалюты и сроки ВЭД-расчетов. Напомним, что требования НБУ по обязательной продаже 50 % «входящей» инвалюты и 90-дневному сроку ВЭД-расчетов будут действовать лишь до 17 мая 2014 года. Вполне вероятно, что затем НБУ их снова продлит, но учесть этот момент все-таки нужно.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Бухгалтерія, облік та податки Фінанси, кредит, банківська справа