Организация контроллинга на украинских предприятиях

Организация контроллинга на украинских предприятиях

Интерес к контроллингу в Украине связан с рядом причин, из которых можно выделить наиболее актуальные:

  • несогласованность между руководителями предприятия, отвечающим непосредственно за экономические результаты (производственных, финансовых, маркетинговых отделов)
  • невозможность получения корректных данных для принятия бизнес-решений в рамках традиционного бухгалтерского учета
  • заинтересованность инвесторов в долгосрочной и оптимальной отдачи от вложенных средств с постоянным увеличением стоимости компании

Формально контроллинг можно разделить на стратегический и оперативный, где стратегический контроллинг направлен на такие объекты контроля как цели, потенциал, сильные и слабые стороны компании. А оперативный ориентирован на достижение эффективных краткосрочных целей и контролирует такие показатели как рентабельность, затраты, производительность, то есть оптимизацию объем - «затраты-прибыль». Но главной целью построения системы контроллинга как не «простовато» это звучит, является управление стоимостью компании в интересах инвесторов, акционеров, (то есть всех тех, кто вложил свои деньги в конкретное предприятие). Поэтому роль контроллинга не просто фиксировать финансовые результаты и обеспечивать руководство необходимой информацией для обоснования управленческих решений, а сосредоточиться на долгосрочных денежных потоках, исходя из стоимостных показателей, оценивать результаты деятельности компании с точки зрения инвестирования денежных средств, которые или дают прибыль, превышающую альтернативные издержки привлечения капитала или нет.
Для этого применяется метод дисконтированного денежного потока, который основан на простой концепции, согласно которой инвестиции в предприятие добавляют стоимость, если их отдача (рентабельность) превышает отдачу от инвестиций с такой же степенью риска. Такая простая концепция позволяет наиболее точно отразить реальную эффективность бизнеса, как в целом, так в отдельных его сферах.
Внедрение контроллинга должно в идеале происходить в самом начале работы предприятия. Так как система контроллинга является стержнем вокруг, которого должны быть объединены основные элементы организации и управление деятельностью предприятия. Это в идеале. Обычно предприятия в Украине начинают задумываться о системе контроллинга при усилении конкуренции на рынке, когда возможности роста объемов продаж уменьшаются. На рынке в условиях конкуренции побеждает предприятие, которое добивается цели с наименьшими затратами. В этом проявляется основное преимущество налаженной системы контроллинга. Кроме того, контроллинг как более гибкая система, по сравнению с бухгалтерским учетом позволяет решить не решаемые в бухгалтерии задачи. Примером может служить бренд компании, который трудно поддается контролю и количественному измерению его стоимости.
С точки зрения предприятия – бренд это актив, а значит, механизмы его формирования должны быть описаны в учетном законодательстве и нормативной базе. Согласно национальному стандарту бухгалтерского учета № 8 «Нематериальные активы», к нематериальным активам относятся права на знаки для товаров и услуг – товарные знаки, торговые марки, фирменные названия и отдельная группа нематериальных активов – гуд-вилл (перечень неполный). То есть о бренде здесь речь не идет. Но фактически, торговый знак с гуд-виллом – это и есть бренд. Основными видами поступления нематериальных активов являются их приобретение, создание силами предприятия либо привлечение сторонних исполнителей на договорной основе, приобретение на условиях обмена, поступление в счет вклада в уставный капитал предприятия, безвозмездное поступление, осуществление совместной деятельности. При этом нематериальный актив, полученный в результате разработки, надлежит отображать в балансе при условии, если предприятие имеет:
намерение, техническую возможность и ресурсы для доведения нематериального актива к состоянию, в котором он пригоден для реализации и использования;
возможность получения будущих экономических выгод от реализации или использования нематериального актива;
информацию для достоверного определения затрат, связанных с разработкой нематериального актива.
Определение гуд-вилла как превышение стоимости приобретения над частью покупателя в справедливой оценке приобретенных идентифицированных активов и обязательств фактически означает, что гуд-вилл торгового знака или предприятия может появиться только, если происходит купля-продажа актива или всего предприятия. То есть оценка бренда может быть осуществлена только в ситуации продажи марки. Тоже самое касается и гуд-вилла предприятия. Это существенный недостаток с точки зрения внутреннего менеджмента предприятия. Оценить накопленный гуд-вилл предприятия и бренд, сформированный в процессе работы предприятия бухгалтерский учет не дает. Причем эта ситуация касается как украинских стандартов бухгалтерского учета, так и международных.
Бренд – это продукт плюс добавленная стоимость. Ее величина становится очевидной, когда один и тот же продукт продается под разными ярлыками. Разница между размером прибыли, которую получает предприятие от продаж продукта и бренда, и будет определять количественную оценку добавленной стоимости. Таким образом, добавленная стоимость это основа будущих денежных потоков, которые определяют стоимость предприятия.
Как показывает российская и украинская практика покупки предприятий и брендов, данные контроллинга предоставляют потенциальным инвесторам более корректные данные для принятия решений о направлении инвестиций.

Этапы внутренней системы контроллинга:

1. Определиться с объектами учета.
2. Классификация поведения затрат, в привязке к выбранным объектам учета.
3. Определение основы (базы) для распределения общих затрат, которые невозможно четко идентифицировать с конкретными объектами.
4. Описание модели финансово-управленческой системы.
5. Формы и график документооборота.

Тщательно проведенные первые три этапа являются ключевыми и вызывающие наибольшие трудности.
Сложность при построении системы контроллинга состоит не столько в разных подходах, в зависимости от самого бизнеса, а в определении, что будет объектом учета и степени его детализации.
Для розничной торговли объектами для построения системы контроллинга могут быть бренд, товарная позиция, покупатель, один чек, метр квадратный торговой площади.
Для дистрибуторской компании бренд, товарная позиция, сегмент покупателей, торговый агент, маршрут (набор торговых точек, которые проходит торговый агент в течении дня).
Для производственного предприятия отдельной проблемой является правильность формирования производственной себестоимости.
Степень детализации в системе контроллинга должна приводить к оценке стоимости компании. Так как стоимость компании является определяющим фактором эффективности менеджмента компании в любой сфере: маркетинга, производства, технологий и финансов. Инструментом создания стоимости является контроллинг с четкой постановкой финансовых целей и эффективной структурой капитала в масштабах всей компании.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Бухгалтерія, облік та податки Фінанси, кредит, банківська справа