Анатомия имиджа. Часть 1

Анатомия имиджа. Часть 1

Предлагаем вашему вниманию первую часть статьи "Анатомия имиджа", в которой Константин Богомолов рассказывает о пяти слагаемых такого понятия, как имидж, а также делится секретами стильного имиджа.

Словосочетание «стильный имидж» прочно вошло в наш лексикон, стало основной формулой оценки внешности человека и даже популярным комплиментом. Стильный имидж – это роскошь или жизненная необходимость? Очередная спекуляция на модной терминологии или насущная реальность времени? Почему мы раньше обходились без этого слова, а сегодня на нем построена вся индустрия моды?

Заглянем за кулисы

Слово «имидж», которое в переводе с английского означает «образ», родилось в театре. На театральной сцене имидж-дизайн существует уже не одну сотню лет, и этот опыт поможет нам разобраться в задачах сегодняшнего дня.

...Представим себе актрису, которая сидит перед зеркалом у себя в гримерной. До выхода на сцену еще час-полтора. Она еще не нанесла грим, не надела костюм, не сделала прическу. Она пока никого не играет, оставаясь самой собой. Но первый компонент имиджа у нее уже есть.

Почему на эту роль выбрали именно эту актрису? Она талантлива? Может быть. Но не в последнюю очередь – из-за ее внешних сценических данных. Режиссеры в таких случаях говорят: «У нее подходящая фактура». Итак, первый компонент имиджа – это фактура, или внешность человека: телосложение, параметры и пропорции фигуры, осанка, черты лица, цвет кожи и волос.

Фактура человека – самый стабильный из всех составляющих его образа. Как говорится, «что выросло, то выросло». Но никогда – ни сегодня, ни тысячу лет назад – людей это не устраивало. Вся многовековая история моды – это история попыток скорректировать человеческую фактуру в соответствии с модными идеалами. Каким образом? С помощью следующего компонента имиджа.

...Процесс создания театрального образа продолжается. Появляется грим, прическа, платье, аксессуары – все то, что в театре называется «сценическим костюмом». Это и есть второй компонент имиджа – костюм, к которому мы отнесем не только одежду с аксессуарами, но и все остальное, что можно увидеть на человеке – от макияжа и прически до загара и татуировок. 

И не только увидеть, но и почувствовать обонянием – аромат духов, например. С точки зрения имидж-дизайна костюмом является не обязательно все то, что надето на человека, но лишь то, что видят на нем окружающие. И если актриса, спасаясь от театральных сквозняков, надела под расшитое золотом платье шерстяные рейтузы с начесом (и зрители ничего не заметили) – ее имидж никак не страдает. Но если они видны публике в первом ряду партера – тогда совсем другое дело.

Ваш выход!
До последнего звонка остается полчаса. Костюм полностью готов. Но имидж еще не завершен – в театре скажут: «Она еще не в образе». Актриса болтает с гримершей, обсуждая театральные сплетни, отвечает на звонок мобильного телефона или кокетничает с поклонником, который принес ей цветы. Она пока что Татьяна Иванова, одетая в платье леди Макбет. Для того, чтобы стать леди Макбет, ей нужно выйти на сцену и произнести реплику, сопроводив ее позой, мимикой и жестом. Ей нужно начать играть роль.

Так и в жизни: ошибаются те, кто думают, что для создания стильного образа достаточно симпатичной внешности и красивого платья. Надев роскошный наряд на «рыночные манеры», мы получим не светскую даму, а нарядившуюся торговку. Пластика тела, голос, лексикон, манеры – все это и составляет понятие роль. Вот вам и третий компонент имиджа.

Да, в жизни мы тоже играем роли. Это доказал еще Фрейд, который одним из первых ввел этот театральный термин в психологию. Роль – не значит фальшь или притворство. Отличие реальной жизни от сценической лишь в том, что в жизни нам приходится играть самих себя. И мы должны сыграть эту роль так, чтобы нас забрасывали цветами, а не помидорами. В этом смысле нам гораздо труднее, чем актерам: нет времени на репетиции, да и режиссер не предусмотрен.

Зато диапазону наших ролей может позавидовать любая примадонна, их у нас очень много. Например, самый легкий вариант – социальные роли. Это роли бизнесмена, отца семейства, домохозяйки, студента, водителя, пассажира, покупателя, зрителя. Они даются нам легко, так как почти не зависят от свойств нашей личности. Мы меняем по нескольку таких ролей в течение дня, и это не требует от нас больших усилий. А в случае неудачной игры всегда есть шанс попробовать другую социальную роль.

Следующий уровень – самый сложный. Это социально-психологические роли, например: лидер или тихоня, зануда или «свой парень», «серая мышь» или стерва, подкаблучник или домашний тиран. В отличие от социальных эти роли мы разыгрываем не в масштабах всего общества, а в малых социальных группах, то есть в небольших коллективах, в которых, собственно, и протекает вся наша жизнь.

Помните фразу из кинофильма «Служебный роман», характеризующую имидж главной героини? «Людмила Прокофьевна Калугина – директор нашего учреждения. Мы называем ее «наша мымра». Директор – социальная роль, а мымра – социально-психологическая. И когда героиня к концу фильма фантастическим образом меняет имидж, она демонстрирует не только новое платье и прическу, но в первую очередь – новую социально-психологическую роль, по-прежнему оставаясь в статусе директора.

Впрочем, такая метаморфоза – действительно из области фантастики. Изменить свою социально-психологическую роль в родном коллективе практически невозможно. Легче сменить сам коллектив. Поэтому, чем больше в нашей жизни малых социальных групп, тем полнее мы можем реализовать различные грани своего имиджа. Например, в рабочем коллективе – стерва, в семье – заботливая мамаша, в дамском клубе – леди, а в кружке латиноамериканских танцев – обольстительница. Главное не притворяться кем-то, а играть себя.

Не забудем также о самом визуальном уровне роли – о манерах. К ним мы отнесем походку и пластику, мимику и жесты, манеру говорить, вести себя в обществе, манеру выражать эмоции. Какие-то из наших манер являются врожденными, и они с трудом поддаются коррекции. Например, походку или голос изменить так же сложно, как похудеть или накачаться. Зато в наших силах корректировать приобретенные манеры: научиться грамотно говорить, освоить технику модного танца, приобрести навыки светского общения. Здесь важно не перестараться и сохранить естественность в эмоциях. Нет ничего хуже натянутой улыбки и фальшивых слез.

В достойном окружении
Вернемся в театр. Итак, фактура, костюм и роль – главные компоненты сценического имиджа. И мы – зрители, сидящие в зале – оцениваем созданный образ в первую очередь по этим трем компонентам. Но не только. Наше впечатление не было бы полным, если бы на сцене не возвели декорации мрачного замка, если бы во время монолога актрисы не звучала тревожная музыка, если бы луч света не выхватил из темноты ее лицо, а в ее руке не сверкнул бы кинжал. Иными словами, создание имиджа невозможно без четвертого компонента, который мы назовем французским словом антураж, что в переводе означает «окружение».

На сцене это – декорации, реквизит, музыка и освещение, созданные театральным художником. В реальной жизни нашим антуражем является та среда, которой мы сами себя окружаем. Во все времена значение антуража в создании имиджа было не меньшим, а иногда и большим по сравнению с костюмом. «Короля делает свита» – эта старинная поговорка является лучшим тому доказательством. Вспомните сказку про Золушку – вот вам классический пример имиджмейкинга! Опытный имиджмейкер Добрая Фея, работая над имиджем своей клиентки Золушки, позаботилась не только о платье, туфельках и умытом лице. Она предоставила ей транспорт и сопровождающую свиту, то есть создала антураж для достойного появления в обществе.

С начала XIX века значение антуража становится особенно важным в формировании мужского имиджа. Ведь после падения Бастилии он сбросил с себя кружева, цветы и ленты, одевшись в скромный темный костюм, а его благосостояние стали демонстрировать дорогой экипаж, роскошный дом и жена, увешанная бриллиантами. С тех пор мало что изменилось...

Имидж бизнесмена создает интерьер офиса и район, в котором он расположен, автомобиль, сотовый телефон и секретарь в приемной. Профессиональный имидж парикмахера – это прежде всего его кейс с инструментами, используемая им линия косметики и дизайн его салона. Образ романтического героя – гитара и звездное небо. Магнат – сигара и клюшка для гольфа, «новый русский» – черный BMW с двумя красотками на заднем сидении, светская львица – бокал шампанского Moët & Chandon и маленький йоркширский терьер. А помните, как создавала имидж продвинутой столичной девушки героиня фильма «Москва слезам не верит»? С помощью модной книжки, которую «вся Москва читает».

Антуражем могут быть не только объекты, которыми человек обладает (дом, машина, книги, домашние животные), но также места, которые он посещает (ночной клуб, ложа в зале оперы, лыжный курорт или поле с ромашками), и даже люди – подтанцовка на сцене, телохранитель или девушка для эскорта.

Продолжение следует...

Константин Богомолов, имидж-дизайнер и аналитик моды,руководитель международного учебного центра Bogomolov’ Image School(Рига, Латвия)

http://www.pomada.ua/index.php?option=com_k2&view=item&id=1616:анатомия-имиджа&Itemid=270

Внимание! 9-11 апреля 2014 года Константин Богомолов проведет в Киеве семинар "Профессиональный имидж-дизайн: шоу-бизнес, политика, реклама". Детальнее о семинаре: http://www.estet.com.ua/bogomolov_image.php


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Саморозвиток Спорт, здоров'я