Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Практический смысл знать основы эффективного управления запасами предприятия (часть 3)

Практический смысл знать основы эффективного управления запасами предприятия (часть 3)

В этой статье бизнес-консультант Игорь Чугунов, директор компании «Бизнес-консалтинг Игоря Чугунова» (Киев, www.consulting-chii.com.ua) отвечает на вопросы, связанные с эффективным управлением запасами предприятия.

Часть 3.

Начало в часть 1 и часть 2.

Как соотносятся оптимальное управление запасами и эффективное управление запасами?

Оптимальное управление запасами – это управление запасами по SKU, соответствующее какому-либо критерию (правилу) оптимальности, т.е. правилу наилучшего соответствия чему-либо. Критерий оптимальности осознанно или неосознанно выбирает субъект управления, например, специалист по управлению запасами. Следовательно, правильность или ошибочность выбора критерия управления запасами определяет оптимальность или неоптимальность управления ими.

Критерий оптимизации управления запасами предприятия должен наилучшим образом соответствовать его маркетингово-производственно-логистическо-финансовой ситуации и высшим экономическим целям предприятия. Действительно, если целью предприятия является прибыль, то странно, когда управление активами этого предприятия, в том числе запасами, оптимизируется не по критерию оптимального увеличения чистой прибыли предприятия, а по критерию, например, минимума запасов или максимально возможных запасов, которые могут поместиться для хранения на складе.

Маркетингово-производственно-логистико-финансовая ситуация предприятия – это факторы, связанные с потребителями продукции предприятия, производством продукции, поставщиками и потребителями логистического сервиса предприятия, его финансовым состоянием, которые оказывают значимое влияние на управление запасами предприятия. Например, если речь идет о промышленном предприятии, производящем готовую продукцию, работы или услуги поточным методом, то требование 100% уровня обслуживания производства из запаса материальных ресурсов по всем их SKU является фактором, связанным с его производством, значимо влияющим на уровень запасов материальных ресурсов. Критерий оптимизации запасов материальных ресурсов должен в этом случае соответствовать этому требованию.

Управление запасами по SKU, во-первых, должно быть оптимальным, и, во-вторых, должно быть эффективным. Это означает, что, во-первых,  алгоритмы расчета параметров управления запасами по SKU должны соответствовать маркетингово-производственно-логистической ситуации по SKU и финансовому состоянию предприятия, и, во-вторых, способствовать оптимальному увеличению чистой прибыли предприятия.

Эффективное управление запасами по SKU с помощью алгоритмов расчета параметров управления запасами, не соответствующими маркетингово-производственно-логистической ситуации  по SKU невозможно.Неэффективное управление запасами с помощью алгоритмов расчета параметров управления запасами, соответствующими маркетингово-производственно-логистической ситуации  по SKU, возможно. Но чаще на практике встречается неоптимальное неэффективное  управление запасами по SKU, в отношении которого даже не предпринимаются меры по его оптимизации, а тем более по обеспечению его эффективности. Это является следствием того, что несмотря на изменение ситуации на рынках и современных управленческих парадигм владельцы предприятий и нанятые ими менеджеры высшего звена продолжают по старинке думать в стиле «больше рыночная доля, больше продаж, больше производства, больше закупок, больше запасов … и т.д.» как будто в современном мире чем больше, тем лучше. Вспомним о банкротстве самой большой автомобилестроительной компании «General Motors» в 2009 году. В современном мире чем эффективнее, тем лучше. А для того чтобы достигнуть эффективности необходимо сначала обеспечить оптимальность ситуации.

В практике логистических менеджеров и специалистов, у которых есть возможность увеличить свою управленческую компетентность за счет обучения,  часто наблюдается не только ошибочность выбора критерия оптимизации управления запасами, но и хаотическая неосознанная их смена. В этом случае возникает хаос в управлении запасами.

В качестве примера рассмотрим ситуацию с управлением запасами на предприятии «Олвэйс» (г. Нижневартовск, Россия). Это торговое предприятие, которое обеспечивало снабжение продуктами питания розничные магазины, предприятия и организации там, где добывается российский газ и нефть. Высокие доходы покупателей региона от продаж нефти и газа способствуют высокой торговой наценке и хорошей чистой прибыли «Олвейс». «Все хорошо, но немного беспокоят запасы» - так начала описание ситуации начальник «Коммерческого управления» этого предприятия свой рассказ о проблемах в управлении запасами. Затем продолжила: «Мои девочки (о подчиненных) планируют спрос по SKU путем расчета среднемесячного объема продаж за последние три месяца и выдают заказы поставщикам, которые у нас на Украине (Сандора, Немиров, Олейна и другие), в Москве и в других крупных городах европейской части России. Но никак не могут угадать правильный размер заказа (и момент его выдачи - прим. автора). Поэтому востребованного товара часто нет, когда на него есть спрос. А потом спрос падает, и тут приезжают все заказанные контейнеры вместе. Поэтому в эти моменты существующего склада не хватает, а так как товары не могут лежать на улице, то  мы сейчас строим новый дополнительный склад за 5 миллионов евро». Мне стало ясно,что ни об оптимальном управлении запасами, ни тем более о эффективном управлении запасами на этом предприятии не знают. В области логистики это предприятие живет еще на этапе фрагментаризации логистики, что в мировой логистической практике соответствует периоду  до 1970-ых годов. В организационной схеме этого предприятия существует структурное подразделение «Коммерческое  управление», а в нем структурное звено «Отдел закупок» (закупки в продажах). При этом в структуре предприятия существует также структурное подразделение «Управление логистики», связанное со складом и транспортом выходной логистики. Это организационно-функциональная  причина того, что для предприятия актуальной проблемой является неоптимальное неэффективное управление запасами, характеризующееся невысоким уровнем обслуживания потребителей из запаса для позиций повышенного спроса, ростом затрат на управление запасами и эмоциональной внутренней конкуренцией за товар между отделом собственной розницы  и отделом оптовых продаж в «Коммерческом управлении». Как показал опыт проведения корпоративного семинара-тренинга по управлению запасами на этом предприятии, ни руководитель коммерческого управления, ни бренд-менеждеры отдела закупок не владели необходимыми базовыми знаниями по логистическому управлению запасами. Любопытен  факт, что участник этого семинара-тренинга начальник отдела оптовых продаж, оценивая ценность обучения на семинаре-тренинге,  отметил: «Это был первый тренинг, на котором мы изучали формулы (алгоритмы - прим. автора) управления запасами. До этого у нас было много тренингов по управлению запасами, которые проводили разные компании, в том числе и московские, но тренинг с формулами был впервые».  "Чему же они вас учили?" - с нескрываемым удивлением спросил я. Собеседник затруднился с ответом, сделав руками круговые движения перед собой, что, очевидно, означало: "Чему-то в целом и вообще".

В какой последовательности следует организовывать обучение эффективному управлению запасами на предприятии?

Это зависит от этапа развития, накотором находится логистическая деятельность конкретного предприятия. История развития логистики в мире включает в настоящее время четыре этапа:

  • (1) этап фрагментаризации логистики;
  • (2) этап агрегирования логистики;
  • (3) этап процессной интеграции логистики;
  • (4) этап глобализации логистики.

В Украине, России и других постсоветских странах  можно наблюдать предприятия на всех четырех этапах, но подавляющая их часть находится на первых двух. Во-первых, это предприятия с фрагментированной логистикой, которую я называю «феодально раздробленной логистикой» по аналогии с соответствующим историческим периодом развития государств. Это значит, что логистические функции закреплены и за производством, и за продажами,  и за финансами. Каждый из «феодалов», которыми являются директор по производству, директор по продажам (маркетингу), финансовый директор, часто коммерческий директор из логистических функций «берет» что-то себе с целью оптимизации своей области ответственности за счет ухудшения общеорганизационного результата по чистой прибыли. «Берут» в-первую очередь наиболее крупные функции, в том числе и управление запасами. Часть логистических функций оказывается вообще никому не нужными и они оказываются «брошенными», например, прогнозирование спроса и производственного потребления, планирование логистического сервиса для потребителей,управление заказами. На этом этапе управление запасами материальных ресурсов «забирает» себе директор по производству, управление запасами готовой продукции и/или товаров  на центральном складе и на региональных складах обычно «забирает» себе директор по продажам.

Для директора по производству возможность управлять запасами материальных ресурсов -  это возможность создавать максимальные запасы по SKU материальных ресурсов с целью 100% выполнения плана производства любой ценой и всегда, возможность перепланировать план производства в процессе его выполнения под неожиданные пожелания генерального директора, директора по маркетингу или директора по продажам. В результате производство «в шоколаде», а запасы материальных ресурсов и затраты на управление ими максимизированы, но директор по производству отвечает только за себестоимость произведенной продукции. Обычно с ним конфликтует финансовый директор, указывающий на большие затраты в области материально-технического снабжения.

Для директора по продажам возможность управлять запасами готовой продукции и/или товаров – это возможность выполнять план продаж любой ценой, если не за счет одной, так за счет другой продукции, благо любой продукции полно на складах. В торговых предприятиях начальник отдела закупок товаров часто является подчиненным директора по продажам или коммерческого директора, чтобы была властная возможность наполнять склады максимумов запасов и проводить эксперименты по закупкам новых товаров и попыткам их продажи. В результате степень выполнения плана продаж по выручке от реализации улучшается, но обычно тот же финансовый директор начинает задавать вопросы о том, возможно ли работать с меньшим уровнем запасом, так как чистая прибыль невелика и не хватает денег на расчеты по обязательствам во-время и в полном объеме. В этом случае почти всегда у поставщиков начинают требовать (просить) большую отсрочку платежа, чтобы работать на деньгах поставщиков, так как свои «заморожены» в запасах и в дебиторской задолженности.

Для предприятий, находящихся на этапе фрагментаризации логистики, организация эффективного управления запасами должна начинаться с обучения владельцев предприятия, генерального директора и менеджеров высшего звена оптимальному организационно-функциональному построению логистики предприятия. Прежде чем что-то менять необходимо овладеть знаниями о том, что менять и как менять. Заказывайте обучение на модуле (корпоративном семинаре-тренинге)  «Основы организации «Как надо» эффективной логистики на предприятии» в «Бизнес-консалтинге Игоря Чугунова».  Следующим обучением должно быть обучение по темам «Основы эффективного управления запасами «Как надо» и «Практические системы эффективного управления запасами «Как надо» и их проектирование» и другим темам по эффективному управлению запасами в зависимости от того является предприятие промышленным или торговым.

Для предприятий, находящихся на этапе агрегирования логистики, желательно в обучении пройти тот же путь. При этом с некоторыми вопросами они будут знакомы, лучше усвоят новые знания, быстрее произведут дополнительные изменения, что позволит затем перейти непосредственно к внедрению оптимального эффективного  управления запасами.

В отношении предприятий, находящихся на этапе процессной интеграции логистики и глобализации логистики (это в основном иностранные предприятия), по опыту обучения их логистического персонала знаю, что высшие логистические менеджеры, которые обычно являются иностранцами, владеют знаниями по эффективному управлению запасами, которое к тому же у них автоматизировано, а менеджеры среднего звена и специалисты (наши соотечественники) нуждаются в обучении, чтобы понимать как работают компьютерные программы по эффективному управлению запасами и быть способными проверить достоверность их расчетов.

Продолжение следует.

Бизнес-консультант Чугунов Игорь Иванович,

Diploma MBA Mgmt. (Open University, Great Britain),

директор «Бизнес-консалтинга Игоря Чугунова», Киев,

www.consulting-chii.com.ua,

+38 067 327 34 60

Высококачественное обучение тому, что в-первую очередь необходимо в бизнесе для   оптимального увеличения чистой прибыли, положительного чистого денежного потока и    рыночной стоимости предприятия.

Автор: Чугунов Игорь Иванович
Компания: Бизнес-консалтинг Игоря Чугунова (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Метод пакетирования задач, Ключ, консалтинговая компания
Строки подання антикорупційних е-декларацій подовжено до 1 травня, Професійні видання
Обучение, знакомства, развлечение на тренинге!, Резонанс, коммуникативный центр
Имбилдинг для мужчин, Формула любви
ИМбилдинг и его исторические корни в сексуальной культуре Арабских стран, Формула любви
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».