Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Игра в бизнесе: играть или не играть?

Игра в бизнесе: играть или не играть?

Автор: Алла Заднепровская Источник: журнал HRM №6 2014

Сложная, динамичная, конкурентная бизнес-среда требует от организации сегодня вовлечения сотрудников в решение задач бизнеса.
Скрытые ресурсы творческого потенциала работников – залог «квантовых скачков» в бизнесе.

Все большее количество исследований подтверждают, что стимулирование деньгами и наказание, другими словами, система «кнут и пряник», которая верой и правдой служила, да и служит бизнесу на протяжении многих десятилетий, становится не просто бесполезной, но в ряде случаев просто опасной, она вредит и сотрудникам, и компании.
Сотрудники тогда делают ровно столько, сколько нужно для получения вознаграждения, но не больше.

Много статей и книг сегодня делают фокус на необходимости правополушарной деятельности, требующей гибкого подхода, изобретательности и видения перспективы. Именно для этой деятельности стимул «кнут и пряник» не только не помогает, но и представляет вредит, так как не пробуждает интерес и творческое мышление, а душит его.

Дэниел Пинк в своей книге «Драйв» описывает множество таких исследований. Он делится их результатами, показывая риски системы «Кнут и пряник».

«7 фатальных изъянов системы «кнут и пряник»:
1.    Они могут гасить внутреннюю мотивацию.
2.    Они могут снижать эффективность.
3.    Они могут подавлять творчество.
4.    Они могут поощрять мошенничество, склонность к поиску легких путей и неэтичное поведение.
5.    Они могут вызывать привыкание.
6.    Они могут развивать косность мышления.

Зачем нужны игры бизнесу?
Получается, что время «безопасных» стратегий, логики, «стереотипных» продуктов и шаблонных подходов в менеджменте безвозвратно ушло. Им на смену пришли масштабные цели, эвристические идеи, творческое мышление, качественные прорывы, эмоциональный интеллект, коучинговый стиль управления, вовлечение сотрудников в решение бизнес-задач.
Становится понятно, что улучшать лишь технологическую составляющую организации становится просто рискованно.  Ведь успех внедрения технологий находится в руках сотрудников. Успех организации напрямую  зависит от широты мышления, настроя, энергии, вовлеченности и воодушевления работников организации.
Сегодня важно делать акцент на природном стремлении человека к развитию, творчеству, мастерству и самостоятельности. Значит задача руководителя - создавать благоприятную среду, в которой это будет возможно.
Игры как раз «включают» правополушарную деятельность, интерес и внутреннюю мотивацию человека, они стимулируют творческое мышление, способствуют инновациям и вовлеченности сотрудников.
Один из основоположников коучинга, Тимоти Голви метко сказал: «Игра – это жизнеспособная альтернатива традиционным административно-командным методам управления, которые мы принимаем как нечто собой разумеещееся…»

Давайте проведем эксперимент. Спросим ребенка и взрослых: «Красная…? Серый…?». Я сегодня так и сделала. Моя восьмилетняя дочка тут же ответила: «Красная ягода. Серый заяц». А взрослые растерянно смотрели, смущались и явно «перебирали файлы» в голове в поисках «правильного» ответа.

Ребенок спонтанен, он легко вовлекается в игру, придумывает, фонтанирует идеями и не размышляет, как мы, взрослые: «Так ли это? Не так ли? Правильно ли? Не правильно?».
Мозг взрослого человека сразу же начинает вмешиваться, оценивать первую ассоциацию и не дает говорить ее вслух. В голове проносится шквал мыслей: «А зачем меня спросили? Как я буду выглядеть? Что скажут другие? В чем подвох? и т.д.»
Большинство людей не осознают этот поток мыслей так называемого «внутреннего цензора», который не дает выйти за пределы привычного.
И что уже и говорить о собраниях или проектных сессиях, на которых есть задача придумать решение или собрать идеи. В присутствии коллег, да еще и руководства («А вдруг меня оценивают?», - проносится в голове) часто это просто непосильная задача для коллектива.

Игра способна «снять» с нас привычные роли и маски, вывести нас за рамки привычных стереотипов и шаблоновлевополушарного мышления. К примеру, «красная» - значит «шапочка», «серый» - значит «волк». Именно игра «включает» правое полушарие, где таятся скрытые ресурсы творческого спонтанного, образного мышления.

Когда использовать?
Практически в каждом аспекте деятельности организации можно найти применение геймификации, как средства стимулирования  вовлеченности, эффективности и ответственности.Это одна из лучших форм обучения и развития, и эффективный метод решения сложных задач и тупиковых проблем, и продуктивный стиль управленческой деятельности.
Термин геймификация включает разнообразное применения игр в организации: от методов обучения и симуляционныхофлайнигр до онлайн-геймификации, включающей игровые элементы в рабочую деятельность сотрудников.
В моем опыте – офлайн игры. На этом я больше и остановлюсь.

Как?

Игры обучающе-развивающего характера
Сюда можно отнести игры-знакомства, игры-разминки, игры «Ледоколы», ролевые игры и т.д.

Все эти игры объединяют несколько вещей:

  • Простые и веселые.
  • Смех способствует расслабленности, снятию «ограничений» мышления.
  • Направлены не на результат, а на процесс.
  • Позволяют увидеть и почувствовать друг друга с другой стороны.
  • Побуждают мыслить творчески и нестандартно.
  • Сближают.
  • Учат сотрудничеству.

Игры-знакомства
Знакомство лучше уже проводить в игровой форме. Участники в результате лучше узнают друг друга, тренируют память, настраиваются на творческую волну, расслабляются, снимают роли, сближаются, «добывают» энергию и энтузиазм.

Игры-знакомства:
1.    Придумать себе игровое имя (в течение этой сессии называть друг друга по этим именам)
2.    Нарисовать ассоциации: Кто я? Чем я занимаюсь на работе? Мои интересы вне работы? Чего хочу от этого мероприятия? Образ компании? Образ проблемы? и т.д.
3.    По кругу называть имена: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т. д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать.
4.    Можно модифицировать предыдущий. Каждый участник добавляет к своему имени качество, которое его характеризует, начинающееся с первой буквы его имени.
5.    Еще одна модификация: к своему имени каждый участник добавляет по одному слову или словосочетанию, например, на темы "Мой интерес", "Мое достижение», " Моя мечта», «У меня другие могут научиться» и т. д. Здесь важно концентрироваться только на позитиве.
6.    Можно знакомиться стоя в кругу. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя или имя, которое ему больше нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник стоит и молча наблюдает за этим.
7.    Участники группы, как и в предыдущих вариантах, по очереди произносят свои игровые имена, но сопровождают их определенным движением рук - жестом. Затем все хором называют имя очередного участника и повторяют его жест.
8.    Сказать глаголом о своем характере и прилагательным о своей работе
9.    Знакомство в парах. Дается десять минут на то, чтобы рассказать друг другу о себе как можно подробнее, для того чтобы представить своего партнера группе. Можно задать направление того, что необходимо узнать. К примеру:

  • чего я жду от работы в тренинге;
  • что я ценю в самом себе;
  • что я люблю
  • предмет моей гордости;
  • что я умею делать лучше всего;
  • заветное желание;
  • секрет и т.д.

10.    Знакомство в группах. Объединить участников в группы (3-5 человек), дать задание, найти минимум 10 вещей, которые объединяют всех людей, минимум 10 различий, придумать название и показать остальным.

Игры-разминки, игры «Ледоколы»
Эти игры применяются для того, чтобы встряхнуть, расслабить, растопить «лед» стереотипного, привычного, переключить с критичного левополушарного мышления на образное, творческое, спонтанное правое полушарие.

Примеры:

  • Участники объединяются в команды по 5-7 человек.Каждая получает один из предметов: бутылку воды, пачку стикеров, мячик, набор маркеров и т.д. Команды получают задание найти как можно больше сходства этого предмета и их компания.
  • Участники придумывают вопрос, который бы хотели задать каждому члену команды. Один задает свой вопрос, все остальные на него отвечают, потом следующий и т.д. Вопросы типа – какой любимый фильм? Блюдо? качество человека, которое больше всего ценишь? Что больше всего не нравится в людях?
  • Участникам  игры выдают по денежной  купюре. Задача игроков – с трех попыток «отдуть» деньги как можно дальше. После очередной попытки игроки подходят к тому месту, куда опустилась купюра и снова дуют. Чья купюра улетит дальше – тот и побеждает. Как вариант, можно организовать передвигание купюр командами, по эстафете.
  • Каждый должен будет поздороваться с каждым, но не с помощью слов, а посредством каких-нибудь оригинальных или необычных при¬ветственных жестов, но без физического контакта.

Симуляционно-моделирующие игры
Эти игры - имитация реальной деятельности бизнеса, в ходе которой можно опробовать новую стратегию, потренировать управление изменениями в условиях жестких перемен, освоить новые стандарты, наладить межфункциональное взаимодействие и т.д. Такая игра спользуется как полигон, где компания в свободной от риска среде может протестировать и улучшить модели взаимодействия и стратегии развития предприятия до начала практической реализации.

Кейс из бизнеса
Мы разработали симуляционную бизнес-игру PROFIT – в переводе с английского – прибыль. Эта игра - имитация реальной деятельности бизнеса, в ходе которой участникам, объединенным в несколько команд, необходимо вывести смоделированные предприятия на уровень прибыли.

В зависимости от целей, разные компании получали такие результаты:

  • Системное видение бизнеса.
  • Понимание работы всего предприятия в целом, своей роли, значимости других функций и важности работы всех подразделений.
  • Конструктивную обратную связь о своих стратегиях поведения для последующей корректировки.
  • Возможность проверить в игре рискованные стратегии для эффективных действий на рынке.
  • Опыт эффективного взаимодействия в условиях нестабильности и изменений.
  • Видение личной ответственности не только за свой участок работы, а и за результат компании в целом.
  • Договоренности о результативном взаимодействии.
  • Эффект единства, сплоченности и синергии работы в команде.
  • Знания и навыки в следующих областях: - Постановка и достижение бизнес-целей. - Планирование, организация, контроль и мотивирование. - Принятие решений. - Продажи, переговоры, коммуникация. - Управление изменениями. - Межличностные отношения. - Решение проблем администрирования, производства, маркетинга и финансов.

Методы генерации креативных идей
Сейчас в большинстве компаний обучают своих руководителей способам наработки креативных идей. Среди них самые распространенные: «Мозговой штурм», «Цикл Уолта Диснея», «6 шляп Де Боно», Метод Номинальных групп и т.д.
И более сложные системные: фасилитация, «Мировое кафе», «OpenSpace»,модерацияи др.
Крайне важно в применении таких методов, чтобы сотрудники знали, что будет дальше с теми идеями, которые они наработают, заранее. И, конечно же, позаботиться о том, чтобы все они были проанализированы, категорированы, переведены в планы, а информация об этом была у участников.

Командные и экстремальные игры
К привычным уже веревочным курсам, корпоративному отдыху и тренингам по команде добавились экстрим тренинги и туры. Сотрудники  получают незабываемые впечатления и мощный заряд энергии для «квантового прыжка» в успех. Каждый может почувствовать силу совместных действий, вкус победы и синергетический эффект команды, что в разы повышает эффективность работы компании.
Степень экстремальности может быть разной: от легкой до сверхсложной.
К примеру, легкий - командный поход с палатками, кострами, ужином в котле и песнями под гитару до утра. Участники лучше узнают друг друга, откроют в себе и своих коллегах новые качества, сблизятся, научатся взаимодействовать сообща, учитывать интересы каждого, и осознают преимущества работы в единой команде.
Посложнее - треккинг - командное освоение пути: горное восхождение, конный поход либо путешествие в грот. А увлекательный квест во время этого пути позволит научиться договариваться между собой, уважать чужое мнение, ценить важное, отсекать ненужное, распределять время, быстро вырабатывать командные решения, проявлять эрудицию и чувство юмора, быть опорой и поддержкой своим коллегам. Еще более сложное - скалолазание в одной командной связке, где успех команды зависит от умения работать совместно, а не в одиночку, грамотно распределять силы и возможности каждого, мгновенно принимать «правильные» решения, брать ответственность на себя, доверять друг другу, открыть потенциал каждого и команды в целом.

Где использовать инструменты геймификации?

Подбор, адаптация и оценка персонала
Здесь применяются и офлайн и компьютерные игры. Многие банки устраивают студенческие Олимпиады и Конкурсы для отбора лучших специалистов.
К примеру, с помощью компьютерной игры, имитирующей работу предприятия, можно пройти программу адаптации.
Наблюдения за участниками офлайн игры позволяют оценить уровень многих компетенций, умений и навыков.

Собрания/совещания
Проводя организационную диагностику на предприятиях, я много раз наблюдала два вида собраний или совещаний. Либо скучные, затянутые, формальные собрания либо переходящие в выяснение личных отношений. Сотрудники выходят с таких мероприятий разочарованные происходящим, да и будущим решаемых вопросов. Кроме того, у них создается устойчивое мнение, что это пустая трата времени и сил.

А ведь собрания можно превратить в живой источник творчества, спонтанного «думания», открытости, интересаи  удовольствияот совместной деятельности. Кроме того, сотрудники будут чувствовать себя вкладом в общий результат, а значит «включится» их ответственность и повысится лояльность к компании.
Потому «оживить» собрания и извлечь из них пользу могут игры.

Проектные сессии
Игры особенно хорошо использовать в проектных сессияхдля разработки новшеств, решения сложных вопросов и выхода из тупиков. К примеру, придумать новую упаковку, ответить на вопрос: «Как увеличить продажи в 5 раз?», разработать новую стратегию поведения на рынке и др. Также можно применять их, если люди устали, «застряли», выдохлись и иссякли.

Необходимые условия для успешной проектной:
1.    Подготовка: цели, люди, ведущий, место, пространство, время, содержание, ожидаемый результат.
2.    Создание  и поддержание атмосферы свободного и спонтанного «думания», творчества, открытости, искренности, удовольствия и веселья.
3.    Поощрение участия и сотрудничества.
4.    Стимулирование правополушарного мышления (ассоциации, метафоры, образы и т.п.)
5.    Планирование действий в конце.
6.    Реализация плана.
7.    Корректировка в пути.

Тренинги и обучение
Это прекрасное поле деятельности для игр. От Здесь хорошо сочетаются офлайн и онлайн технологии. Вживую участников можно обучать, а потом в онлайн формате закреплять и поддерживать. Можно вводить и элементы соревновательности, особенно при адаптации и стажировке молодых специалистов, развитии кадрового резерва, внедрении стандартов и т.д.
Используя геймификацию, можно мотивировать сотрудников, даже удаленных друг от друга, обмениваться знаниями, опытом, успешными стратегиями, учиться и развиваться вместе.

Развитие корпоративной культуры
Геймификацию используют для «встраивания» ценностей. Особенно актуально для западных компаний, когда ценности задаются головным офисом. В игровой форме сотрудники не только понимают, о чем ценность, а глубоко чувствуют ее влияние на себя, компанию и клиентов. Они будто «проживают» ее.
Также благодаря играм повышается мотивация, уровень энергии, сплоченность, лояльность сотрудников.

Итак, игры в бизнесе используются для того, чтобы

  • Стимулировать «творческую продуктивность»:
  • Выйти за рамки шаблонного и стереотипного.
  • «Переключить» наш мозг из режима логического и линейного в режим креативного.
  • Поощрять любые нестандартные идеи.
  • Убрать внутреннего «цензора» и «критика».
  • Снять привычные роли и маски.
  • «Добыть» энергию и энтузиазм.
  • Пробудить интерес, энтузиазм и воодушевление.
  • Настроиться на «волну» сотрудничества.
  • Вовлечь сотрудников в решение бизнес-задач.
  • Повысить мотивацию, уровень энергии, лояльность.
  • Сплотить команду.
  • Наладить межфункциональное взаимодействие.
Автор: Заднепровская Алла
Компания: Живое дело, консалтинговая группа Аллы Заднепровской (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Совершенство, но не перфекционизм, Красноречие, тренинговая компания Елены Почуевой
Константин Галюк на конференции «Алгоритмы успеха», Makers game group, академия игры
Как выбрать репетитора?, TRN.ua
Чем «грозит» компании оптимизация бизнес-процессов?, Группа финансовых решений
ГИД рекрутера, Softengi training center
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».