Закупки: выиграть нельзя проиграть
Рынок многие годы диктовал свои условия: закупщик был сильнее. Это привело к тому, что максимальный инструментарий баера в переговорах - это давление, угрозы...
Рынок многие годы диктовал свои условия: закупщик был сильнее. Это привело к тому, что максимальный инструментарий баера в переговорах - это давление, угрозы, ультиматумы.
Уже сегодня многие компании поняли, что отсутствие партнерских отношений с поставщиками приводит к целому ряду проблем:
Проблема №1:
Если в данный момент на рынке дефицит товара, то поставщик «продинамит» в первую очередь ту компанию, баер которой при малейшей возможности его «давил».
Результат:
Отсутствие сырья на производстве или товаров в розничной сети.
Проблема №2:
Поставщики, уже привыкшие к однотипной стратегии закупщика Win-Lose (в смысле: Я - Закупщик - Царь, а ты - поставщик - лузер), на переговоры приходят вооружившимися заоблачными ценами и условиями. Эта ситуация снижает шансы получить действительно выгодные условия. На все давление закупщика представитель поставщика отвечает заранее включенными в условия скидками.
Результат:
Продавец получил то, что хотел, а Закупщик думает, что он получил наиболее выгодные условия.
Проблема №3:
Переговорный процесс в ряде случаев «особого противостояния сторон» затягивается в 4-6 раундов с привлечением руководителей.
Результат:
Существенно увеличиваются временные затраты, но не улучшается конечный результат.
Именно по этим причинам обучение закупщиков становится актуальным как никогда.
Почему важно научить закупщиков выстраивать «партнерские отношения» с поставщиками? Вопрос риторический.
Рассмотрим причины, которые мешают закупщику выстроить эффективные долгосрочные отношения с поставщиками (список составлен в соответствии с опытом моей работы с баерами как розничных, так и производственных компаний в Украине):
Причина №1: Закупщики не считают, что переговоры могут дать существенный результат в улучшении условий сотрудничества.
Почему?
Во-первых, приоритеты в работе: бумажная работа по проведению сделок важнее, соответственно, не хватает времени на «общение».
Во-вторых, убеждение закупщиков, что если у 3-5 поставщиков условия (например, цены) примерно одинаковые, то это и есть рыночные условия, лучше не будет. Отношения с закупщиком выстраиваются соответствующее.
Причина №2: Закупщики зачастую не готовятся к переговорам.
Почему?
Во-первых, нет времени.
Во-вторых, не умеют.
К примеру, продавцы в хороших компаниях проходят тренинги по продажам и переговорам примерно 3 раза в год. Этот процесс называется «накачкой» и «мотивацией». Поэтому инструментарий у них широкий и результативный. А как часто вы готовите своих закупщиков к переговорам? Такие понятия как «зона возможных договоренностей», «варианты решений», «BATNA», «анализ факторов силы/слабости» зачастую являются открытием для закупщиков, хотя это стандарт подготовки к переговорам. Какие уж тут партнерские отношения? Лишь бы цифры сообразить в ходе спарринга с продавцом.
Причина №3: Закупщики, увы, очень слабо владеют навыками переговоров в стиле Win-Win (партнерские переговоры).
В таких переговорах важно учитывать интересы партнера, грамотно выстраивать аргументацию своего предложения, находить обоюдовыгодный вариант или хотя бы делать вид, что вариант взаимовыгодный.
Вывод простой:
Ваш бизнес, будь вы производственная или розничная компания, напрямую зависит от мастерства ваших закупщиков.
И только Вам решать, будет ли приносить процесс закупок дополнительную прибыль Вашей компании.
И именно Вам предстоит поставить запятую в фразе «Закупки: выиграть нельзя проиграть».
Полезная информация:
Открытый тренинг:
"Переговоры в закупках: лучшее из переговорных практик"
Кравченко Алина
Генеральный директор Компании «Consulting Group».
Бизнес-тренер, консультант по вопросам эффективного управления, формирования управленческих команд, оценки руководителей, эффективных переговоров.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії Логістика, митниця, ЗЕД Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами