Инвестиционные проекты (продолжение 4)

Инвестиционные проекты (продолжение 4)

"Ода амортизации", термин "чистый денежный поток", методы оценки инвестиционных проектов, сквозной пример, метод оценки "Период окупаемости"

Продолжение.

Окончательная эффективность инвестиционного проекта оценивается путем сравнения денежных потоков (а не прибыли) с исходным объемом инвестиций. Полученные значения показателя чистой прибыли до амортизации, процентов и налога на прибыль (EBITDA) необходимо пересчитать на величину денежного потока.

Чтобы закрепить термин «чистый денежный поток», который используется в финансовом менеджменте, я позволю себе

еще одно отступление, называемое мною «Ода амортизации». Любой вид деятельности осуществляется при помощи основных средств, будь то здание завода, технологическая линия или автомобиль, взятый в лизинг, стол и компьютер. Так в чем жеэкономический смысл загадочного слова «амортизация». Поясню на примере:

Допустим, предприниматель ежедневно покупает 50 кг яблок за 500 грн., а продает за 650 грн. Путем несложных вычислений получается, что он зарабатывает в день (650-500) 150 грн. чистой прибыли. Разложим по терминам экономического анализа: выручка – 650, себестоимость – 500, маржа (наценка) – 150, чистая прибыль – 150, чистый денежный поток (заработанные деньги) - 150. Итого за месяц его маржа, чистая прибыль и чистый денежный поток равен (150*30)  4 500 грн. При этом стартовый капитал 500 грн. у него на руках каждый вечер, таким образом, денег в кошельке у него на 30 день – 5 000 грн.

Теперь та же ситуация, но немного сложнее. Чтобы продавать по 50 кг яблок ежедневно, предприниматель купил прицеп за 1200 грн., который он собирается использовать в течение 2 лет. При таких условиях стартовые инвестиции уже составляют (500 на яблоки + 1200 на прицеп) 1 700 грн. Покупая и продавая ежедневно яблоки, предприниматель на 30 день имеет в кошельке те же 5 000 грн., из которых 4 500 грн. – это маржа, 500 грн. – стартовый капитал на покупку яблок. А где же вложенные 1 200 грн. в прицеп? С одной стороны, заработанная маржа перекрыла покупку прицепа за 8 дней (1200:150), с другой стороны предприниматель продолжает использовать свой прицеп в дальнейшей работе, но как бы «бесплатно». Он считает, что в первый месяц заработал не 4500 грн., а (4500 – 1200) 3300 грн. В этом подходе и кроется ошибка, так как происходит замена понятий «возврат инвестиций» и «чистая прибыль». Яблоки – это товар, т.е. оборотный капитал. Покупка прицепа – это долгосрочная инвестиция, где прицеп – основное средство, которое будет использоваться в течение 2 лет (срок полезной эксплуатации).

Правило подсчета прибыли: Себестоимость яблок (товара)  мы сразу отнимаем от выручки в момент продажи, причем отнимаем не все 500 грн. сразу, а пропорционально продажам по 10 грн./кг (т.е. если бы мы продали не 50 кг, а 40, то на себестоимость отнесли бы (40кг*10грн) 400 грн.). А инвестиции в основные средства мы вычитаем из маржи (наценки) по частям по заданной формуле, например прямолинейная амортизация нашего прицепа 1200 грн. сроком на 2 года будет равна (1200:24) 50 грн. в месяц. Т.е. прицеп также списывается на себестоимость, но по частям, пока мы его эксплуатируем. В этом отличие основных средств от оборотных.

Тогда:  Разложим по терминам экономического анализа: выручка – (650*30) 19 500грн., себестоимость – (500*30) 15 000 грн., маржа (наценка) – (150*30) 4 500 грн., чистая прибыль – (4 500 – 50) 4 450 грн., чистый денежный поток (заработанные деньги) – 4 500 грн. При этом у него в кошельке на 30 день те же  5 000 грн.

Как видите, амортизация уменьшает экономическое понятие «чистая прибыль» и объясняет экономический термин «чистый денежный поток», который равен «чистая прибыль + амортизация».

Запомните это определение, оно пригодится в дальнейшем.

Важно отметить, что при принятии решений по капиталовложениям при оценке потоков денежных средств в них не включается амортизация, так как она не является расходом в форме наличных денежных средств. Это происходит потому, что затраты капитала на амортизируемые активы учитываются какрасход наличных денежных средств в началереализации проекта капиталовложений.

Итак, денежные потоки выглядят как строки в таблице Excel, часть из них (например «поступление выручки от покупателей») положительные, часть из них (например «оплата поставщикам», «зарплата», «уплата налогов») отрицательные. Разница между положительным и отрицательным денежными потоками в каждой колонке является денежным потоком по периодам, который и будет анализироваться.

 Существует несколько методов оценки инвестиционных проектов, основные – это:

  • период окупаемости (payback period - PB);
  • чистая текущая стоимость (net present value – NPV);
  • дисконтированный период окупаемости (discounted payback period – DPB);
  • внутренняя ставка доходности (internal rate of return - IRR).

 Из перечисленных методов первый является самым старым, он не учитывает стоимость денег во времени – дисконтированные денежные потоки. Поэтому я предлагаю рассмотреть его первым.

Пример: Предприятие собирается вложить в новую технологическую линию 100 000. Инвестиционный проект рассчитан на 5 лет. Желаемая ставка доходности – 10% годовых. После ввода в эксплуатацию ожидаются следующие денежные потоки (по периодам): 1 год – 30 000; 2 год – (50 000); 3 год – 70 000; 4 год – 60 000; 5 год – 50 000. По условиям проекта, помимо первоначальной инвестиции 100 000 на второй год потребуется вложить еще 50 000 (со знаком минус)

На временной прямой это будет выглядеть так:

              0            1               2             3            4              5  

-100 000    30 000    -50 000    70 000    60 000    50 000

  

Метод оценки «Период окупаемости» (payback period - PB)

Период окупаемости (PP) – это количество лет, необходимых для того, чтобы сумма денежных потоков, поступающих от проекта, стала равна сумме стартовых инвестиций в проект.

При использовании данного подхода предполагается, что чем меньше времени необходимо для окупаемости стартовых затрат, тем лучше. Соответственно, руководители компании должны определить для проекта какой-то максимально приемлемый период окупаемости = t. Очень часто можно услышать вопрос: «Когда окупятся вложения?» Т.Е когда инвестор получит назад те деньги, которые он вложил. При этом приемлемый срок у каждого свой, кому то и 2 года – долго, а кто-то считает и 10 лет приемлемым.

Период окупаемостирассчитывается по формуле: Количество лет перед полной окупаемостью проекта + дробь, в числителе которой сумма невозмещенных инвестиций на начало года, а в знаменателе сумма денежного потока этого года.

 В нашем примере оценка выглядит так:

1)       первоначальные инвестиции 100 000;  денежный поток 1 года = 30 000; невозмещенные инвестиции на начало 2 года = -100 000 + 30 000 = - 70 000;

2)       невозмещенные инвестиции на начало 2 года – 70 000; денежный поток 2 года – 50 000; невозмещенные инвестиции на начало 3 года = - 70 000 – 50 000 = - 120 000;

3)       невозмещенные инвестиции на начало 3 года – 120 000; денежный поток 3 года = 70 000; невозмещенные инвестиции на начало 4 года = - 120 000 + 70 000 = - 50 000;

4)       невозмещенные инвестиции на начало 4 года – 50 000; денежный поток 4 года = 60 000; т.к. денежный поток 4 года больше суммы невозмещенных инвестиций считаем дробь: 50 000/60 000 = 0,83 года (можно перевести в месяцы: если 12 месяцев – это 100%, то 83% - это 10 месяцев)

5)       суммируем время: 3 + 0,83 = 3,83 года или 3 года и 10 месяцев.

Правило РР:

  • Если РР < t - принять проект
  • Если PP > t - отклонить проект
  • Если PP = t - компании будет безразлично, принять или отклонить проект

 Сильные стороны РР:   

  • Прост при расчетах и в понимании
  • Служит индикатором рисковости проекта, т.е. показывает, какое время средства инвесторов будут подвержены риску невозврата
  • Служит индикатором ликвидности проекта (вернутся ли вложения) 

 Слабые стороны РР:

  • Не  учитывает стоимость денег во времени
  • Не учитывает денежные средства, поступающие от проекта после периода окупаемости
  • Часто опирается на субъективные критерии руководства в отношении максимального срока окупаемости
  • Не является объективным критерием для оценки влияния проекта на стоимость кампании 

 версию этой статьи можно посмотреть по ссылке: http://aronchuk-mm.prom.ua/a168979-investitsionnye-proekty-prodolzhenie.html

Продолжение следует.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI Фінанси, кредит, банківська справа