Как мы понимаем, что такое «правильные нормы»

Как мы понимаем, что такое «правильные нормы»

Нормы могут быть вредными и нездоровыми.

Один показатель одного склада

Склад нормирован по одному единственному интегральному показателю: объему отгруженной продукции. При том оплата труда индивидуальная, для каждого грузчика.

Съем данных достаточно простой. Параметры отгружаемого товара (объем упаковки) имеются в учетной системе компании. Задания грузчикам выдаются из этой же программы, где после выполнения закрепляются за выполнившим. Само собой, что посчитать конечную сумму, которую заработал каждый конкретный грузчик, не составило большого труда. Программисты написали лишь маленький модуль для этого.

Но подход оказался все же вредным и нездоровым для компании. После внедрения данного подхода к расчету заработной платы, начался наблюдаться значительный перевес. Те, кто работал давно, зарабатывали суммы, превышающие тысячу долларов (при норме для местного рынка труда в пределах пятисот-шестисот). Те же, кто устроился недавно, не могли заработать и трехсот.

«Старички» ни в чем себе не отказывали (в том числе и качать права), а их возможная смена уходила еще до конца испытательного срока. На их место брались новые, но и те не могли справиться с нагрузкой.

Когда мы вникли в ситуацию, оказалось что операторы ПК, находящиеся тут же на территории склада, за символические подарки меняли очередь заказов на отгрузку и самые выгодные заказы доставались «старичкам» (те, что отгружались целыми не сортируемыми паллетами). Невыгодные же заказы отдавались новеньким (ради одного м3 работали 2-3 часа).

Ошибки:

  • один единственный интегральный показатель, который не учитывал сложности проводимой работы
  • не применялся метод демотивации «стахановцев».

Офисные отчеты

В данном случае мы нашли даже не применение нормирования, а чистый грабеж собственника. В офисе одной компании были внедрены отчеты о проделанной работе. Перечень возможных работ, само собой, был ограниченным и каждой работе была присвоена норма расхода времени. К примеру, звонок – 15 минут (с внесением информации в базу данных), встреча в офисе – 1,5 часа, встреча в пределах города вне офиса – 3 часа, вычитка одной страницы договора – 20 минут.

Как мы выяснили, сами нормы были определены коллективом с подачи руководителей подразделений (т.е. они уже были завышены с хорошим запасом). Это первое, что нас насторожило..

Отчеты же о проделанной работе далеко не всегда подкреплялись первичной документацией. В большинстве же случаев первичная документация велась в письменном виде и проверка ее наличия заняла бы слишком много времени. Достоверность отчетов визировалась руководителем отдела (зачастую задним числом, порой за целый месяц).

Думаю, вы догадались о том, что не сильно напрягаясь, не оставаясь после окончания рабочего дня и не выходя по выходным, каждый работал не менее пятидесяти часов в неделю, за что исправно получал свою заработную плату.

Ошибки:

  • Излишняя детализация отчетов – главная и центральная ошибка, из которой следуют другие
  • Отсутствие системного контроля (де факто) и выборочного независимого аудита
  • Нормы назначались заинтересованными лицами
  • Большие непроизводственные затраты времени на сбор данных
  • Сбор, хранение и сортировка данных, которые несли ограниченную ценность для компании

 Так что же «хорошо» с нашей точки зрения?

  • Переход на сдельную оплату труда должен сопровождаться минимальными изменениями в информационных потоках компании. Порой внедрение норм требует настолько больших административных затрат времени на эти потоки информации, что экономический эффект от нормирования съедается затратами на его администрирование..
  • Данные должны быть объективны и достоверны. Соответственно они должны сниматься с достоверных источников, подделка которых нецелесообразна по времени и вызывает сложность.
  • Нормированием не должны заниматься заинтересованные стороны. Ни начальник отдела, ни начальник производства не поставит предельно возможные нормы. Играя на стороне подчиненных, они будут стараться нормы завышать, страхуя себя от бунта и идя на поводу.
  • Нормы должны быть как можно проще, но не слишком простыми. Мы выступаем за такие интегральные показатели, как вес, количество строк, размер записей и т.д. Иногда можно детализировать и глубоко, но не глубже объективных и легко снимаемых данных. Иногда можно применять сложные формулы расчета. Но если можно упростить – надо упрощать.
  • Нормы должны быть понятными. Ваши сотрудники обожают делить шкуру неубитого медведя. Хотите их демотивировать? Введите настолько сложную формулу расчета, чтобы они всегда ошибались в своих ожиданиях. Так вы их быстро вгоните в ситуацию вечной неопределенности, стресса и ожидания худшего.
  • Нормы должны быть справедливыми. Вопрос: за что надо заплатить больше, за перенос тонны золота на сто метров или за перенос тонны песка? Ответ: при одинаковых условиях песок носить неудобнее.
  • Нормы должны быть достижимыми. На то они и нормы, т.к. по определению это характеристика среднестатистического объекта исследования. Лучше подарите возможность заработать сверх ожидаемого, чем не давать достигнуть требуемого.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Виробництво, промисловiсть Охорона праці, санітарні норми