Финансовая дисциплина бизнеса

Финансовая дисциплина бизнеса

Ежемесячный мониторинг «финансового здоровья» предприятия позволяет на ранних стадиях обнаружить тенденции и вовремя принять действенные меры, если что-то пошло не так.

Важнейшее условие успешного управления финансами предприятия - анализ его финансового состояния.

Но для принятия правильных управленческих решений руководителю нужна достоверная информации о состоянии дел в его компании.

Такую информацию может дать только управленческая отчетность.

Не финансовая отчетность, которая составляется «для внешних пользователей», а именно та отчетность, которая составляется для внутренних пользователей компании и отражает истинное состояние дел.

Итак, анализировать руководителю нужно  свою управленческую отчетность: управленческий баланс и отчет о финансовых результатах.

Именно они покажут ему, в правильном ли направлении движется его бизнес.

Как часто это делать?

Это решает каждый для себя сам.

Я бы рекомендовала делать это ежемесячно, ведь ежемесячный мониторинг «финансового здоровья»  предприятия позволяет на ранних стадиях обнаружить тенденции и  вовремя принять действенные меры, если что-то пошло не так. Если очень сложно делать такой анализ ежемесячно, то хотя бы раз в квартал обязательно  следует уделить  внимание «финансовому анализу здоровья» своего предприятия.

О чем может «рассказать» баланс?

Прежде всего, о динамике  запасов, дебиторской и кредиторской задолженностей.

Увеличение величины запасов расскажет  о том, что руководитель отвлекает из оборота самую ликвидную часть своих оборотных средств (денежные средства) и переводит их в менее ликвидную – запасы,  иными словами «замораживает» их.

И здесь стоит посмотреть критически на свои запасы и проанализировать - действительно ли они экономически оправданы.

Увеличение дебиторской задолженности, а это не что иное, как предоставление беспроцентного кредита своим покупателям, расскажет о том, что коммерческое подразделение недостаточно хорошо работает со своими покупателями и в результате компания недополучает «живые деньги»,  а получает долги, которые неизвестно когда отдадут.

Увеличение кредиторской задолженности расскажет либо о финансовых сложностях предприятия, когда оно не может своевременно производить оплату своим поставщикам, либо о проведении политики удлинения периодов времени задолженности, что фактически дает беспроцентный кредит на сумму и на срок задолженности.

Необходим-ли CVP-анализ?

CVP-анализ – это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли.

Это инструмент управленческого планирования и контроля, т.е. данные взаимосвязи, которые формируют основную модель финансовой деятельности и позволяют использовать результаты анализа для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

Его еще называют анализом «затраты-объем-прибыль».

CVP-анализ фокусирует внимание на том, какое воздействие на прибыль оказывают следующие пять факторов:

      1) цены на продукцию 
      2) объем продаж 
      3) переменные расходы на единицу продукции 
      4) общая величина постоянных расходов 
      5) структура реализуемой продукции

CVP-анализ помогает менеджерам определить, как будет изменяться прибыль под воздействием этих факторов и поэтому, он является жизненно важным инструментом для принятия многих управленческих решений о том, что производить, по какой цене продавать, какую рыночную стратегию использовать, какую структуру затрат поддерживать.

Конечно, можно планировать все это «на глазок» или вообще не планировать, - смотря какой уровень точности получаемых (фактических) показателей деятельности компании Вас устраивает.

Просто, CVP-анализ позволяет определить наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции.

Как рассчитать и спланировать затраты по местам возникновения,
бизнес-единицам и драйверам затрат?

В условиях жесткой конкуренции одним из основных преимуществ компании становится низкая себестоимость продукции.

Ошибки при расчете себестоимости могут привести к неверным управленческим решениям: снятию с производства рентабельной продукции или, наоборот, увеличению выпуска неперспективного товара.

Управление себестоимостью (управление затратами на создание качественной продукции) является процессом целенаправленного формирования затрат по их виду, местами возникновения и постоянного контроля уровня затрат, стимулирования их снижения.

Место затрат - это место их формирования (рабочее место, группа рабочих мест/сегмент процесса, процесс).

Центр ответственности - организационное единство мест затрат с ответственным за их уровень.

Центры ответственности должны совпадать с местом затрат.

Применение ABC метода (Activity based costing)  позволяет руководителю более точно определить стоимость того или иного продукта, особенно в ситуации, когда косвенные расходы превышают прямые.

Драйвер затрат - это параметр, в соответствии с которым часть косвенных затрат, связанных с использованием ресурсов, должна быть перенесена на их стоимость

Как правило, выделяют следующие виды ресурсов:

  • персонал;
  • оборудование;
  • транспорт;
  • материалы и комплектующие;
  • топливо, энергия, природные ресурсы;
  • помещения (земля).

Например,

необходимо распределить амортизацию офисной техники на всех сотрудников.

Драйвер  затрат - фонд времени работы офисной техники за определённый период времени.

Определяется стоимость единицы драйвера затрат как отношение амортизационных отчислений к общему фонду времени работы офисной техники.

Применение АВС-метода обеспечивает более точное описание затрат и отображает финансовое состояние организации лучше, чем традиционные методы бухгалтерского учета, принося наиболее объективные и реалистичные результаты.

Это позволяет организации вырабатывать более точные и обоснованные решения. Затраты предприятия становятся более управляемыми, появляется возможность обнаружить наиболее действенные рычаги их снижения.

Необходимо-ли рассчитывать точку безубыточности?

Конечно, если управлять компанией ориентируясь на принцип: «Главное ввязаться в драку, а там ситуация покажет…», то рассчитывать точка безубыточности и не нужно.

Точка безубыточности показывает объем реализации в натуральном или стоимостном выражении, который обеспечивает нулевую прибыль, то есть безубыточность.

Этот объем реализации в стоимостном выражении должен возместить переменные и постоянные затраты предприятия.

Для расчета точки безубыточности применяют следующие методы:

математический метод (метод уравнения);

метод маржинального дохода;

графический метод.

Графически расчет точки безубыточности будет выглядеть следующим образом:


Как часто во время кризиса нужно пересчитывать себестоимость товаров
и услуг, чтобы не допустить убытков?

Кризис - сложное время для предприятий.

И для  того чтобы в сложные для бизнеса времена удержаться на плаву, решения необходимо принимать быстро и взвешенно.

Финансово-экономическое состояние предприятия характеризуется уровнем его прибыльности и оборотности капитала, финансовой стойкостью и динамикой структуры источников финансирования, способностью своевременно рассчитаться за долговыми обязательствами и т.п.

Прибыль предприятия зависит от его операционной активности, которая на производственных предприятиях выражается прежде всего объемом изготовления и продажи продукции.

Если речь идет о динамике активности, т.е. темп ее изменения, то на величину прибыли существенным образом влияет структура затрат.

Анализ себестоимости продукции комплексно характеризует степень использования всех ресурсов предприятия: и уровень техники, технологии и организации производства; дает возможность проявить убыточные виды продукции, выяснить причины такого ущерба и принять соответствующие решения, например снять продукцию из производства, реорганизовать технологический процесс, внести изменения в конструкцию продукции и т.п..

Чем лучше работает предприятие (интенсивнее использует производственные ресурсы, успешнее совершенствует технику, технологию и организацию производства), то тем ниже ее себестоимость продукции. Поэтому себестоимость продукции есть одним из важных показателей эффективности производства, имеет непосредственную связь с ее ценой.

Чтобы не провалиться в убытки при постоянно меняющихся условиях рынка, нужно знать величину себестоимости своей продукции. А поскольку факторы, влияющие на себестоимость, постоянно изменяют свою величину, то и себестоимость необходимо  пересчитывать. Как  часто это делать? По крайней мере каждый месяц.

Какие главные методы калькулирования затрат, о которых должен знать руководитель?

В процессе своей деятельности предприятие обязательно несет затраты.

Часть этих затрат зависит от объемов выпускаемой продукции или оказанных услуг и они являются переменными, а часть не зависит от объемов, эти затраты  являются постоянными.

Постоянные затраты могут быть производственными, административными и маркетинговыми.

Как распорядиться постоянными производственными  затратами?

Включить их в состав производственной себестоимости, то есть «распределить» равномерно по всей произведенной продукции, или подобно маркетинговым и административным затратам отнести к затратам периода, то есть на совокупность затрат, связанных  с реализацией продукции на конкретный период (чаще месяц)?

В зависимости от принятого решения  методы расчета себестоимости делятся на две группы:

  • методы учета на основе полных затрат (absorbtion-costing), то есть метод поглощенных затрат
  • методы учета на основе только переменных затрат (direct-costing), то есть метод прямых затрат

Метод полных (поглощенных) затрат - метод калькулирования себестоимости продукции с распределениемвсех затратмежду реализованной продукцией и остатками на складе.

Метод переменных (прямых) затрат - метод калькулирования себестоимости продукции, при котором все затраты разделяются на переменные и постоянные и только переменные затраты относятся на реализованную продукцию.

С целью усиления ответственности, контроля за затратами целесообразно планировать, учитывать и контролировать их за каждым продуктом в центрах ответственности за маржинальним методом, т.е. - на уровне переменных затрат, а постоянные затраты - на уровне структурных единиц и предприятия в целом.

Анализ калькуляции себестоимости за сменными затратами может оказывать содействие усовершенствованию программы управления получением прибыли.

Таким образом, маржинальний метод учета затрат создает условия для улучшения общего экономического состояния предприятия,  предоставляет информацию о взносе каждого процесса (сегмента) в формирование прибыли предприятия, дает возможность контролировать затраты и формировать отчетность за процессами (сегментами) предприятия, оценивать деятельность каждого процесса (сегмента).

Какой метод эффективной оценки прибыли?

Прибыль является конечным финансовым результатом пред­принимательской деятельности предприятий и в общем виде пред­ставляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль.

Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета (форма № 2 «Отчет о прибылях и убыт­ках»), представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

Руководителя интересует именно экономическая прибыль!

Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при ее расчете учитывается стоимость использования всех долго­срочных и иных процентных обязательств (источников), а не толь­ко расходов по уплате процентов по заемным средствам, как это имеет место при расчете бухгалтерской прибыли. Иными словами, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину альтернативных затрат.

Именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов. Положительное ее зна­чение означает, что компания заработала больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов.

И конечно, для лучшего понимания и развития навыков применения финансовых инструментов, я приглашаю Вас в консалтинговый центр ШАУЗ на специализированные тренинги или коучинг-программы, где Вы получите профессиональные знания и четкий алгоритм практических действий для внедрения и эффективного функционирования системы управления финансовыми потоками.

Желаю Вам Удачи и Эффективных Результатов!

Ирина Стецурина,
Системный консультант-тренер, Коуч

консалтингового центра ШАУЗ


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI Фінанси, кредит, банківська справа