Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Фарммаркет или классическая аптека?

Фарммаркет или классическая аптека?

Открытие аптеки в классическом варианте или в формате фармаркета?

В последнее время все большую силу набирают фарммаркеты. На западе они очень распространены.

Вопрос:  В каком случае есть смысл открывать фарммаркет?

Ответ:

  1. Открывать их имеет смысл при  высокой проходимости людей,
  2. спальные районы исключаются,
  3.  площадь торгового зала свыше   50 кв. м.

    Особенности расстановка мебели в фарммаркете,  психологические аспекты дизайна.

 Как наиболее функционально разделить площадь помещения? Какой должна быть мебель для вашей аптеки и как её лучше расставить? Где и какие отделы лучше расположить? Какой товар и где выгоднее выложить?

Еще на этапе планирования торгового зала аптеки  необходимо продумать взаимосвязь всех помещений с точки зрения удобства и логики . Перемещение продукции из помещений для хранения в торговый зал аптеки должно быть максимально быстрым и комфортным, без узких, загроможденных проходов. Ящики для хранения вместительными с возможностью классификации.  Функциональные накопители в витринах пристенной группы и гондолах (при открытой выкладке) дадут возможность создать запас товара непосредственно в торговом зале.

Расположение витрин и стеллажей должно исключать пустующие (неработающие) пространства по периметру (за исключением зоны справа от выхода, которая с коммерческой точки зрения является «ледяной» и больше подходит для организации уголка отдыха либо установки банкомата). Рационально использовать необходимо и центральные части торгового зала.

Существуют определенные пропорции расстановки торговой мебели в аптеке, определенные мерчендайзерами.

1. Коэффициент установочной площади

(т.е площади, занятой под торговую мебель).  Эта величина должна быть в диапазоне: 0.25-0.35. Рассчитать этот коэффициент несложно, зная площадь торгового зала и размеры предполагаемого в Вашей аптеке торгового оборудования.

K уст. = S уст. (сумма площадей всех оснований ТО)/ S торгового зала

(где S – площадь, ТО – торговое оборудование)

Т.е. под торговую мебель в аптеке должно находиться не более 30 процентов торгового зала . Иначе торговое пространство в будет использоваться малоэффективно .

2. Правило «золотого треугольника»: Вход, касса и торговая витрина с самым ходовым товаром должны быть максимально удалены друг от друга.

Такое расположение стимулирует посетителей к совершению незапланированных (импульсных) покупок на пути к кассе через всю аптеку.

Это правило применимо и для традиционных прилавочных аптек, и для аптек в виде самообслуживания. Хотя для фармамаркетов актуальнее правило «платиновой петли» . «Платиновая петля» — траектория движения покупателей в виде овала, проведенного через точку входа и основную торговую витрину.

Принцип в обоих случаях одинаковый —  расставить торговую мебель в аптеке и выложить продукцию так, чтобы посетитель провел в торговом зале как можно больше времени.

3. При организации фармамаркета стоит учитывать еще некоторые полезные цифры :

  • минимальное место для прохода одного человека с ручной кладью (корзинкой) составляет 0,875 м;
  • для того чтобы два человека с корзиной в одной руке успешно разошлись в проходе, требуется 1,5 м;
  • для того чтобы нагнуться к нижней полке торговой витрины, необходимо пространство в 1 м;
  • в случае, когда один человек рассматривает полки, повернувшись к ним лицом, другой может спокойно пройти с корзиной при минимальном расстоянии в проходе 1,25 м.

Таким образом, минимальная ширина прохода должна быть 1,3 м , оптимальная – 1,4-1,8 м. Это не маловажно, ведь с вободный доступ к товару повышает товарооборот на 30-70%,  в то время как отсутствие доступа снижает оборот вдвое.

С оотношение ширины прохода и высоты оборудования также нужно учитывать, оно должно быть  3:4.
При этом 85 % площади должно приходиться на зал обслуживания населений и 15 % – на зону расчетно-кассового узла.

4. Важным моментом является организация рабочей зоны по обслуживанию посетителей: отпуску лекарств и оформлению рецептов через стол или прилавок. Ее площадь рассчитывается как умножение длины прилавка и глубины рабочего места (ширина прилавка и торгового оборудования для выкладки и размещения запаса товаров плюс ширины прохода между ними).

Последний должен быть в диапазоне от 90 до 120 см. Если больше – персонал быстрее устанет, меньше –тесно и неудобно работать. А именно от их работоспособности зависят продажи и, соответственно, эффективность работы аптеки.

5. Выкладка. Необходимо учитывать и особенности человеческого глаза.

  При неподвижном положении головы поле зрения человека охватывает угол 54 градуса по  горизонтали, 27 градусов вверх и 10 вниз от уровня глаз – по вертикали. Это самая оптимальная зона для размещения товара в аптеке. При удалении от торговой витрины этот диапазон увеличивается.

Интересно, что мужчины и женщины по-разному воспринимают и видят товар. Женщины лучше находят предметы, расположенные вблизи, но могут не заметить товары на верхних и нижних полках. Мужчины могут с трудом найти предмет, расположенный рядом на  полке, но хорошо видят товар на дальних, верхних и нижних полках.

Некоторые хитрости.

  • изменить движение или направить покупателя в нужном нам направлении можно путем создания барьера (декоративный элемент, дисплей, гондола, стойка) на его пути. Этот способ часто используют в аптеках  самообслуживания с прямоугольной формой торгового зала;
  • торговую мебель и товар нужно располагать таким образом, чтобы покупатели не только прошли по периметру, но и зашли вглубь торгового зала;
  • дополнительная подсветка, яркое оформление торговых витрин, расположенных в «холодной» зоне используется для выкладки дорогой косметики и парафармацевтики, проведения распродаж и промо-акций.
  • кассу лучше расположить в  «холодной» зоне, что привлечет в нее покупателей;
  • разместите в витринах яркие, привлекающие внимание товары, например товары для детей, игрушки;
  • торговую витрину, в которой размещены товары со скидками или со сниженными сроками годности, нужно обязательно оформить (например «Товар по смешным ценам», «Здорово и выгодно»);
  • в  «холодной» зоне можно установить  дисплей, аквариум или другой яркий декоративный элемент;
  • в углах торгового зала лучше расположить витрины закругленных форм;
  • входная дверь должна открывалась наружу (это также требование противопожарной безопасности) или установите автоматическую дверь, чтобы  предупредить появление «холодной» зоны в пространстве за дверью, открывающейся внутрь.

Полезные статьи:

Оборудование для аптеки. Мебель для аптеки. Дизайн аптеки.

«Борьба за покупателей», или как повысить продажи в аптеках без дополнительных затрат?

Автоматизация аптеки. Стоит ли автоматизировать «одиночную» аптеку?

Три самых распространенных компьютерных программ для аптек.

Тренинг «Как открыть аптеку в Украине?»

Компания: Эксперт-фарм (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Совершенство, но не перфекционизм, Красноречие, тренинговая компания Елены Почуевой
Константин Галюк на конференции «Алгоритмы успеха», Makers game group, академия игры
Как выбрать репетитора?, TRN.ua
Чем «грозит» компании оптимизация бизнес-процессов?, Группа финансовых решений
ГИД рекрутера, Softengi training center
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».