Оценка персонала. Все о современных методах оценки эффективности персонала

Оценка персонала – это часть всей системы менеджмента компании.

Оценка персонала – это эффективный инструмент управления и мотивации персонала.

Системная и регулярная процедура оценки персонала позволяет собрать информацию о профессиональных компетенциях сотрудников, об их навыках, умениях, деловых качествах.

Каждый сотрудник получает уникальную возможность услышать структурированную обратную связь, увидеть свой «профессиональный портрет», и главное, - получить компетентные рекомендации о том, что  следует улучшить и как это можно сделать наиболее эффективно.

Полученные в процессе оценки результаты позволяют выстроить отвечающий потребностям и запросам компании план обучения.
Таким образом, регулярная качественная оценка является одним из основных инструментов нематериальной мотивации персонала.

Под оценкой персонала подразумевают определенные процедуры, предназначенные для поиска и решения проблем в кадровом ресурсе.

Все системные оценочные процедуры имеют схожую структуру (составление списков оцениваемых; разработка критериев оценки; подготовка необходимого инструментария: сценарии, упражнения и т.д.; подготовка участников и наблюдателей; проведение процедуры; составление отчетов и предоставление рекомендаций), но различаются по формату проведения.

Самые популярные и наиболее эффективные из них: аттестация, оценка 360 градусов, ассесмент-центр.

Аттестация – процедура определения соответствия или несоответствия сотрудника занимаемой им должности. Это своеобразный квалификационный экзамен, который, в принципе, мало чем отличается от привычного для нас экзамена в школе или институте – точно также предварительно готовятся и изучаются билеты, которые сдаются аттестационной комиссии или в процессе аттестационного собеседования. Процедура аттестации имеет свою специфику и немного перегружена протокольным форматом (составление характеристик, протоколов аттестационных собеседований и т.д.), но при правильном и грамотном проведении позволяет получить информативный срез профессиональных знаний.

Например, целесообразно применять оценку в формате аттестации для проверки знаний*:

  • ассортимента, характеристик продукта у менеджеров по продажам, консультантов, продавцов;
  • способов поиска и хранения товара на складе, группировки и сортировки кладовщиков (квалифицированных).

Аттестация не эффективна для проверки ежедневных рабочих действий: как делают, выдают, отвечают, говорят, реагируют, принимают заказы, общаются в стандартных и нестандартных случаях. Для определения качества этих деловых коммуникаций и поиска  «сбоя» в рабочих процессах, лучше применить метод обратной связи «360градусов».

Оценка «360 градусов» – это формат оценки, позволяющий собрать наиболее полную информацию о корпоративной культуре, о деловых отношениях сотрудников, об особенностях их рабочего поведения.

Данный формат успешно используется при построении корпоративной культуры, при внедрении в компании определенных корпоративных стандартов поведения в коллективе, стандартов взаимоотношений с клиентами.

Оценка «360 градусов» предполагает оценку рабочего поведения сотрудника людьми, которые наблюдают это поведение каждый день – его коллегами, руководством и подчиненными.

Оценка 360  эффективна при диагностике межличностного рабочего общения и помогает улучшить бизнес-процессы как в одном подразделении, так и  между отделами.

Ассессмент-центр – это комплекс заданий, упражнений и ролевых игр, специально подобранных для «вытягивания» и наблюдения требуемых компетенций у оцениваемых. Процедура ассесмент-центра предполагает наличие экспертов-наблюдателей, фиксирующих особенности решения задач тем или иным участником. Обычно специально обученные наблюдатели привлекаются извне, но могут быть задействованы и внутренние резервы компании, при условии их предварительного обучения.

Ассесмент-центр активно используется:

  • для формирования кадрового резерва,
  • для определения компетенций, требующих развития у выбранной группы сотрудников,
  • или при отборе внешнего кандидата на высокую должность.

Ассессмент-центр очень эффективен для оценки компетенций специалистов по продажам, клиент-менеджеров, консультантов, руководителей всех уровней. Ассессмент-центр точно определит сильные и слабые зоны в компетенциях: управление людьми (организация, мотивация, контроль), лидерство (влияние, убеждение), продажи (переговоры с клиентом, презентация, аргументация, общение по телефону).

Оценка в формате ассессмент-центр даст полную информацию о  компетенциях  сотрудников, которые особенно ценны для роста компании.

При условии грамотного использования оценочного инструментария, все форматы оценки персонала полезны и для компании и для сотрудников.

Главное – определить какую информацию вы хотите получить по окончанию оценочной процедуры, а затем выбирать формат проведения оценки.

В статье приводятся примеры для коммерческих структур. Государственные учреждения  проводят регулярную оценку персонала, согласно утвержденного законодательством  списка профессий, подлежащих обязательной аттестации.

Тренинг "Оценка персонала в компании. Все о современных системах оценки эффективности персонала", 3 апреля 2015, 10.00-16.00.

Тренинг "Технология Ассессмент Центра"  23-24 апреля 2015 г.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Менеджмент, керування, KPI