Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Обучение и развитие топ-менеджеров: эффективные инструменты

Статья посвящена инструментам обучения и развития топ-менеджеров. Мы постараемся не повторять банальных истин. Ведь очевидно: менеджеров высшего звена важно готовить, растить, обучать и развивать. И традиционных инструментов здесь явно недостаточно.

Эта статья посвящена инструментам обучения и развития топ-менеджеров. Мы постараемся не повторять банальных истин. Ведь очевидно, что менеджеров высшего звена важно готовить, растить, обучать и развивать. И традиционных инструментов здесь явно недостаточно в условиях меняющегося мира и нестабильного общества.

 

Вначале мы рассмотрим то, что актуально на сегодняшний момент, исходя из мирового опыта обучения топ-ов. При этом будем смотреть не только на одну часть карты – взглянем и на Запад, и на Восток, чтобы лучше определить, что именно ближе и полезнее для нас.
 

1. Практический анализ инструментов обучения и разития топ-менеджеров в других странах
 

Великобритания: Оксфордская бизнес-школа и программы Ноттингема

Британию принято считать символом неизменных традиций, консерватизма и рациональной культуры. Но если говорить об обучении и развитии топ-менеджеров, обычаи этой страны «культурно» и сбалансированно сочетаются с инновациями. Это является фундаментом одной из самых сильных мировых экономических систем.
 

Попробуем свести британскую философию и традиции подготовки управленцев к 2-м самым важным пунктам, учитывая уважительное отношение сограждан к Её Величеству Королеве (пример высшего топ-менеджера, не так ли?). Получим следующее:

  1. «Обучение топ-менеджеров в глубину»:Высшее руководство ассоциируется с лидерством. И Королева тому пример. Поэтому большинство программ подготовки и обучения менеджеров предполагают, прежде всего, развитие лидерских и человеческих качеств. Для англичан это важно вдвойне, так как топ в этой стране является не только управленцем, но и носителем культуры. Чего британцам не занимать, так это способности распространять и утверждать свою культуру всеми доступными способами. Но обычный менеджер-администратор, управляющий структурой, не может воздействовать на культуру и менять ёё. Культура – удел лидеров.
  2. «Обучение топ-менеджеров в ширину – во всех сферах общества». Британская форма лидерства и присущая этой цивилизации «культура совершенства и высоких стандартов» подразумевают то, что менеджер-лидер нужен не только бизнес-организациям (вторичный сектор общества) и государству (первичный сектор общества), а также общественным организациям (третичный сектор общества). Соответственно, создаются специализированные программы системной подготовки топ-ов в таких сферах как: бизнес, учебные заведения, государственный сектор и общественные организации.

Классический пример этому две достаточно широко известные Бизнес-школы Оксфордского и Ноттингемского университетов.
 

Например, в бизнес-школе Оксфорда существует 5 различных программ по лидерству. Вот краткое описание формата и инструментов 3-х наиболее востребованных из них:

  1. Обучающая программа «Стратегическое лидерство». Состоит из трех 5-дневных тренинг-семинаров. Основные инструменты: презентации, тьюториалы, практикумы, рефлексии.
  2. Обучающая программа «Высокоэффективное лидерство». Включает три модуля по 5 дней. Основные инструменты: коучинг-персонализация потребностей, очные сессии, самостоятельная работа, дистанционный коучинг.
  3. Обучающая программа «Лидерство в организациях». Состоит из 4-х сессий по 4 дня каждая. Основные инструменты: презентации, практикумы, кейсы.

Как мы и договаривались, не будем сейчас вдаваться в подробности содержания программ, а лучше более подробно остановимся на конкретных инструментах и методиках обучения менеджеров высшего звена, которые могут служить для нас примером.
 

Итак, на современном этапе и в этих, и других программах подготовки топ-управленцев в Великобритании, используются такие инструменты и методы:

  • Он-лайн инструменты на начальных этапах обучения: регистрация, ориентация, тесты, опросники, оценка индивидуальных потребностей участников в обучении – все это происходит без отрыва от рабочего места с использованием Итернет.
  • Классические тренинговые программы «культурно» совмещены с традиционными лекциями. Ремесленники в высшем эшелоне, как уже отмечалось выше, в Британии не приветствуются. На этом этапе важно постараться развить не только поведенческие навыки (при помощи тренингов), но и заложить культурный фундамент управленца (используя лекции).
  • Коучинг-поддержка управленца во время всего процесса обучения. Коучинг в данном случае используется не только как независимый метод обучения и развития личности, но и как технология внедрения полученных знаний и умений на разных этапах в реальную жизнь и управленческую практику.
  • Обучение техникам «полевых» исследований. Управленец высшего уровня не только должен знать, но и думать. Не только опираться на готовые факты, но добывать их самому.
  • Мастер-классы по коучингу и наставничеству. Управленцы высшего звена учатся не только руководить, но также и обучать, развивать, наставлять как своих подчиненных, так и будущих преемников. Преемственность – важная часть британской культуры, начиная со времен Короля Артура! В данном случае сочетание инструментов традиционного менторинга с инструментами инновационного коучинга весьма и весьма эффективно. Доказательством этого может служить появление и уже многолетнее успешное существование в Великобритании Европейского Совета Менторинга и Коучинга (EMCC), представительство которого уже открыто и в Украине.
  • Ретриты (англ. retreat [ri'triːt] – «уединение», «удаление от общества», рус. лит. «затвор») международное обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике. Это, возможно, пока одна из самых мало привычных для нас традиций в обучении и развитии топ-менеджеров. В украинских реалиях управленцы, как правило, занимаются этим, используя свой собственный отпуск для восстановления сил и борьбы с эмоциональным и экзистенциальным (смысловым) выгоранием. В Британских же обучающих бизнес-программах (а сейчас уже и в других странах) этот аспект - важная часть личностной и эмоциональной подготовки менеджера.
     

Австралия: 6 государственных программ подготовки лидеров.
 

После краткого обзора британских методик обратимся к опыту Австралии. И хоть это другая часть мира (1 марта в Австралии начинается осень) - культура развития руководителей на этом континенте во многом схожа с традициями Британии. Т.е., в результате:

  1. Такой же особый акцент на лидерских качествах управленца высшего звена (см. Таблицу 1). В таблице описана схема гармоничного использования 6-ти программ обучения лидеров, поддерживаемых на государственном уровне. Как видим, лидерство в данном случае - не столько одномерное явление, сколько «система лидерских качеств».
  2. При подготовке менеджеров используется сбалансированная система инструментов, также включающая как традиционные, так и инновационные методы. Вот 8 ключевых инструментов, используемых в этих программах: сторителлинг (англ. - storytelling, «рассказывание историй»), кейс-анализ, тренинги навыков, ретриты, самооценивание, коучинг, тьюториалы (очные занятия, проводимые тьютором на основе активных методов обучения), учебные визиты.

Таблица 1. США: Гарвардская школа Кеннеди.

Что касается Нового Света, – здесь также используется британская платформа обучения, но она ориентирована в большей степени на использование различных радикальных новшеств и инноваций. Как иллюстрацию рассмотрим схему обучения в одной из самых авторитетных управленческих школ США – Гарвардскую Бизнес-школу Кеннеди.

В Гарварде применяется около 10 (!) различных самостоятельных программ подготовки ключевых управленцев.

Надо отметить, что привычные для нас тренинговые инструменты хоть и важны, но в данном случае ключевыми есть другие технологии обучения управленцев: наставничество, провокации, коучинг, рефлексивные сессии. Тренинг остается основой, объединяющей эти инструменты.

 

Англия-Канада-Индия-Япония-Франция: Программа подготовки менеджеров по модели Минцберга. 

Невозможно пройти мимо этой программы! Она особенная. В ней в полной мере реализован принцип обучения кросс-культурному менеджменту и всестороннему глубокому развитию личности управленца. Суть ее заключается в том, что обучение состоит из 5-и модулей, каждый из которых длится 2 недели и проходит каждый раз в новой стране в условиях влияния различных культур.

Такого рода кросс-кульутрный подход в обучении и развитии топ-менеджеров в современном мире, склонном к глобализации, со временем будет набирать обороты. При этом спектр используемых инструментов будет неуклонно расширяться.

 

Российская Федерация: Школа корпоративных директоров

Данная программа реализуется Российским Институтом Корпоративных Директоров и разработана на основе менеджмент-исследований К. Барлетт и С. Гошал.

Программа краткосрочная и состоит из 6-и модулей длительностью 1 день каждый. При этом, первые 2 модуля обязательны, а все последующие - по выбору. Сильной стороны данной программы является то, что она использует концепцию 3-х уровней обучения и очень широкий спектр инструментов.


2. Какие выводы можно сделать для того, чтобы эффективно использовать этот опыт в Украине?

«І чужому навчайтесь, і свого не цурайтесь» – призывал Тарас Григорьевич. Этому постулату и стоит следовать. Я считаю, что существует 7 аспектов, отражающих текущую ситуацию и динамику изменений в сфере развития управленцев в Украине. При этом, 3 первых пункта отражают пока те факторы, которые остаются неизменными, а 4 последующих – подверженные трансформациям:

  1. Тренинги сейчас остаются технологией и инструментом № 1.
  2. Обучение топ-ов все еще остается в категории «избранности». «Высшую касту» так тщательно оберегают от не проверенной информации, что столь ценимые в мире умения пробовать новое, рисковать и испытывать чувство неопределенности не могут быть наработаны в процессе обучения.
  3. Ориентация на традиционные инструменты, развивающие поведенческие качества, используемые в бизнес-процессах. А более глубокие вопросы: стресс, выгорание, потеря смысла, кризис среднего возраста – остаются без достаточного внимания. Исключениями являются тренинги по тайм-менеджменту и эффективным коммуникациям, которые считаются «мягкими темами», дополняющих основные.
  4. Новым за последние 5-7 лет можно считать возросшее доверие к наставничеству и коучингу как инструментам, которые уже можно считать классическими для Украины. Сформировавшиеся профессиональные сообщества коуч-специалистов помогают заказчикам отличать шарлатанов от профессионалов в этих технологиях. Это постепенно укрепляет доверие.
  5. Заканчивается эпоха моно-инструментов обучения. «Если у вас в руках только молоток, то хочется, чтобы все вокруг были гвоздями» - эпоха актуальности этого высказывания проходит. Вместе с тем, растет популярность мульти-инструментальных техник.
  6. T&D-отделы и специалисты в организациях могут напрямую и более непосредственно коммуницировать с высшим руководством. Соответственно, более глубоко определяя их потребности в обучении и развитии.
  7. Появляется интерес и снижается настороженность к глубинным, философским и психотерапевтическим инструментам развития и углубления личности управленцев: ретритам, рефлексиям, провокациям, управленческому лайф-коучингу, стресс-серфингу, коучингу здоровья, экзистенциальному коучингу.

В завершение хочу систематизировать инструменты обучения и развития менеджеров высшего звена по трем уровням: базовому информационному, традиционному и инновационному.

Автор: Кравченко Юрий
Компания: Golden Staff (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Совершенство, но не перфекционизм, Красноречие, тренинговая компания Елены Почуевой
Константин Галюк на конференции «Алгоритмы успеха», Makers game group, академия игры
Как выбрать репетитора?, TRN.ua
Чем «грозит» компании оптимизация бизнес-процессов?, Группа финансовых решений
ГИД рекрутера, Softengi training center
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».