Тренинговым компаниям: Добавить тренингВойти
TRN.ua

Ицхак Адизес на I-м Международном форуме «Управление изменениями» в Киеве, 20 октября 2015 года Часть 1

Ицхак Адизес на I-м Международном форуме  «Управление изменениями» в Киеве, 20 октября 2015 года  Часть 1

Личное: – Ты знаешь, мне позвонили и сказали, что я потерял 20 млн. долларов. – Ну и как ты себя чувствуешь без 20 млн. долларов? – спросил я его. – Ты знаешь, Ицхак. – ответил он. – Отлично себя чувствую. Я счастлив. – Счастлив? – удивился я.

Доброе утро, Украина! Мне очень приятно сегодня быть с вами.

Прежде всего я начну с того, что для меня имеет большое значение практиковать свое учение. И сейчас я буду делиться с вами своим опытом.

Когда-то я написал книгу, которую перевели на русский язык, «Управление в эпоху кризиса». Собственно, то, о чем я буду говорить, частично там есть.

Что вообще значит кризис? Что это за слово? Это слово греческого происхождения. Оно означает какое-то большое разрушение. Это не просто проблема. Это перелом. На иврите слово «кризис» звучит «машбер», т.е. что-то сломанное. Кризис – это не просто какое-то изменение. Это изменение ключевое, изменение мировоззренческое. Скажем, стакан, в котором была вода, разбился. Надо взять другой. Это крупный перелом. Это - парадигма, как сейчас модно говорить. Что это за перелом? Что такое кризис?

Зачастую, когда люди слышат слово «кризис», они ругаются и перестают вообще что-либо делать. Их просто парализует. Знаете, как бывает, когда олень выбегает на дорогу, и на него попадает свет фар от автомобиля. Он не знает, куда бежать. Он замирает на месте. Так вот, замирать – это неправильно. Конечно, это естественная реакция. «Не знаю, что делать, подожду пока кризис закончится, а там разберусь» - это первая реакция, и она – ошибочная. Почему так?

Кризис, как я уже сказал, это крупномасштабная проблема. А что такое проблема? По-китайски слова «проблема» и «возможность» пишутся одной парой иероглифов. Их не различают. Если буквально перевести эти два иероглифа, то получится «перспектоопасность». Перспектива и опасность. Они идут рука об руку. Вы наверняка сталкивались с этим в личной жизни. Если возникает какая-то проблема, вы с ней справляетесь. Преодолевая трудность, вы приобретаете огромный опыт. На самом деле это была перспектива, которая открылась перед вами.

Я хочу вам рассказать одну историю из моей практики. Дело было в Австралии. Я ужинал со своим клиентом (очень и очень богатым человеком) в ресторане. Он отошел на минутку и вскоре вернулся. Его лицо было странным образом вытянуто. Я поинтересовался, что произошло. На что он ответил:

– Ты знаешь, мне позвонили и сказали, что я потерял 20 млн. долларов.

– Ну и как ты себя чувствуешь без 20 млн. долларов? – спросил я его.

– Ты знаешь, Ицхак. – ответил он. – Отлично себя чувствую. Я счастлив.

– Счастлив? – удивился я.

– Я считаю, что я заплатил за отдельный курс повышения квалификации в университете жизни. И, по-моему, это отлично. Единственный вопрос в том, сдал я экзамен или провалил? Научился я чему-то за эти 20 млн. или нет? Если я провалил экзамен, значит я зря потратил время, и я - дурак. Я ничему не научился. Но если я выдержал его, то тогда – отлично. Не каждый может заплатить 20 млн. долларов за экзамен.

Поэтому давайте смотреть на опасности как на то, что открывает перспективы роста. Любая опасность, любая проблема, особенно кризис – это возможность научиться чему-то новому. Это что-то, что открывает новые перспективы. Если вы верите в Бога, вы получите новый стакан взамен разбитого. Кризис испытывает, насколько вы сильный человек. Вы должны ответить на вопрос: «Как я из этого испытания выйду? Более сильным или более слабым?». Каждая проблема может стать возможностью.

Обучаясь, вы можете превратить опасность в перспективу. Учиться можно по-разному. Если у вас есть какая-то проблема (поверьте, гуру тоже сталкиваются с задачами), не спрашивайте себя: «Ну за что мне эта проблема?». Не надо. Это ни к чему не приведет. Ищите решение. Даже нобелевские лауреаты, поверьте, могут потерпеть поражение, когда маленький ребенок три раза подряд задает вопрос «Почему?». Ученый объясняет первый раз, затем второй раз.  А на третье «Почему?» лауреат скажет: «А вот тут я сам не знаю». Точно также звучит ответ на ваш вопрос «Зачем мне эта проблема?». Не знаю.

Лучше спросите «Для чего?». Ответ на него позволит превратить задачу в поиск возможностей. Чему нас учит эта задача? Чему нас учит кризис? Не спрашивайте «Почему?». Спрашивайте «Для чего?». Если вы этому научитесь, то кризис превратится в возможность роста.

К примеру, развелся человек. Он спрашивает: «Почему? За что? Почему моя семейная жизнь развалилась?». Кого это волнует? Что из этого можно вынести? Сделает это человека лучшим, более сильным? Любая проблема может превратиться в возможность. В тоже время может случиться наоборот- любая возможность может стать проблемой. Вы говорите: «О, у меня есть возможность». Не продумав все детали до конца, Вы идете вперед и получаете большую проблему на свою голову. Вы говорите: «Черт возьми, лучше бы я об этом не думал».

Так что же все-таки такое кризис? Перспектива или проблема? Это зависит от вас. Вы решаете, что делать с проблемами, что делать с кризисом. Что же надо делать, чтобы превратить проблемы в возможности?

Смотрите, кризис находится где-то вовне – ситуация на рынке, экономическая ситуация, политическая ситуация в стране. Как себя вести? Главное - не замирать, когда ситуация становится рискованная.

Я расскажу вам один мультфильм, который я однажды видел. Действие происходило в тюрьме. Тюрьма выглядела немного странно. В ней была одна стена и маленькое окошко с железной решеткой. И вот заключенный (такой небритый и несчастный) выглядывает в окно. За окном прекрасный сад, птицы. Ему скверно на душе, ведь он сидит в тюрьме, а весь прекрасный мир снаружи. Но я напоминаю: тюрьма была необыкновенная. В ней была лишь одна стена. Стоило заключенному повернуться, он бы увидел, что вокруг его тоже прекрасная жизнь.

Все что надо – это отвернуться от зарешеченного окна. Вот это советую запомнить! Развернуться в обратную сторону. За окном (на рынке) кризис. Развернитесь! Там точно есть какие-то перспективы. Есть новые компании, есть новые технологии и т.д.

Предположим, вы собрались на прогулку. Проснувшись утром, вы обнаружили, что идет дождь или снег. Снаружи кризис. Что делать? Сесть и плакать? Нет. Можно подождать, пока дождь не утихнет, разобрать бумаги на столе, подмести на кухне, прибрать в комнате. А когда погода улучшится, вы окажетесь в выигрыше. Ваш дом чистый, и вы готовы идти гулять.

Объясню вам на своем примере. Врачи запретили мне летать самолетом из-за состояния здоровья. Я не попадаю не только в Киев, но и в Сочи, в Азербайджан, в Иерусалим. Поездка срывается. Кризис. Что делать? Я применил свой прием к себе. Что я сделал? Я развернулся. Я стал заниматься физкультурой. Я скинул лишний вес, навел порядок в делах, улучшил свое здоровье. И когда я долечусь, я буду намного лучше себя чувствовать. Я стану сильнее, чем был до кризиса.

Так и вы можете использовать кризис для того, чтобы стать сильнее. Ваши конкуренты замерли и сказали: «Ой, не знаю, что делать… кризис». В отличии от них вы выйдете из кризиса гораздо сильнее, а они станут еще слабее, чем до него. Вот такая у вас перспектива. Развернуться и навести в компании порядок. Надраить все до блеска. Усилить все, что было слабо. Выйти из кризиса сильными. Кризис рано или поздно закончится. Вопрос только в том, сколько времени он продлится. Но кризисы не бывает вечными. Все меняется. Ничто не вечно.

Итак, у нас кризис, и мы займемся наведением порядка. Разворот на 180 градусов. Усиление. Самосовершенствование.

Я хочу рассказать вам о том, чего не следует делать. Когда случается кризис, люди поворачиваются, но иногда принимают неправильные решения. У вас проблемы, и вы хотите сократить расходы. Обычно вы начинаете увольнять людей. Почему это ошибка? Это же ваш самый крупный актив. Вы должны увольнять тех людей, которые не продуктивны, которые не такие уж хорошие. Которых вы не уволили в прошлом только потому, что были слишком заняты. У вас не было времени. Вы не смотрели, что происходит за вашей спиной. Да, этих людей можно уволить. Но не увольняйте для того, чтобы сократить расходы. Почему?

Много лет назад (10 или 15 лет назад) я консультировал автомобильную компанию Porsche. Я разговаривал с самим господином Порше. Я спросил его: «Господин Порше, если бы после Второй мировой войны вам нужно было бы сделать выбор, чтобы вы предпочли потерять: людей или оборудование?».

Я задам вам тот же вопрос. От чего бы вы отказались? От людей или оборудования? Я вам отвечу. Легче потерять все станки, все машины. И вы знаете почему? Когда закончится кризис, вы сможете купить новые. Это не так сложно - купить новое оборудование и начать все с начала. Так произошло в Германии, когда закончилась Вторая мировая война. Немцам пришлось начинать все с чистого листа. И что произошло? У них появилось абсолютно новое оборудование, которое было гораздо производительней, эффективнее, современнее, чем у Америки или Англии. Потеря старого оборудования превратилась для них не в проблему, а в возможность.

Постарайтесь вновь нанять правильных людей. Обучите их. Сделайте их частью той культуры, которая вам нужна. Разберитесь, кто хорош, кто плох. Сколько на это у вас уйдет времени? Это занимает очень много времени. Просто уволить людей - значит срубить ту ветку, на которой вы сами сидите. Вы увольняете людей для того, чтобы сократить расходы. А когда кризис заканчивается, вам приходится нанимать новый людей. Для начала нужно найти нужных, дальше обучить, интегрировать в компанию, заново взрастить взаимное уважение и доверие. И это гораздо тяжелее, чем поменять машины.

Расскажу вам еще одну историю. Одно время я изучал, как работают театрально-концертные организации (опера, балет, филармония, оркестр и т.д.). Мне было интересно, как управлять великими артистами и примадоннами. Однажды у меня произошел разговор с известным дирижером Станиславом Скровачевским.

– Какие у вас проблемы? – поинтересовался я.

– У нас огромные проблемы, – пожаловался Скровачевский. – Совет управляющих оркестром хочет, чтобы я открывал летний сезон в городском парке также, как это делает Бостонский симфонический оркестр, выступая с концертами популярной музыки (серия «Бостон попе»).

– Почему вы отказываетесь? Ведь вы упускаете возможность заработать больше денег. – удивился я.

– Своих музыкантов я учил исполнять Паганини. Для того, чтобы хорошо играть, нужно очень долго тренироваться. Играть популярную музыку сейчас, а осенью опять перейти на Паганини будет очень сложно сделать, – ответил дирижер.

Почему так? Потому что люди - наименее гибкие в компании. Оборудование, программное обеспечение можно с легкостью поменять, но только не людей. Сегодня вы уволите людей, а завтра кризис закончится. Вы попытаетесь нанять новых, и это станет для вас огромной проблемой. Это, как радикальная операция. Вы отрезаете ногу, а затем сразу пытаетесь пришить ее назад. Это доставит много страданий.

«Но у нас кризис и слишком много расходов», - скажете вы. Хорошо. Затраты надо сокращать. Сокращайте. Пусть люди работают на полставки. Сократите рабочий день. Тогда будут страдать все, включая вас. Люди предпочтут зарабатывать в половину меньше денег, чем быть выкинутыми на улицу. Таким образом вы не только сократите расходы, но и сохраните сотрудников. Не ищите механических путей для того, чтобы сократить расходы и сохранить активы. Люди, культура организации – это ведь тоже ваш актив. Так вы выплеснете ребенка с водой. Избавьтесь от воды, оставьте ребенка!

Точно также будьте осторожны, когда сокращаете услуги. Потому что вы сокращаете лояльность ваших клиентов. Вы меняете свой имидж. Сколько времени у вас ушло на то, чтобы этот имидж создать? Сколько вы вложили денег на рекламу? Сколько титанических усилий вы потратили на создание вашего бренда? А теперь одним взмахом вы его разрушаете. Вы разрушаете преданность клиентов.

Я не знаю, кто из вас управляет рестораном. Знаете, почему ресторан становится успешным? Потому что там есть определенное постоянство. Если один день еда хорошая, потом не очень хорошая, потом отличная, потом опять плохая, то ваши клиенты не вернутся. Не допускайте колебаний в разные стороны. Клиенты не будут знать, чего от вас ожидать, и пойдут в другое место. Если вы будете постоянно менять услуги, качество продукции, то вы уничтожите свой бренд. Каким образом сокращать расходы? Вы можете убрать какой-то продукт, но не ухудшайте качество других продуктов или услуг. Не ставьте под угрозу свой бренд.

Продолжение Часть_2

Автор: Адизес Ицхак
Компания: Институт Адизеса (все статьи компании)
Добавить комментарий
Ваше имя, компания:
Комментарий:
не более 1000 символов (введено: 0)
Эл. почта:
Проверочный код:
5 английских букв:
 или Отменить
См. также
Названы самые инновационные компании мира, IT Education Center
12 причин никогда не сдаваться, Школа лидерства, образовательный проект
Эффективное управление отделом продаж. Отдел продаж своими руками, Национальный, бизнес-центр
Управление продажами, основные тенденции, Национальный, бизнес-центр
Газета «Консультант Кадровика», № 2 (134) 2017, Професійні видання
Перейти к списку всех статей
TRN.ua
Главная страница
Обратная связь
Помощь
Отправить страницу другу
Тренинговым компаниям
Тренинги и семинары
Тренинговые компании
Тренеры
Новости
Статьи
Услуги сайта
Статистика сайта
О проекте
Контакты
Условия использования
© TRN.ua — тренинги в Украине.
Сделано в компании «Реактор».