Самооценка. Эффективные шаги

Самооценка. Эффективные шаги

Почему самооценка является одной из наиболее актуальных тем? Что заставляет успешных людей снова и снова возвращаться к этим вопросам.

От чего зависит уровень самооценки человека? Почему одни люди более уверены в себе чем другие?
Парадокс: тема самооценки популярна, тысячи делающих работают активно в этом поле, но эффективность остаётся вне поля зрения. Я предлагаю обратить внимание на сам термин "самооценка". САМО ОЦЕНИВАНИЕ. По сути, самооценка - это выставление нами самими себе же оценок. Знаете, как в школе: выучил урок, был прилежным - садись "5" (ну или "12"). Отвлёкся, растерялся, забыл что-то - "2". И как Вам те дети, которые переживают за оценки? Как Вам нравится ребёнок, который прилежный и делает всё, чтобы только одни высшие оценки получать? Какой он, этот ребёнок? Он раскован? Он счастлив и наслаждается жизнью? Нет же! Он, даже если выучил урок идеально, трепещет, что может что-то забыть. Вряд ли все, кто работают на повышение и укрепление самооценки задумываются об этом. Но это так. Вы бросаете все силы, чтобы выйти в отличники (кто-то в хорошисты). И это не приводит к расслаблению, повышению аттракции (симпатии) окружающих к Вам. Ну не любят отличников в "живой природе".
Тем, кого беспокоит своя самооценка, хорошо бы задуматься: а кто такой их внутренний учитель, который выставляет эти оценки? И работа тогда будет заключаться в переходе на другую систему самовосприятия.
И когда Вы прочувствуете свободу от того самого "не доброго учителя", то обнаружатся удивительные вещи. Реакции на внешние раздражители станут в корне иными и положительно удивят Вас.

Как повысить заниженную самооценку?
Увидеть прочувствовать и опознать "внутреннего учителя", который выставляет оценки. Заменить систему самоощущения. Стать самому себе не "строгим учителем", а "мудрым учителем" и "любящим родителем".
Отдельным шагом стоит снизить важность мнения окружающих для нас. При чём, часто работают только с адекватным восприятием критики, а забывают о зависимости от положительных оценок. Так вот, в первую очередь, стоит снизить важность положительных оценок для нас. Особенно это касается погони за одобрением самых близких людей: мамы, папы, мужа, детей.
Третий важный шаг: диагностика чувства вины. С одной стороны, при проработке предыдущего пункта - уже запустится положительная динамика. Но часто, есть другие первопричины возникновения чувства вины. Их желательно отработать отдельно.

Существуют ли тренинги по работе с самооценкой? На сколько они эффективны?

Конечно, по такой востребованной теме существует масса тренингов. Однако, эфективность каждого отдельного тренинга зависит от многих факторов. Учитывая тот факт, что обратной стороной самооценки является качество контакта с самим собой, то хорошо, если на тренинге будут не только ментальные практики (осознания, инсайтов и т.д.), но и конкретная работа с телом. Именно телесные практики позволяют сделать прорыв от оценивания себя к принятию себя, любви к себе и т.д.

В этом плане, тренниг одного из наших тренеров - Ирины Матвиенко, выстроен гармонично и завершенно. Наряду с глубокими практиками по смене статуса в коммуникациях, участницы действуют на ощущениях и приходят в согласие со своим телом. Наверно, благодаря этому мы имеем большое количество положительной обратной связи от участниц тренинга "Самооценка: статус Х"

На вопросы о самооценке отвечала Анна Рыженко, творческий директор Центра Маргаритка.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект