Несезон в продажах. Бизнес-кейс

У каждого бизнеса есть, так называемые «затишья», но я всегда смотрю вот на что: рынок до нуля никогда не падает! Причём, в любой сфере. Спад есть, но нуля нет...

У каждого бизнеса есть, так называемые «затишья», но я всегда смотрю вот на что: рынок до нуля никогда не падает! Причём, в любой сфере. Спад есть, но нуля нет. А соответственно, какие-то продажи всё равно идут и в том числе у конкурентов. И именно от этого данного я построил всю стратегию выхода из кризисной ситуации по доходу.

Одним из моих бизнес-проектов является консалтинговая компания «Practicum Group», деятельность которой направлена на увеличение эффективности продаж в различных компаниях. Основал этот бизнес я в 2006 году. И, конечно же, если мы консультируем других  по поводу того, как больше продавать и лучше работать с клиентами, то соответственно сами не должны быть «сапожниками без сапог». То есть в моей компании с продажами должно быть всё хорошо.
Но, в ноябре 2008 года, я обнаружил, что, не смотря на выполнение моей командой всех стандартных действий по продвижению и работе с клиентами, продажи начали резко падать. Уверен, что кризис 2008 года не только меня «порадовал» падением дохода, а также растущим количеством отказов клиентов, с которыми были 100% договоренности о сотрудничестве.


Текущая ситуация напоминает своей непредсказуемостью 2008 год. Вряд ли ещё год назад кто-то мог спрогнозировать то, что происходит сейчас.
Кризис в экономике, подобен шторму на море, а это значит, что команда на корабле должна действовать иначе, нежели в то время, когда на море штиль. Очень важно уметь реорганизовывать действия компании в период кризиса. Именно те, кто способен меняться и действовать - с наименьшими потерями пройдут через «сложные времена» и выйдут на новый уровень.


Хочу поделиться своим успешным опытом выхода из данной ситуации. Так как мне было некогда изучать большое количество книг, статей и т.п. на тему «как увеличивать продажи в кризис», то я решил подойти к этому просто, практично и главное быстро, так как времени было в обрез. Поэтому, уладил ситуацию с падением дохода следующим образом.


Первое, что я сделал вместе с сотрудниками отдела продаж и продвижения – это мозговой штурм и составление списка всех успешных действий, которые были сделаны при работе с клиентами и продвижению за последний год. Мы проанализировали период, когда у нас были «всплески» дохода и изучили от каких клиентов нам поступала основная масса денег, с какими клиентами нам было проще всего работать, какое делали продвижение, кто делал, в каком виде, кому рассылали и сколько. Также  в течении двух дней я опросил около 20 руководителей разных компаний (наших клиентов) на предмет того, что они предпринимают  в данный момент, чтобы справиться с «кризисом».


Данные, которые я получил в результате выше описанных действий, помогли мне увидеть типовые ошибки, которые допускают 80% руководителей и владельцев бизнесов не только в момент кризиса, но и перед каждым «не сезоном» для их компаний. И одна из самых распространенных ошибок, которую совершают, прежде чем, показатели дохода начинают падать – это уменьшают продвижение, а также активность в работе с клиентами. Можно посмотреть на разные компании и практически в каждой вы найдете этого «таракана», под названием – «скоро не сезон, а значит, нам нужно экономить, всё равно рынок падает». Это практически слово в слово  отражает то, что рассказывали мне руководители, которых я опрашивал. Только вместо фразы «не сезон», они использовали слово «кризис». И эта и есть первая и самая грубая ошибка, которая допускается компаниями – уменьшение продвижения. Или по-другому – уменьшение «давления на рынок». Соответственно, что происходит? Рынок начинает падать, а подразделения продаж и продвижения, вместо того, чтобы увеличивать активность, уменьшают. И, конечно же, это влияет на уменьшения дохода. Так как, практически у каждого бизнеса есть, так называемые «затишья», но я всегда смотрю вот на что: рынок до нуля никогда не падает! Причем, в любой сфере. Спад есть, но нуля нет. А соответственно, какие-то продажи все равно идут и в том числе у конкурентов. И именно от этого данного я построил всю стратегию выхода из кризисной ситуации по доходу.


Вместо того, чтобы как «все» уменьшать расходы на продвижение, уменьшать активность и думать – «как урезать, сэкономить, ужаться и притаиться», я добился, чтобы все сотрудники отдела продаж делали на 50% больше продвижения, чем обычно в это время. Помимо того, что мы обзвонили практически всех клиентов, которые на тот момент были в нашей клиентской базе, были подготовлены поздравительные открытки к новому году, а также поздравления по e-mail. Кроме этого, мы связались с тремя нашими представителями в разных городах и договорились, что они сделают рассылку нашей рекламы по своей клиентской базе. А также разработали новую листовку, где указали специальные условия для тех, кто заказывает услуги в конце уходящего года и в первый месяц нового года. Но, дело даже не в том, что мы отправляли, а в том, в каком количестве мы это делали! Многие наши конкуренты, как и компании с других сфер бизнесов, активность уменьшали, а не наращивали. И соответственно, для клиентов в момент нарастающей нестабильной ситуации на рынке, картина выглядела так, что многие из тех, кто им звонил, предлагал что-то, перестали это делать на ряду с другими компаниями, а мы наоборот продолжали заявлять о себе, делать предложения, продавать, напоминать о себе всеми возможными способами.  


И, благодаря этому, я не просто добился удержания существующего уровня продаж, но и неожиданного увеличения, причём прямо перед самым новым годом, то есть в последнюю рабочую неделю. Более того, в январе мы не упали, как это было в предыдущие несколько лет, а выросли и впервые начали работать с клиентами раньше, чем кончились официальные выходные дни.

Котов Евгений Игоревич    

Владелец «Practicum Group», г. Москва  


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами