Попытаемся создать образ

Попытаемся создать образ

Читая текст, мы привыкли воспринимать просто слова. А создавать образ, придумывать картину к прочитанному кажется нам просто невозможным и нереальным.

Наш мозг устроен таким образом, что картинки, образы он воспринимает гораздо быстрее, чем слова. Поэтому при чтении старайтесь визуализировать, ярко представлять описываемые предметы и явления. Исследования показали, что образы запоминаются в 60 раз легче, чем слова. Соответственно, если вы не можете представить слово образно, то больше шансов, что Вы его забудете.

Старайтесь  за каждым новым или трудным словом (например, за профессиональными терминами) закреплять уникальную картинку.

Читайте приведенный ниже текст медленно, стараясь представить каждое слово образно. Подчеркивайте или выписывайте те, для которых не удалось придумать картинку -  они отсутствуют в вашем активном словарном запасе, а потому  нуждаются в дополнительной проработке.

 

СЛОВА О «МОДНОМ» ФРЕЙДЕ

 

Основное для Фрейда не сознание, а бессознательное. Личность человека как бы трехслойна. «Оно» — комплекс инстинктивных желаний, рвущихся наружу. «Эго», то есть «я», — сознание, удерживающее эти инстинкты в разумных, человеческих границах. И «супер-Эго», сверх-я — то, что сознательно усваивается человеком от других людей, — требования общества, социальные нормы и т. д.

В жизни человека действует «принцип реальности», говорит Фрейд. Нельзя жить по законам «Оно»: тогда мы потеряем человеческий облик. Но, с другой стороны, немыслимо всегда соблюдать требования «Супер-Эго» — мы же люди, а не автоматы!

Однако «Супер-Эго» давит на нас: «Делай, как надо!» Мы не можем на практике не нарушать его требований — но испытываем при этом тревожность (фрустрацию), чувство вины. Включаются механизмы защиты, самооправдания, компенсации. Например, мы забываем то, что подсознательно хотим забыть.

«Эго» вынуждено действовать на два фронта: сдерживать рвущееся вперед «Оно» и в то же время примирять максимализм «Супер-Эго» с «естественным» стремлением сохранить индивидуальность. Но «Супер-Эго» не сдержишь — вот и приходится искать обходные пути, увертки. Какая уж тут гармония! «Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду…»

Вам, конечно, уже ясно, в чем важнейший просчет теории личности Фрейда. Социальная природа психики в целом начисто отрицается. «Оно», то есть желания, переживания — все, что лежит за пределами разума, — объявляется агрессивно внесоциальным и в то же время глубоко биологическим. А социальные компоненты сознания («Эго»), хотя они как будто и органичны, становятся у Фрейда источником постоянной внутренней дисгармонии личности. Социальное и биологическое вечно-де воюют в человеке.

Советские психологи, анализировавшие взгляды Фрейда, не раз отмечали: эта картина реалистична, но она типична для человека с патологическими отклонениями в структуре личности, для невротика. Фрейд был врачом, психиатром, имел дело с нервнобольными, и медицинская специальность сослужила плохую службу Фрейду-теоретику. Впрочем, и у нервнобольных «Оно» никак не сводимо к одним только биологическим потребностям, врожденным инстинктам.

Но эта картина реалистична и еще в одном отношении. Социальность социальности рознь. И если «Супер-Эго» отражает систему требований буржуазного общества, социальные нормы, диктуемые правящим классом.

 

«Эго», а проще — личность — может их не принимать, отталкивать, хотя и вынуждено к ним приспосабливаться. Но такая неустроенность личности не имеет ничего общего с универсальными общечеловеческими законами психики: она исторически и социально обусловлена, она — отражение в психике человека неустроенности самого общества, противоречий между господствующей идеологией и классовым сознанием. Вот этого-то не смог увидеть Фрейд.

И тем не менее он сделал большое дело для современной психологии тем, что привлек ее внимание к «слою», лежащему между сознанием и автоматическими, полностью бессознательными процессами, и тем помог перекинуть мостик между «душой» и механизмами поведения, деятельности. Фрейд, можно сказать, подкопался под пограничный столб между сознанием и несознанием.

 

После проработки «трудных» слов вернитесь к тексту и прочитайте его на максимальной скорости. Одновременно с чтением представляйте каждое слово.Поверьте, немного потренировавшись, это войдет в привычку и тогда читать станет интереснее, увлекательнее, а  также получится воспроизвести прочитанное через довольно продолжительное время. Желаем удачных тренировок!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект